Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы профессионального информирования
Существующие методы и средства профессионального информирования достаточно разнообразны. В практике работы специалистов используются профинформационные уроки, беседы, игры, профинформационные стенды и т.п. Профинформационный урок используется в работе с группой (классом), рассматриваются наиболее общие вопросы профессионального самоопределения. Проводится с целью активизации интереса учащихся к изучению и выбору профессий, содействия развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся, формирования у школьников ответственного отношения к выбору профессии, стимулирования к самовоспитанию профессионально значимых качеств. Возможные темы: «Мир профессий» (многообразие профессий, их классификация по объекту, целям, средствам и уровням труда), «Человек и профессия» (понятия профессия, специальность, должность; требования профессии к человеку; слагаемые успешного выбора; типичные ошибки выбора профессии), «Здоровье и выбор профессии» и др. На профориентационных уроках и мероприятиях могут использоваться материалы видеокурсов (см. например, https://metodkabi.net.ru/index.php? id=v_pravo#v) Профинформационная беседа. Проводится на определенную тему, она менее структурирована в отличие от урока и ориентирована на решение какой-либо проблемы. Может проводиться как индивидуально, так и с небольшой группой. Беседа позволяет обсуждать интересующие проблемы с разных позиций, создает условия для более глубокого осмысления информации, позволяет занять определенную позицию Профинформационные игры. Являются очень популярной формой работы в настоящее время. Игры проводятся преимущественно в групповой форме. Участники игр получают уникальный личностный опыт, сопровождаемый позитивными эмоциями. Высокая степень вовлеченности участников в игру позволяет считать профориентационные игры эффективным средством профпросвещения, хотя организация и проведение требуют подготовки и особых качеств от профконсультанта. Профессиографическая встреча с представителем профессии. Является одним из путей изучения мира профессий школьниками. Во время беседы учащиеся вместе с представителем профессии проводят психологический анализ содержания профессионального труда, описывают требования профессии к психологической сфере личности. Отвечая на вопросы школьников, представитель профессии раскрывает социально-экономические и технологические аспекты профессиональной деятельности, психологическую структуру своей профессии. Примеры вопросов: Чем нравится профессия? с какими трудностями сталкивается? Что позволяет добиваться высоких результатов? и т.п. Профинформационные стенды. Создание стендовсчитается одним из традиционных способов профинформирования. На стендах, которые вывешиваются на предприятиях, в учебных заведениях, в службах занятости и консультационных центрах размещаются сведения о профессиях, учебных заведений, профессиональных успехах и достижениях, образцы продукции. Благодаря стендам человек сам получает необходимую информацию. Недостатком может являться низкая оперативность и консервативность, поскольку информация может меняться несвоевременно. Как современная альтернатива стендам могут быть использованы профинформационные листовки и компьютерные профинформационные листки, которые можно оперативно обновлять. Кроме того использование малых форм наглядности позволяет делать адресные рассылки.
Рис.1. Профоринформационная экскурсия Профинформационная экскурсия на предприятие – это форма организации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение и анализ профессиографической информации непосредственно в конкретных условиях профессиональной деятельности. Во время экскурсии учащиеся знакомятся с организацией производства и профессиональной деятельности, техникой, технологиями и условиями труда. Полученные знания используются для того, чтобы научить школьников самостоятельно анализировать профессии. Видеозаписи профориентационных экскурсий: https://www.psykonvoy.ru/prof-ekskursii/videomaterialy.html Организация исследовательской работы по составлению описания профессии. Профессиографическое исследование требует организации самостоятельной деятельности учащихся. Исследование предполагает самостоятельное получение информации о данной профессии группами школьников с целью составления профориентационной характеристики. Для проведения исследования могут быть использованы схемы составления профессиограмм, классификации профессий и т.п. Такая форма работы может быть весьма эффективной, т.к. самостоятельно полученная информация хорошо усваивается. Например, учащихся разбивают на пять групп: первая исследует общие сведения о профессии, вторая – характеристику процесса труда, третья – санитарно-гигиенические условия труда, четвертая – требования профессии к физической и психологической сфере человека, пятая – требования к профессиональной подготовке. Возможны другие формы организации профессиографических исследований. «Ярмарки профессий» организуются, как правило, службами занятости региона с участиемпредставителей организаций и предприятий, профессиональных учебных заведений. Информация предназначена для выпускников школ, специальных и высших учебных заведений, других категорий граждан, заинтересованных в трудоустройстве. Посетители ярмарки, знакомятся с информацией, представленной на стендах, буклетах, имеют возможность задать вопросы непосредственно представителям заинтересованных организаций. То, какие конкретные формы профессионального информирования использует в своей работе специалист-профконсультант, зависит от того, какие задачи стоят перед организацией, заинтересованной в проведении профориентационных мероприятий. В случае возможности выбора предпочтение должно отдаваться таким методам, которые предполагают активное участие самого оптанта в поиске и получении информации и ведут к формированию представлений о своем месте в профессиональном мире.
|