Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пятый вопрос. Материальный мир – это бесконечное множество различающихся объектов, но он не может существовать вне определенного движения






Материальный мир – это бесконечное множество различающихся объектов, но он не может существовать вне определенного движения. Именно посредством движения любая материальная вещь способна стать бытием, если она формируется в определенную целостность, которая способна противостоять различным разрушительным воздействиям. Но, вопрос в том, что же именно понимать под движением? Ведь это не только перемещение тел в пространстве относительно каких-то других тел – ведь именно так и представляет это обыденное сознание, а также всякое изменение объекта, обнаруживающее себя непосредственно благодаря взаимодействию. То есть, изменяться – это значит действовать на что-нибудь. Существование материальных систем может реализоваться за счет единства внутренних и внешних взаимодействий. Все внутренние взаимодействия могут обеспечить организацию элементов или частей в одну целостность, при этом образуется структура объекта. А в свою очередь, так взаимодействие происходит с внешней средой или с другими системами, а вот сам объект становится составным элементом системы уже более масштабного порядка. Например, планета Земля, уже сама по себе, будучи сложной системой – это есть составной элемент более общей Солнечной системы. И в результате взаимодействия наступают различные изменения систем. Даже если представить материальный мир чисто гипотетически, то он лишен взаимодействия и изменения.

Материальный мир, представляя собой бесконечное множество различающихся объектов, не может существовать вне движения. Посредством движения любая материальная вещь становится бытием, формируясь в определенную целостность, способную противостоять разрушительным воздействиям. Вопрос лишь в том заключается, что понимать под движением. Это не только перемещение тел в пространстве относительно других тел, как представляется обыденному сознанию, но и всякое изменение объекта, которое обнаруживает себя благодаря взаимодействию. Изменяться – значит действовать на что-нибудь другое. Существование всех материальных систем реализуется за счет единства их внутренних и внешних взаимодействий. Как наиболее устойчивые по характеру воздействия внутренние взаимодействия обеспечивают организацию элементов, частей в целостность, образуют структуру объекта. В свою очередь, взаимодействуя с внешней средой, другими системами, сам объект уже становится составным элементом системы более масштабного порядка. Скажем, планета Земля, будучи сложной системой, сама по себе, в то же время является составным элементом более общей Солнечной системы. В результате обоих видов взаимодействий наступают изменения систем. Даже гипотетически представить материальный мир, лишенный взаимодействия и изменения, т.е. как некое абсолютно неопределенное, нерасчлененное, однородное, сплошное месиво, крайне трудно.

Независимо от конкретного вида внутренне движение характеризуется единством устойчивости и изменчивости. Момент устойчивости указывает на постоянство, сохранение, равновесие, качественную определенность в существовании вещи. Например, равновесное состояние внутренних процессов живого организма обеспечивает его жизнедеятельность. В биологии и медицине такое состояние выражается категорией гомеостаза. Под гомеостазом здесь понимается динамическая постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций организма. Благодаря устойчивости материальная система обретает способность противодействовать всем тем силам, которые стремятся ее изменить. В то же время сама способность к устойчивости основана на внутреннем движении, энергии. К примеру, постоянство взаимопревращения протонов в нейтроны внутри ядер и движения электронов вокруг них обеспечивает устойчивый характер существования атома, т.е. сама устойчивость является определенным внутренним процессом. Вне движения невозможна устойчивость, или покой, но и вне покоя невозможно движение, ибо нечему было бы изменяться. Любое изменение предполагает наличие устойчивых предметных образований, между которыми или в которых и реализуются процессы изменения, а соотношение этих сторон движения определяет состояние и направление изменений системы в целом. Движение, которое вызывает качественные изменения, и есть развитие. В конечном счете, качественные преобразования системы совершаются в сторону прогресса или регресса. Под прогрессом обычно понимается форма изменения системы, связанная с повышением уровня организации и расширением ее возможностей. Тогда как регрессивное развитие характеризуется понижением уровня организации и сокращением множества возможностей и тенденций изменения системы, что выражается процессами упрощения и деградации структуры, возрастанием состояния неупорядочности и хаоса. В случае повышения уровня организации система изменяется по линии усложнения за счет усиления дифференциации (увеличения числа разнородных элементов и функциональных связей между ними) и интеграции (объединение и подчинение элементов целому).

