Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этические принципы психолога-профконсультанта
Компетентность. Профконсультант должен обладать необходимыми знаниями, постоянно повышать свою квалификацию, использовать приемы и методы, соответствующие его квалификации и личным возможностям, быть осведомленным о новых разработках в области своей профессиональной деятельности, использовать методы адекватно конкретной ситуации консультирования. Добровольность. Клиента никто не принуждает, он принимает участие в консультации по собственному желанию. Клиент имеет право отказаться от участия от консультации на любом ее этапе или не участвовать в каком-либо виде работы с консультантом (например, тестировании) без объяснения причин. Ответственность. Консультант несет персональную ответственность за правильность проведения диагностических процедур, адекватность используемых методов, обоснованность выводов и рекомендаций. Конфиденциальность. Полученная в процессе работы с клиентом информация не подлежит разглашению, а передача её другим лицам возможна лишь с согласия консультируемого. Обеспечивается сохранение результатов обследование (бумажных протоколов или компьютерных файлов) в месте, недоступном для третьих лиц. Активность. Клиент самостоятельно принимает решение по проблеме, с которой обратился за консультацией. Отвечая на запрос клиента, профконсультант оказывает необходимую помощь и поощряет активность и самостоятельность консультируемого в принятии им решения. Свобода клиента в принятии решения не должна никак ограничиваться суждениями и оценками профконсультанта. Позитивный эффект. Консультант акцентирует внимание на возможностях консультируемого, поддерживает и стимулирует его поисковую активность. Полученные результаты интерпретируются с позиции соответствия индивидуально-психологических особенностей клиента требованиям конкретной профессии с учетом перспектив ее развития и возможностей их компенсации. Гуманность. В общении с клиентом профконсультант должен проявлять доброжелательность, тактичность, независимо от своего субъективного отношения к нему. Лояльность. Интересы клиента являются приоритетными. Профконсультант уважает личность клиента и защищает его право на свободу в профессиональном самоопределении.
Вопросы по теме 1. Дайте краткую характеристику теоретико-методологическим подходам, существующим в профессиональном консультировании. 2. Назовите основные разновидности ситуации выбора профессии, с которыми работает профконсультант. Какова тактика поведения консультанта в каждой ситуации? 3. Назовите основные этапы профессиональной консультации. Охарактеризуйте содержание каждого из этапов (решаемые задачи, используемые методы и приемы и т.п.). 4. Какие методы психологической диагностики используются в профессиональном консультировании? 5. Какие задачи решаются профконсультантом с помощью психодиагностических методик? 6. Какие требования предъявляются к психологу-профконсультанту?
Литература по теме 1. Акимова М.К., Гуревич К.М. (ред.) Психологическая диагностика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008. 2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. СПб, 1998. 3. Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. – СПб, Речь, 2006. 4. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М., 2001
Вопросы для самопроверки
(??)Профессиональное консультирование и профессиональная психодиагностика(??) (??)Групповая консультация в зависимости от цели может быть (укажите неверный вариант) (?)Информационной (!)Медицинской (?)Развивающей (?)Диагностической (??)Теоретико-методологических подход в профконсультировании, основанный на сопоставлении требований профессии и выявляемых с помощью тестов качеств человека. (!)Дифференциально-диагностический (?)Рационалистический (?)Гуманистический (?)Активизирующий (??)Одной из основных формпроведения профессиональной консультации является (?)Коррекционная (?)Адаптивная (!)Групповая (?)Развивающая (??)Полученная в процессе работы с клиентом информация не подлежит разглашению, а передача её другим лицам возможна лишь с согласия консультируемого. Приведен этический принцип (!)Конфиденциальности (?)Лояльности (?)Ответственности (?)Гуманности (??)Определение сути проблемы в процессе профессионального консультирования является основной задачей (?)Первого этапа (!)Второго этапа (?)Третьего этапа (?)Четвертого этапа (??)Приведите в соответствие: (~)Дифференциально-диагностический подход ~ Сопоставление требований профессии качеств человека выявляемых с помощью тестов (~)Гуманистический подход ~ Помощь человеку в полноценной самореализации в профессиональном труде (~)Активизирующий подход ~ Подготовка к самостоятельному, осознанному профессиональному и жизненному самоопределению (??)В зависимости от продолжительности, содержания получаемой информации, степени ее надежности и достоверности И.Л. Соломин различает три уровня психологической диагностики: (?)Экспресс-диагностика, первичная и глубинная диагностика (?)Экспресс-диагностика, углубленная и проективная диагностика (?)Первичная диагностика, углубленная и глубинная диагностика (!)Экспресс-диагностика, углубленная и глубинная диагностика (??)Результаты профессиональной психодиагностики используются (?)Для стимуляции потребности в самопознании и саморазвитии (?)Для определения ограничений в выборе сфер профессиональной деятельности (?)Для подбора вариантов при выборе профессии (!)Верны все варианты (??)Для защиты клиента от негативных последствий участия в профессиональной консультации были созданы _____________ принципы. (!)Этические (?)Педагогические (?)Профилактические (?)Эстетические
|