![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Профессиональный отбор
Профессиональный отбор включает в себя комплекс мероприятий, направленных на выявление лиц, наиболее пригодных по своим индивидуальным качествам и возможностям для обучения и дальнейшей профессиональной деятельности по конкретной специальности. Итог профотбора – решение о профпригодности кандидата. Оценка профессиональной пригодности осуществляется по нескольким критериям: по медицинским показателям (включая и показатели физической подготовленности); по уровню подготовки (профессиональное образование, наличие особых знаний, умений и навыков); по физиологическим и психологическим показателям. Соответственно различают следующие виды профотбора: медицинский, педагогический, физиологический и психологический отбор. Последние два вида могут объединяться (психофизиологический отбор).
Рис.1. Разновидности профессионального отбора
Медицинский отбор производится с использованием медицинских процедур оценки состояния организма человека и его отдельных функциональных систем (нервной системы, слуха, зрения, сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т.д.). Особое внимание уделяется наличию противопоказаний, которые могут оказывать влияние на снижение надежности в работе и способствовать развитию профессиональных заболеваний (например, для профессии водителя противопоказаниями являются нарушения нервно-психического здоровья, значительное снижение остроты зрения, нарушения цветоощущения). Педагогический отбор позволяет отсеивать кандидатов, уровень специальных знаний которых, степень развитости конкретных умений и практических профессиональных навыков ниже уровня требований, необходимых для обеспечения успешного овладения профессией или выполнение данных профессиональных обязанностей. Педагогический отбор целесообразно проводить в самом начале работы с кандидатом. Отсев непригодных на основе предоставленных документов о полученном образовании, квалификации, опыте работы позволяет избежать затрат на проведение других видов отбора. Физиологический отбор направлен на оценку конкретного функционального состояния человека. Определяется степень его работоспособности, стрессоустойчивости, способности эффективно функционировать в нестандартных условиях (риск, неопределенность и т.п.) Психологический профессиональный отбор основывается на выявлении и оценке профессиональной направленности, мотивации, интересов и предпочтений, ценностных ориентаций, задатков и способностей. Он реализуется при помощи вербальных тестов и опросников, аппаратурных методик, проективных тестов, собеседования. Результатом проведения профотбора является отсев тех, кто по своим индивидуально-психологическим и психофизиологическим возможностям не соответствуют требованиям, определенным спецификой обучения и деятельности по данной профессии. Проведение профессионального отбора целесообразно при наличии определенных условий: число претендентов превышает число вакансий, т.е имеется достаточно большое количество желающий занять свободные рабочие места, имеются основания полагать, что профессиональная пригодность является обязательным условием достижения высокой эффективности труда, разработана и апробированная процедура проведения отбора и имеются специалисты, подготовленные к организации и реализации процедур профессионального отбора
|