По мере общего усложнения организации и функционирования система расширяет и реализует свои возможности к более устойчивому существованию в мире, объект находится на стадии прогрессивного развития как преобладающей тенденции целого. По мере исчерпания своих возможностей система становится неустойчивой, внутренние структурные связи постепенно дезорганизуются, и под влиянием внешних и внутренних факторов она прекращает существование, переходя в качественно иной вид бытия – небытие.

В философии он обозначается категорией субстанция (лат «substantia» — сущность) — объективная материальная реальность, в аспекте внутреннего единства всех ее проявлений. Субстанцию необходимо понимать как активную причину, основополагание существования. Признание единственной субстанции (материальной или идеальной) обозначается понятием монизм (греч. «monos» — единственный). Противоположными являются позиции дуализма и плюрализма.

Дуализм (лат. dua — два) — признание двух равнозначных начал — как материального, так и идеального.

Плюрализм (лат. pluralis — множественный) — ориентир, исходящий из признания множества самостоятельных начал мира. Исторически преобладающим до конца XIX в. был монистический принцип. В конце XIX в. усилилась плюралистическая трактовка в анализе мира и бытия.

Необходимо учитывать, что бытийствование мира демонстрируется не только в бесчисленном множестве его конкретных форм и свойств, но и в атрибутивных проявлениях: движении, пространстве, времени.

Движение — способ существования мира. Быть, бытийствовать, существовать — значит пребывать в движении. Оно внутренне присуще миру, универсально, его сущность состоит в зависимости от материальной основы, т.е. движение неразрывно с материей. Движение противоречиво (прерывно и непрерывно), многообразно: имеет формы (по степени возрастания сложности) — механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. Формы движения — это группы изменений, объединенных общностью своего подчинения. Так, механическая — пространственные передвижения, физическая — тепловые процессы, радиоволны, ток и т.д.; химическая — изменение молекулярного состава, превращение одних атомов в другие; биологическая — процессы в биосфере; социальная — самая сложная из всех форм, обозначает общественные трансформации, взаимодействие общественных систем.

Все последующие формы внутренне содержат предыдущие, взаимопереходят друг в друга. Движение конкретизируется через пространственно-временные координаты.

Время — форма бытия мира, обозначающая последовательность его состояний. Проявляется через ритмичность, длительность, необратимость: от прошлого через настоящее к будущему.

Если время характеризует изменчивость связей, то пространство — их устойчивость.

Пространство — координация расположения предметов, их всеобщая форма существования. Оно трехмерно (высота, длина, ширина).

Плоскостное и объемное пространство изучает, эвклидова геометрия. Неэвклидова геометрия Н.И.Лобачевского (1792—1856 гг.) исследует пространство отрицательной кривизны. Дальнейшее развитие неэвклидова геометрия получила в творчестве Б. Римана (1826—1866 гг.) в анализе пространства положительной кривизны.

Относительность свойств времени трактует релятивистская (лат. «relativus» — релятивный, относительный) физика (А. Эйнштейн). Установлено, что события одной материальной системы не одновременны для другой, длительность и скорость процессов зависят от скорости движения. Данные свойства подчеркивают связь движения, пространства, времени с уровнями организации материи (неживая, живая, социально-организованная), а также их универсальный, всеобщий характер. Они объективны, т.е. зависимы от внутренней организации материальных систем (например, от плотности вещества, его поля тяготения). Выступают сторонами проявления единого универсального целого — материи, их неразрывность охарактеризована понятием пространственно-временной континуум — четырехмерность.

Бытие мира включает не только процессы движения, но и преобразования, изменения, развития.

Структурная сложность мира, материальных предметов, обилие разнообразных форм предопределяют взаимодействие, взаимовлияние. Эти процессы постепенно вызывают нарушения единства (целенаправленная связь) между структурными компонентами, противоположностями (сторонами предметов). Возрастает роль различий между ними, которые под влиянием внутренних и внешних воздействий в дальнейшем перерастают в существенные. Происходит абсолютизация нетождественности, проявляются активные формы противостояния, что в итоге приводит к образованию противоречий. Таким образом, различие есть еще не сформировавшееся противоречие, но содержит в себе элементы будущего противоречия — внутреннего источника развития.

Противоречие имеет свои стадии зарождения, созревания, проявляется в различного рода конфликтах. В активной фазе — это энергичное противоборство, в результате которого через разрешение кризиса возникает новое.

Противоречия разнообразны: внутренние и внешние (по месту в системе), существенные и несущественные (по характеру возникновения), основные и неосновные (по этапу формирования), неантагонистические и антагонистические (по разрешимости или неразрешимости в данной системе).

Противоречия объективны в силу того, что предопределены внутренними системными связями и их состояниями.

Следовательно, единство краткосрочно, оно нарушается в процессе взаимодействия противоположностей, в результате чего формируются противоречия как источник развития. Это положение делает акцент на саморазвитии, возникновении нового в ходе разрешения противоречий.

Понятия «материальное» и «идеальное» являются в философии наиболее фундаментальными. Понятие «материальное» отражает вещественность, зримость реальных объектов. Эта категория в истории философии прошла длительный путь своего осмысления. Противоположностью категории «материальное» выступает категория «идеальное», обозначающая невещественную и непротяженную реальность, существующую в виде идей, идеалов, прообразов, данных человеку в его сознании как «умопостигаемые сущности».

Сознание не является некой субстанцией, оно есть функция определенным образом организованной материи. Однако сознание принадлежит к области как субъективной, так и объективной реальности. Сам факт существования сознания как способности высокоорганизованной материи отражать и активно воздействовать на окружающий мир, безусловно, является объективной реальностью. Наши конкретные мысли, образы, желания и настроения, конечно же, субъективны и зависят от специфических свойств нашего сознания. Но сам факт наличия у нас сознания объективен и независим от нас. Мы можем мыслить как нам хочется, но мы не в состоянии не мыслить вообще.

К. Маркс дает следующее определение идеального: «Идеальное – это материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Сознание есть акт соединения знания о предмете с самим предметом и соотнесения одного знания с другим. Сознание – синтез материального и идеального, объективного и субъективного. Идеальное же, как считает замечательный философ современности Э. В. Ильенков, рождается и существует не в голове, а с помощью головы в реальной предметной деятельности человека. Вследствие этого, сознание есть форма деятельности, идеальная форма, которая опредмечивается в материальном содержании деятельности. Через ощущения мы получаем всю информацию о внешнем мире. Эта информация, отражаясь в нашем сознании, рождает мысль – идеальный образ внешнего мира. Образ становится словом, переходя из расплывчатого, неявного отображения действительности, из мысли-эйдоса в конкретный символ, принимающий форму всеобщности, в слово-Логос, которое, возвращаясь в материальный мир, творит дело – создает новую объективную реальность, не существующую в предыдущем цикле деятельности.

Сознание есть свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активно-возвратном отражении объективного мира. Именно активно-возвратный характер отличает сознание от механического отражения в неживой природе. Способность сознания как отражения активно воздействовать и целенаправленно преображать окружающий мир отличает его от простого отражения в зеркале. Сознание есть активно-возвратное отражение и только тогда, когда ваше отражение в зеркале пожмет вам руку или заговорит с вами, мы можем сказать, что у зеркала появилось сознание.

Сознание не есть субстанция, но оно является той необходимой частью мироздания, с проявлением которой субстанция может считаться завершенной. Материя, обладая таким важнейшим свойством, как отражаемость, обретает свою конкретную определенность только с появлением своей противоположности – сознания, которое возникает на базе способности все той же материи отражать саму себя. В этом выражается двойственность (противоречивость) единого Бытия, которое является основой его развития. Противоречие и взаимодействие материального и идеального, объективного и субъективного в полном цикле взаимодействия системы мироздания и образует, собственно, само Бытие. Именно поэтому философское определение материи возможно только через соотнесение ее с сознанием.

Таким образом, материя как философская категория существует только в нашем сознании и в то же время независимо от нашего сознания, а материя как физическая реальность для целостности своего существования необходимо нуждается в своем отражении при помощи своей противоположности – сознания, возникающего на базе эволюции все той же материи. Единая субстанция мироздания, объединяющая в себе всю объективную реальность для своей самозавершенности, нуждается в собственной противоположности, представленной таким феноменом Бытия, как сознание, являющимся синтезом объективного и субъективного в едином, целостном Бытии.

Смысл основного вопроса философии заключается в признании двух фундаментальных типов реальности – материальной и идеальной, а также их подвидов – объективной и субъективной. Решение первой (онтологической) стороны основного вопроса философии напрямую связано с тем, какой из этих типов реальности признавать в качестве первичного и доминирующего. Философский материализм исходит из признания первичности материи как первоосновы всего существующего, а идеальное начало, сознание и дух считает вторичными и производными по отношению к их материальной основе, без и вне которой они не могут существовать.

Система философского материализма не представляет собой единого и цельного образования, а разделяется внутри себя на несколько теоретических направлений. Механические материалисты (Ньютон, Лаплас) односторонне трактовали материальность мира, считая материю неким косным и пассивным веществом, не способным к самостоятельному развитию, превращению и порождению новых форм из самой себя, но являющуюся полностью инертной и подчиненной строгим законам классической механики.

Близкие к ним вульгарные материалисты (Гоббс, Кабанис) предельно абсолютизировали материальность мира, объявляя безусловно материальными все его элементы, даже такие, как сознание, дух и разум. Английский философ Томас Гоббс отождествлял наш разум с телесными ощущениями, а французский философ и врач Пьер Кабанис вообще заявлял, что наше мышление материально и является таким же физиологическим продуктом мозга, как желчь, вырабатывающаяся из печени или желудочный сок из поджелудочной железы.

Противоположную позицию в вопросе о соотношении материи и сознания, телесного и духовного занимают представители диалектического материализма. Они считают материю и сознание противоположными элементами единого Бытия, в котором материя выступает не только как первооснова всех вещей, явлений и процессов, но и является активным самопорождающим началом, способным к саморазвитию и самопорождению новых форм в силу своих внутренних источников развития, коими являются зарождающиеся и разрешающиеся противоречия внутри самого материального мира. Сознание понимается ими как вторичный и производный от материи элемент, обладающий, однако, относительной самостоятельностью, активностью и творческой силой. Сознание не только не является материей, но и само оно как идеально-духовное начало несводимо полностью к физическим процессам человеческого тела, а выступает особой функцией сложноорганизованной материи – мозга и связанных с ним органов. Знаменитые философы-материалисты древности – Аристотель, Эпикур и Лукреций – считали, что сознание зависит как от телесной организации человека, так и от воздействующих на его органы ощущений внешних предметов. При этом сознание, ум и душа человека не сводятся только к его телесным функциям, но обладают активностью и относительной самостоятельностью. Однако сознание производно от своей материальной основы, оно возникает с рождением человека и исчезает при необратимом разрушении его телесной оболочки.

В противоположность материалистической трактовке мира сторонники философского идеализма утверждают, что исходной и первичной реальностью мироздания выступает идеальное начало, и именно оно определяет развитие мира, все его явления, процессы и состояния. При этом под идеальным началом различные философы понимали также весьма различные объекты. Сторонники объективного идеализма (Пифагор, Платон, Гегель) подразумевали под таким идеальным началом некий Космический порядок, Мировой разум или Абсолютную идею мироздания, которая творит мир и руководит им. Религиозные философы и богословы также выступали сторонниками объективного идеализма, выдвигая в качестве всеобщего идеального начала Бога – творца и устроителя мира. Во всех этих концепциях идеальное начало признавалось объективным и независимым от человека и его сознания.

С точки же зрения субъективного идеализма объективной реальности внешнего мира вообще не существует как таковой – ни материальной, ни идеальной. Вся существующая реальность, по мнению сторонников субъективного идеализма (Беркли, Фихте, Мах), есть не что иное, как порождение человеческого сознания, продукт познавательных возможностей субъекта.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал