Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Д. ПрозоровскийСтр 1 из 2Следующая ⇒
О ХРОНОЛОГИИ 70 ТОЛКОВНИКОВ
Предлагаемая статья издается как материал для соображения по вопросу о библейской хронологии
Хронология христианских народов и евреев происходит из одного и того же источника — Библии, и потому она должна бы быть повсюду одинакова. Но на деле видим совершенно противное: по тексту Библии, употребляемому евреями, летосчисление не восходит далее 3761 года до Рождества Христова; западные христиане считают по тексту, известному под именем Вульгаты, и, следуя вычислениям Петавия, относят сотворение лира к 3984 году до Р. X.; у нас и у всех христиан православного исповедания употребляется текст 70 толковников, по которому летосчисление начинается с 5508 года до Р. X. Таким образом, библейская хронология распалась на три главные вида, не говоря уже о тех многочисленных системах, которые усматриваются в других текстах и сочинениях различных писателей древности. Причины такой разности далеко еще не исследованы, по неотысканию древнейших списков Библии; по известным же ныне кодексам эта разность главным. образом заключается в несогласном счислении лет от начала мира до исхода израильтян из Египта. Впрочем, в наше время на западе мнения ученых хронологов начинают склоняться в пользу 70 толковников, и уже сделаны довольно важные указания на преимущества нашего кодекса перед всеми прочими. {См. критическое обследование и защищение хронологии 70 толковников, в журн. «Маяк» 1844 г., кн. XXXII и XXXIII, в отделе: критика. В путешествии по Египту А. С. Норова есть довольно указаний в пользу хронологии LXX толковников.} Действительно, на стороне этого кодекса — время, обстоятельства и законы природы. Так Вульгата обязана своим происхождением блаженному Иерониму, жившему уже в IV веке и сделавшему этот перевод с еврейского текста, тогда сей последний перешел во времена христианства значительно поврежденным, частию от влияния неуместных соображений и неаккуратности переписчиков, частию от злонамеренности раввинов, озаботившихся уничтожить пророчества о Христе, так что латинский перевод нужно было соображать со всеми известными тогда кодексами. Напротив того, перевод 70 толковников носит на себе все признаки неповрежденности того оригинала, с которого он был сделан; перевод этот, или его оригинал, был в общем употреблении во времена земной жизни Иисуса Христа, как это видно из приводимых в Евангелии текстов, сходных именно с сим переводом. Самые списки его, доселе известные, древнее списков не только Вульгаты, которая по происхождению моложе его почти шестью веками, но и еврейского кодекса. {В Ватиканской библиотеке и Британском музеуме хранится по экземпляру перевода 70. Обе эти рукописи явились в IV веке: первая в начале, а вторая вскоре после Никейского собора. За тем значительные отрывки Ветхого Завета по переводу 70 толковников недавно найдены на Синае Тишендорфом в экземпляре Нового Завета, писанном в IV веке. Напротив того. древнейший экземпляр еврейской Библии, употребляемый евреями, относится только к IX веку; он хранится, кажется, в библиотеке известного собирателя древностей. ученого караима А. Фирковича.} Пасхальный цикл, известный под названием великого индиктиона и составленный на основании никейского постановления о порядке празднования пасхи, применен к тексту 70 толковников и начат с 5508 года. Наконец, хронологические показания Иосифа Флавия и древних отцов Церкви ближе к этому тексту, нежели к другим. {«Иудеи в Китае и Эфиопии, зашедшие туда, при падении Израильского царства, более или менее верно сохранили летоисчисление греческого текста, а не еврейского. Каким образом Иосиф Флавий, который очень хорошо знал свой отечественный язык, мог следовать летосчислению 70 толковников, если бы ему известно было правильнейшее летосчисление?» (Журн. мин. нар. просв., ч. XXXVII, отд. II, стр. 100). Иосиф Флавий руководствовался книгами Библии, которые, как сам он говорит, хранились при храме и достались потом ему.} Но всем этим наведениям в пользу нашего кодекса придает значительную долю силы сказание Тертуллиана, который жил во II и III веках по Р. X., и при котором подлинник перевода 70 толковников был еще цел. В 217 году Тертуллиан так писал о сем переводе: Птолемей Филадельф, «по совету знаменитого Димитрия Фалерского, своего библиотекаря, потребовал от иудеев их книг, писанных на их языке, которых нельзя было нигде найти, кроме их... Чтобы дать Птолемею понятие о них, они прислали к нему семьдесят переводчиков, или толковников. Менедем, благочестивый философ, поражен был единообразностию их перевода. Аристей оставил вам о том свидетельство на греческом языке. Книги сии находятся и теперь в Птолемеевой библиотеке, состоящей близ храма Сераписа, вместе с еврейским оригиналом. Иудеям предоставлена свобода, читать их публично за известную плату: они обыкновенно ходят слушать чтение сие во день субботний... нельзя не возыметь к сим книгам веры» {Твор. Тертулл. в русском перев. Карнеева, ч. 1, стр. 43 и 44.}. Так писали, почти за 200 лет до Вульгаты {Вульгата признана за канонический перевод западным Тридентским собором.}, которую неодобрительно встретил и блаженный Августин, выразивший Иерониму желание, чтобы священное Писание переводилось с греческого текста 70 толковников, и свидетельствовавший, что именно этот текст, в течение стольких лет, был глубоко вкоренен в память и чувства всех. В V веке итальянец Филастрий решительно признавал истинным только перевод 70 толковников, хронология которых до самого IX века почиталась всеми христианами за подлинную {Маяк, т. XVII, отд,. IV, стр. 8.}, и которым нимало не вредит возбужденный противниками их перевода вопрос о младшем Каинане, сыне Арфаксада. Лицо это не упоминается ни в каком кодексе, кроме кодекса семидесяти, и потому многие считают это обстоятельство неблагоприятным для сего кодекса; но евангелист Лука решительно оправдывает последний: в его росписи Христова родословия упоминается и о младшем Каинане; значит Апостолы признавали правильным только текст семидесяти, употребляли его сами и передали в церковное употрёбление, как вполне согласный с подлинником и принятый самим Господом. Таким образом, правильную хронологию должно искать не в нынешнем еврейском, или каком-либо ином кодексе, а именно в нашем, сохраняющемся доныне без малейших повреждений и имевшем до утраты еврейского и греческого оригиналов (вероятно, в VII веке, при истреблении Омаром Александрийской библиотеки) {Прежде того она была сожжена два раза: Юлием Кесарем и Аврелианом.}, великое значение и для христиан и для евреев {В «Духовной беседе» 1860, №№ 34 и 35, изложены исторические сведения о переводе LXX.}. Несмотря, однако же, на очевидность права, по которому летосчисление 70 толковников должно бы пользоваться решительным перевесом над прочими системами, западные приверженцы Вульгаты и последователи еврейского кодекса не перестают обвинять наш кодекс в хронологическом излишестве, хотя и нет на то других доказательств, кроме догадок. Между тем, один из западных же ученых, занявшийся делом без всяких предубеждений, открыл, что наше леточисление не только не переходит пределов действительности, но еще несколько не достигает их. В 1840 году явилось сочинение лейпцигского профессора Зейфарта, под заглавием: Unimstosslicher Beweis, dass im Jahre 3446 vor Christus am 7 September die Sunfluth geendet habe und die Alfabete aller Volker erfunden worden seinen, etc. В этом сочинении Зейфарт, посредством глубоких археологических изысканий и астрономических вычислений, неопровержимо доказал, что всемирный потоп кончился 7 юлиянскаго сентября 3446 года до Р. X. Некоторые из немецких ученых сильно вооружились против этой мысли; но возражения их, нисколько не повредив ей, увеличили ее достоинство и возвели ее на степень непреложной истины. Другие, напротив, сознав заслугу Зейфарта, прямо объявили, что «вывод его разливает неожиданный свет на первобытное состояние образованности человеческого рода и не может не иметь большего влияния на всю хронологию, историю и другие науки», и что библейское летосчисление по 70 толковникам, по которому греческая Церковь и доселе еще считает годы и которое разнится от еврейского и самаританского 1500 лет слишком, действительно есть правильнейшее и сохранилось вообще неповрежденно {Мысль Зейфарта, с возражением против него Бретешнейдера и с одобрением редакции одного из немецких журналов. можно читать в Журн. Мин. народн. просв., 1843, ч. XXXVII, отд. II, стр. 71—102.}. В самом деле, нельзя не согласиться с доводами Зейфарта: изучая египетские, халдейские и других народов древности, он напал на счастливое открытие, что семитический алфавит изобретен Ноем вскоре после потопа и представляет копию с зодиака, — что семь гласных букв, в том порядке, в каком они расставлены в алфавите, изображают положение семи планет тотчас после потопа, и что, по астрономическим вычислениям, такое положение планет определяется не в другое время, а именно 7 сентября 3446 года до Р. X., в 6 часов вечера, около Арарата и повторится уже спустя миллионы лет. Здесь считаю уместным войти в некоторые соображения о составе года, современного Ною. Мнения ученых на этот счет далеко нерешительны; вообще полагают, что сей год сходствовал с египетским, т.е, делился на 12 месяцев и содержал в себе 360 или 365 дней (Общ. метрол. Петрушевского, стр. 612 и 618). Но мы, вследствие Зейфартова открытия, можем достигнуть более удовлетворительных выводов. Указав астрономически день окончания потопа, Зейфарт, однако же, ошибся в приложении этого дня к частным обстоятельствам истории потопа: он утверждает, что потоп продолжался 9 употребительных тогда месяцев, и что 7 сентября голубь, пущенный Ноем из ковчега, не возвращался и узнано было, «что потоп престал»; значит, седьмым сентября Зейфарт счел первый день первого месяца на 601 году жизни Ноя. Такое заключение он сделал не потому, что был уверен в справедливости его, а потому, что не позаботился решить вопрос: в какое время Ной имел возможность заняться астрономическим наблюдением, выраженным в буквах алфавита и показывающим момент окончания потопа, т.е, в первый ли день первого месяца, или позже? Разрешая этот вопрос, Зейфарт заметил бы, что исчисление времени потопа начинается с того мгновения, в которое Ной, по повелению Божию, последовавшему за семь дней до начала потопа, вошел в ковчег: это было в 27 день второго месяца, на 600 году Ноевой жизни (Быт. гл. 7, ст. 11 и 13; гл. 8, ст. 14). Так как Ной знал о начале потопа единственно по откровению, то и об окончании его мог узнать не по своим наблюдениям, а тоже по откровению Божию: отсутствие голубя, посланного с исключительною целию узнать состояние воды, не давало повод, а к уверенности, что потоп не возобновится, да и из самого текста видно только, что в первый день первого месяца на 601 году Ноевой жизни «изсяче вода от лица земли» (Быт. гл. 8, ст. 13), что этот день 27 днями был раньше 9 месяцев и что потоп не считался тогда оконченным, ибо земля была еще так жидка, что из ковчега нельзя было выйти. Земля окончательно высохла в 27 день второго месяца, и тогда-то Господь. повелев Ною выйти из ковчега и вняв его благодарственной жертве, решительно отменил повторение потопа. Вот момент, в который Ной мог приступить к наблюдению; а этот момент настал ровно через год, изо дна в день, после начала потопа. Значит, седьмое сентября, определенное Зейфартом астрономически, соответствует именно двадцать седьмому дню второго месяца; отсюда до 27 дня седьмого месяца, т.е, чрез 5 месяцев, прошло 150 дней (Быт. 7, 24); следственно, тогдашний месяц содержал 30 дней. Напишем же столбец чисел на целый год, начиная с 7 сентября, и станем сличать их с числами потопного года, взяв первою точкою конец, а второю начало его. Если 27 день второго месяца = 7 сентября, то 1 день первого месяца = 13 июля, а 30 день двенадцатого месяца = 7 июля, что заключает в себе 360 дней; 8 — 12 июля, т. е. 5 дней, выходят уже промежуточные, которые, не принадлежа никакому месяцу, причислялись к году, откуда сей последний является в 365 дней, Но если бы библейское летосчисление основывалось на этом годе, то оно не сошлось бы с астрономическим вычислением, с которым оно в действительности сходно, ибо наш год, начавший свое существование с Юлия кесаря, составляет в сложности 365, 25 дней; посему библейский год должен бы отстать на 0, 25 суток, что в летосчислении произвело бы разницу, требующую довольно сложных вычислений. Но как сего не случилось, то мы можем считать за истину, что библейский год в сложности составлял 365, 25 дней. Отсюда понятно, каким образом у египтян, халдеев и древних персов явился с глубокой древности год в 365 и 365, 25 дней? Очевидно, такой год они наследовали от Ноя и передали нам; только мы придумали свои правила для распределения излишков, а правила древности в этом отношении остаются неизвестными. Таким образом, год потопа определен астрономически и археологически, с полною математическою точностью. Но важное открытие Зейфарта нельзя сличать ни с Вульгатою, ни с еврейским, ни с иными кодексами по которым время потопа далеко не достигает цифры, найденной Зейфартом. Самая хронология 70 толковников, по нынешнему ее определению {Летосчисление от сотворения мира введено в употребление (в Константинополе) не ранее половины VII века (Настольн. хронол., стр. 47).}, уступает этой цифре на 200 лет. Каким же образом согласить оба счета, или лучше сказать, обе хронологии, потому что Зейфарт, в определении других событий, создает свою хронологию? И есть ли возможность к такому соглашению? Полагаю, что эта возможность не только существует, но и весьма очевидна. Сличая нынешнюю хронологию нашу с книгою Бытия, разумеется, по переводу 70 толковников, невольно останавливаешься на сказании Моисея об исходе евреев из Египта. По словам священного писателя, евреи пробыли в Египте и Ханаане 430 лет; по хронологии же на пребывание в Египте полагается 215 лет, а остальные 215 лет относятся ко времени — начиная с переселения Авраама в Ханаан до переселения Иакова в Египет. Но этот расчет едва ли можно признать точным. Правда, его стараются подкрепить изречением св. Апостола Павла: «Аврааму же речени быша обеты, и семени его... Сие же глаголю, завета предутвержденнаго от Бога во Христа, бывый по летех четыриста и тридесятих закон не отметает» (Гал. 3, 16. 17); однакож, здесь счет ведется от завета, который Авраам получил от Бога уже в 99-тилетнем возрасте, т. е. 24 года спустя после прихода в Ханаан; стало быть, до переселения Иакова в Египет от завета прошло не 215 лет, а 191 год. При этом нужно иметь в виду, что св. Апостол Павел писал не историю, что ему не было надобности входить в хронологические изыскания и что число 430 он упомянул мимоходом, в том значении, какое тогда придавалось этому числу. Святитель Димитрий Ростовский, рассматривая хронологию и остановившись на вшествии Иакова в Египет, говорит: «до зде по Библиах славенских лета от начала мироздания суть аки бы известны. Прочая же сумнительна, колико бо лет израильтяне в Египте пребыша, несть совершеннаго в Библиах известия» {См. Летопись, в 4 томе сочин. св. Димитрия рост., изд. 1842 г. (церк. букв.), стр. 52.}. В самом деле, время это исчисляется только по хронографам, которые следуют глухому преданию, неподкрепленному никаким твердым авторитетом; сам Иосиф Флавий в настоящем случае авторитет весьма шаткий. И потому мы имеем полное право повторить сомнение святителя Димитрия, и в самом тексте Библии поискать пути к открытию истинного времени пребывания евреев в Египте. Если мы, при исследовании этого времени, примем в соображение данное Аврааму предречение: «ведый увеси, яко пресельно будет семя твое в земли не своей, и поработят я, и озлобят я, и смирят я лет четыриста» (Быт. 15, 13): то недоумение наше разрешится вполне, ибо здесь 400 лет исчисляются от переселения в землю не свою до возвращения оттуда, которое определено так: «в четвертом же роде возвратятся семо» (ст. 16), т.е, в Ханаан. Следственно, хронографы несправедливо приписывают отсутствию евреев из Ханаана только 216 лет. Обратимся теперь к книге Исход; в ней (гл. 12, ст. 40) сказано: «обитания же сынов израилевых, еже обиташа в земли Египетстей, и в земли Ханаани, сии и отцы их, лет четыреста тридесять». Здесь св. Моисей, упоминая Ханаанскую землю, в то же время предупредил, что разумеет не все племя Авраамово, а особенно сынов Израилевых, т. е. потомство Иакова. Теперь попробуем разложить эти 430 лет, руководствуясь числами самой Библии. Исаак жил всего 180 лет, в том числе до рождения Иакова 60 лет (Быт. 25, 26; '35, 28), следственно при Иакове 120 лет; Иаков жил всего 147 лет (47, 28), следственно пережил отца 27 годами; исключив отсюда 17 лет, прожитые им в Египте, останется 10 лет, которые он провел в Ханаане по смерти Исаака. Но такой расчет далеко не окончателен, потому что Иаков мог жить в Ханаане некоторое время и при жизни отца. Поэтому надобно прибегнуть к другому средству, способному дать более подробное разложение. Такое средство представляется в соображении лет Иосифа с летами Иакова, Иосиф продан 17 лет (Быт. 37, 2); явился к Фараону 30 лет (41, 46), т.е, через 13 лет, после продажи, пред самым началом семи урожайных лет, по истечении коих ему было 37 лет; затем во второй голодный год, когда Иосифу было полных 38 лет, пришел к нему Иаков в 130-тилетнем возрасте (47, 9); поэтому Иосиф родился, когда Иакову было 92 года полных; исключив отсюда 14 лет, прожитые последним у Лавана за двух жен и протекшие до рождения Иосифа от ухода Иакова из родительского дома, наедем, что Иаков ушел к Лавану 78 лет, по приложении к которым как тех 14 лет, так и 6 лет, употребленных Иаковом на работу Лавану за скот, а всего 20 лет, проведенных в доме Лавана (31, 41), оказывается, что Иаков возвратился в Ханаан и назван там от Бога Израилем — 98 лет, т.е, тогда, когда Исааку было 158 лет. Следственно, до смерти Исаака он жил в Ханаане, в качестве Израиля, 22 года, да по смерти его 10 лет. итого 32 года, и потом переселился в Египте. Вычтя эту цифру из полного числа 430 лет, увидим, что Израильтяне, сии и отцы их пробыли в Египте полных 398 лет. Не хватает, значит, двух лет до пророческого 400-хлетняго числа; но и эти годы тотчас найдутся, как скоро примем в соображение, что независимое существование Израилева семейства, при Исааке и по смерти его, продолжалось не все 32 года, а собственно 30 лет; наступивший затем голод принудил сыновей Израилевых отправиться в Египет за хлебом; Иосиф искусно воспользовался этим случаем, и даровым отпуском съестных припасов купил независимость братьев, связав их еще и обязательством представить ему меньшего брата Вениамина. В строгом смысле, переселение израильтян в Египет началось с первой поездки их туда еще и потому, что Симеон, второй сын, Иакова, не возвратился из нее домой, но, оставшись в Египте в виде заложника для обеспечения исправности братьев его в исполнении обязательства, жил там до второго приезда их, при котором Иосиф окончательно открылся им и предложил полное переселение; тогда Симеон уже только съездил за своим отцом в Ханаан и возвратился в Египет. Итак, пребывание сынов Израилевых в Египте, считая от начала зависимости их от последнего, продолжалось именно 400 лет, согласно с пророчеством, а от начала официального переселения самого Иакова — 398 лет. Приверженцы 215-тилетнего счета могут, в свою защиту, указать на вышеприведенный ст. 16 гл. 15 кн. Бытия: «в четвертом же роде возвратятся семо», а также на родословие Моисея (Исх. 6, 16. 18. 20). Но эта защита весьма непрочна: ибо, во-первых, четвертым родом после Авраама были дети Иакова, которые вошли в Египет; во-вторых, из родословия Моисея известно только то, что Левий жил 137 лет, второй сын его Кааф 133, сын этого Амврам 137 и сам Моисей 120 лет. Такое сведение слишком недостаточно для того, чтобы на нем основывать хронологические расчеты. В-третьих, лета по Моисееву родословию высчитывают одни хронографы, относя рождение Каафа к 45 году жизни Левия, рождение Амврама к 60 году жизни Каафа, а рождение Моисея к 73 году жизни Амврама {См. в вышеуказанном месте летописи св. Димитрия ростовского.}; но этот счет далеко бездоказателен, и, по выражению св. Димитрия, сумнителен. В-четвертых, в родословие Моисея легко могла вкрасться невольная ошибка, и вот почему: из всех пяти книг его лишь одна книга Бытия имеет характер хронологический, выдержанный с полною строгостию; видно по всему, что она составлена по древнейшим запискам, или каким-либо письменным памятникам, сохранившимся до Моисея; со смертию Иосифа кончается книга Бытия; затем начинается и книга Исход и прочие книги, в которых встречаются только мимоходные, и то изредка, хронологические показания, без строгой связи и последовательности; все время пребывания израильтян в Египте пропущено без описания; значит от этого перевода не осталось письменных сведений, а сохранились только в народной памяти имена некоторых личностей, которые по этим устным преданиям и внесены в следующие книги в виде мимоходных заметок... Правда, есть повод доказывать существование письменных сведений в египетский период; из них одно дошло даже до составителя 1-й кн. Паралипоменон, упомянувшего в ней (гл. 2, ст. 21), что Есром, сын Иудин, женился на дочери Махира, сына Манассиина, будучи 65, но подобные сведения могли сохраниться и путем преданий, включенных после Моисея в какие-либо семейные записки и перешедших таким способом из рода в род до позднейшего потомства. Если бы действительно существовали письменные материалы для истории евреев на пространстве 398 лет, то они не могли бы укрыться от Моисея при производстве им народной переписи {Могли укрыться разве тогда только, когда бы они, были отобраны египтянами у евреев, хранились в египетских архивах.} в таком случае он не упустил бы составить более подробную историю своего рода и представил бы какой-нибудь очерк Иудина и Иосифова племени; но вместо того он ограничил свое родословие самою узкою рамою, в какую только можно было вставить глухое предание, с сохранением в нем, по крайней мере, исторической истины. Что же касается верности числа 430, то Моисею легко было его определить: он в точности знал год прихода и Ханаан и Египет своих предков, сам жил в год исхода; следственно оставалось исключить один год из другого, и сумма лет порабощения определялась остатком с совершеннейшею верностию. Посему здравый смысл заставляет считать именно эту сумму хронологическим числом и устраняет всякие соображения, имеющие целию подвести Моисеево летосчисление под произвольные условия хронографов. Относительно «четвертого родам» довольно сказать, что в этой степени должно считать вошедших в обетованную землю и родившихся в пустыне, которые, по Иудину родословию, составляли седьмое колено после Иакова; стало быть, и с этой стороны пророческие 400 лет подтверждаются. Таким образом открывается, что мы, по ошибочному выводу хронографов, уделяли пребыванию евреев в Египте, вместо 398 {Так как в нынешней хронологии, по укоренившейся привычке. переселение в Египет исчисляется со времени прихода туда Иакова, то и мне, для параллели, следует взять этот термин за хронологический. Было бы правильнее отодвинуть этот термин к началу пророческих 400 лет и пребывание в Ханаане считать не в 32. а в 30 лет: го это затруднило бы дальнейшие расчеты и усложнило бы критические соображения.}, только 215 дет, т.е, сокращали в этом месте хронологию 70 толковников на 183 года. Впрочем, и число 215 имеет в хронологии свое значение, не более, однако же, как второстепенное; не даром же оно удержалось, как предание, во всех хронографах, которые передали его нам верно, утратив только понятие о его истинном значении. Этим числом Зейфарт определяет год пришествия Иакова в Египет: «Испанец Абарбанель, пишет он, сохранил предание, о котором упоминает и Иосиф, что за 3 года до рождения Моисея, следовательно за 83 до исхода, случилось достопримечательное стечение Сатурна и Юпитера в знаке Рыб. Действительно, такое стечение было в 1952 году до Р. X. Поэтому Моисей родился в 1948 году, а израильтяне вышли из Египта спустя 80 лет, т.е, в 1867 году до Р. X., что согласно и с упомянутыми астрономическими наблюдениями. А так как израильтяне со времени Иакова жили в Египте 215 лет, то придти в Египет они должны были в 2082 году». В самом деле, по хронологии, увеличенной на 200 лет (т. е., вместо 5508, до 5708), пришествие в Египет падает на 2083-2 год, именно на тот самый, который, по замечанию Зейфарта, показан и египетским историком Манетоном, приписывающим это событие 700 году египетского песьего периода (период этот начался в 2782 и кончился в 1322 году) {В Манетоновом повествовании о пастырских народах — события видимо перемешаны; это заметил А. С. Норов (Пут. по Египту и Нубии, т. I, стр. 268, изд. 2). Действительно, из слов Манетона мы видим, что пришествие сих народов в Египет началось о 2082 года, а как это указание сходно с Библией, то и выходит, что оно относится собственно к 12 израильтянам. Правда, Манетон и другие писатели уверяют, что пастырские народы завоевали Египет и владели им в течение 260 лет, но это до израильтян не касается, ибо приход их, был мирный. (По догадке А. С. Норова, завоеватели были филистимляне.) Здесь нельзя не обратить внимания на то, что египтяне начали теснить израильтян вследствие опасения, чтобы последние, соединясь с врагами египтян (т, е.. по ближайшему разумению, с пастырями-филистимлянами), не одолели бы своих властителей и не освободились бы из Египта силою. Такое опасение произошло не иначе, как из опыта. И если мы предположим, что нашествие воинственных пастырей случилось в период пребывания евреев в Египте и дало египтянам повод подозревать евреев в враждебных намерениях, то едва ли ошибемся.}: но расчет, определяющий время исхода, не точен, ибо, по исчислению настоящей статьи, исход, случившийся через 398 лет после пришествия, падает на 1685-4 год, да и Климент александрийский, как сознается и сам Зейфарт, «определяет исход израильтян по годам перед началом второго сириусова (песьего) периода (1322 до Р. X.)». А 1685-4 год есть 1097 первого периода и был только за 363 года до второго периода, тогда как от 1867 года протекло до второго периода 545 лет. Сумма эта составляет более нежели треть целого периода, и ни в каком случае не означает истечения его; напротив, в сумме 363 заключается несколько менее четверти периода, и потому годы, ее составляющие, относятся именно к концу его. Стало быть, нет достаточного основания прилагать означенное астрономическое наблюдение единственно к рождению Моисея (которое по прямому счету случилось в 1765 году), потому что это наблюдение сохранилось в предании, а предание, пройдя через тысячи лет, могло утратить имя того лица, к которому относилось наблюдение, и заменило именем Моисея, как более популярным. Если самая библейская хронология не избежала от гибельного влияния переписчиков, произведших различные кодексы с разными леточислениями, то могло ли устное предание, неохраняемое никакою властию, уцелеть неповрежденным? Для изобличения погрешностей в библейской хронологии мы имеем текст 70 толковников; для исправления преданий Бог снабдил нас здравым смыслом, которым можем отличить истину от погрешности. Теперь мы в состоянии определить значение 215-тилетняго числа. По Библии пребывание евреев в Египте делится на два периода: первый от поселения их там до порабощения; второй от начала порабощения до исхода. В книге Исход пишется: «умре же Иосиф, и все братия его, и весь род оный. Сынове же Израилевы возрастоша, и умножишася, и мнози быша, и укрепишася зело зело: умножи же их земля. Воста же царь ин в Египте, иже не знаше Иосифа» (1, 6—8). Если в течение благополучного периода умер не только весь род, близкий ко времени Иосифа, не только израильтяне умножились зело зело, но и самая память об Иосифе исчезла между египтянами (и, может быть, ослабела даже между израильтянами, по крайней мере в большинстве, чуждом ученого образования, каким обладал Моисей), то, значит, прошло немало времени от Иосифа до этого царя. Затем началось гонение, в которое они, кроме множества других тягостных работ, построили три крепости, но «по елику их смиряху, толико множайшии бываху, и укрепляхуси зело зело» (ст. 12); наконец издан закон об истреблении еврейских младенцев мужеского пола, но и тогда «множахуся людие, и укрепляхуси зело» (ст. 20); значит, и этот период был некратковременный, ибо притеснительные меры, как видно из Библии, принимались не все вдруг, разом, но следовали одна за другою, восходя от слабейшей к сильнейшей. В таком положении результаты нового увеличения евреев могли обнаружиться только по истечении значительного времени, и то лишь под условием долголетней жизни в большинстве и малой смертности вообще в народе. Итак, по внутреннему смыслу обстоятельств, 215 лет следует отнести к благополучному периоду, потому что это число, по соображении его с астрономическим наблюдением, указывает на 1867 год, несправедливо принимаемый Зейфартом за год исхода, в действительности же это год, с которого началось гонение, продолжавшееся 183 года и кончившееся поэтому 1685-4 годом. Касательно астрономического совпадения 80 Моисеевых (будто бы) лет с числом 215, надобно заметить, что летосчисление нимало не потерпит, если эти лета, вместе с наблюдением, будут отнесены с другому лицу и, всего вероятнее, к тому фараону, с которого, через 83 года после наблюдения, или после его рождения (можно сказать им так: через 80 лет после какого-либо замечательного события, случившегося через 3 года после наблюдения) {Всего удобнее отнести это наблюдение к событию, прекратившему владычество над Египтом царей-пастырей, которые так благосклонно приняли израильскую семью. Если так, то откроется, что цари-пастыри завоевали Египет за 45 дет до пришествия в него Иакова, т.е, около 2127 года до Р. X.} египтяне стали теснить евреев. Да и наблюдение это скорее египетское, чем еврейское, потому что евреи, не зная о чрезвычайности Моисеевой судьбы до самого исхода и считая его очень обыкновенным человеком, не имели повода замечать явления, предшествовавшие его рождению; они так мало заботились о нем, что даже заставили его бежать из Египта. Самый род Моисея, т.е, отцы его и сам он, до известного времени, не имели никакого особенного значения в народе. Личные внешние качества его решительно препятствовали ему быть передовым человеком: он был и косноязычен и гугнив. На основании сих выводов представляется полная возможность составить совершенно правильную хронологию от сотворения мира до входа израильтян в обетованную землю. Вот эта хронология, извлеченная из текста 70 толковников:
Примечание. Лета жизни фарриной ставят в недоумение многих объяснителей Писания, потому что до рождения Авраама он жил 70 лет, да по переселении в Харран 205 лет, всего насчитывают 275 лет; выходит, будто 44 года и более он жил при Иакове, Западный защитник хронологии 70 толковников думает, что число 205 следует заменить числом 145, как обозначено в самаритянском переводе {Маяк, 1844, кн. XXXIII, крит., cтр. 13.}. Но эта мысль не верна, и вот почему: в нашей Библии сказано: «поживе Фарра лет седмьдесят. и роди Авраама... и поят Фарра Авраама сына своего и Лота... и Сару... и изведе я из земли Халдейския, ити на землю Ханаанску: и приидоша даже до Харрана и вселишася тамо. И быша вси дние Фаррины в земли Харрани лет двесте пять» (Быт. 11, 26. 31. 32). По соображении сего текста с историей Исааковой женитьбы, оказывается, что Фарра не дожил до этого события: о нем вовсе не упоминается в описании сватовства Исаакова, где действующими лицами были только внук его Вафуил и сын последнего Лаван. В то же время нельзя оставить без внимания и другого важного обстоятельства: выражение «вси дние», очевидно, относится к целой жизни Фарры и не согласуется с следующим затем ограничением: «в земли Харрани»; если бы тут разумелся один Харран, не было бы сказано: вси. Видно по всему, что ст. 32 некогда был изложен так: «...дние Фаррины в земли Халдейстей и в земли Харрани», но впоследствии сокращен, по ошибке переписчика. Таким восстановлением первоначального смысла этого стиха восстановляется и правильное отношение его к истории Исааковой женитьбы, случившейся через 141 год по рождении Авраама; значит, Фарра умер за 6 лет до этого события. Отец протоиерей Богословский, в своей священной истории ветхого завета, иначе объясняет вопрос о Фарре, соглашая его с словами св. первомуч. Стефана (Деян. 7, 4), где Харран показан городом, отдельным от Месопотамии (слич, Быт. 24, 10; 27, 43), но приходит к одинаковому со мною убеждению, и именно, что Фарра жил всего 205 лет {См. стр. 2 хронологии, приложенной к Священной история ветхого Завета, изд. 1857.}. Вообще должно сказать, что, как бы ни варьировались мнения о Фарре, мы признаем библейский факт выше всяких умозаключений, считаем Фаррину жизнь в 205 лет, и не присваиваем себе права изменять библейскую хронологию изобретением какого-либо другого числа, в замен представляемого ею 70-летнего периода от рождения Фарры до рождения Авраама, тем более, что последняя цифра, в общем составе послепотопной хронологии, оправдывается астрономическо-археологическим открытием Зейфарта.
В этой хронологии год пришествия в Египет разнится единицею от цифры, найденной Зейфартом. Но сия разница тотчас исчезнет, коль скоро мы вспомним, что здесь приняты круглые годы с зачетом в них остатков от годов рождения Арфаксада и Исаака; когда мы прибавим эти остатки, тогда образуется именно 2082 год, в который Иакову было 131 полных лет. При том не надобно опускать из виду и того, что сириусов период начался 20 июля 2782 года, следственно 700 год этого периода, соответствующий приходу Иакова в Египет, совпадал с 2082—2081 годом, а 2082 — 2081 год с 699 египетским; или, короче сказать: 130 год жизни Иакова падал на 699 (2083—2082) и на 700 (2082- 2081) песьего периода. Стало быть, Иаков вошел в Египет на таком году, который начался в 2083 году после 20 июля и кончился в 2082 году прежде 20 июля; или иначе: пришел в 2083 — по Библии, а поселился окончательно в 2082 — по Манетону. Вышеизложенная хронология подтверждается и археологическими данными. «Все усилия ума и учености», говорит наш ученый путешественник в Египет и Нубию, «которые употребляло неверие, чтобы поколебать хронологию книг Моисея, переданную во всей точности в переводе семидесяти толковников, остались тщетными не только перед здравым умом, но и перед холодною истиною науки. Шамполион и за ним многие другие ученые доказали неоспоримо, чрез надписи, сохранившиеся на памятниках ветхого Египта, что доселе ни один из этих памятников не древнее XVI династии фараонов; а первый фараон этой династии был, по единогласному сознанию писателей церковных и светских, современником Авраама. Таким образом, история Египта, начертанная на его памятниках, не простирается далее XXIII столетий до Р. X., и никакой памятник языческой древности не противоречит счислению эпохи всемирного потопа, следуя тому же переводу Библии». {Путеш. А. С. Норова, т. 2, стр. 306, изд. 2; также стр. 307, где указано на Кювье, геологически доказавшего истину космогонии и хронологии Моисея. Еще см. т. 1, стр. 44 и особенно 276, на котором найдете сведение о мнении Росселини, Шамполионова продолжателя, в пользу истории, оправдываемой книгою Бытия.) Действительно, по нашей таблице оказывается, что Авраам был в Египте 75—76 лег, в 2299-8 году до Р. X., т.е, именно за XXIII столетия, при том самом фараоне, которым начинается по памятникам, история Египта. Затем предстоит согласить рассмотренную часть хронологии с следующим ее отделом, который, по Библии, идет от прихода израильтян в обетованную землю и кончается пленом вавилонским. Соглашение это тем удобнее, что последний год периода окончательно определен по олимпиадам, начавшимся с 1 июля 776 года до Р. X. {Следовательно, с 42 года иудейского царя Озии. Кедрин относит начало их к царствованию Манассии и говорит, что празднование олимпиад уничтожено в 16 году царствования Феодосия Великого. Счисление по олимпиадам поверено астрономически Лаландом. Астроном этот вычислил, что лунное затмение, при котором, по известию Плутарха, Дион отправился из Закинфа в Сицилию, случилось 9 августа 357 года до Р. X., что согласно с Диодором Сицилийским, который относит этот поход ко времени архонта Агафокла, вступившего в эту должность в начале 4-го года 105 олимпиады, т. е., 27 июля 357 года до Р. X. (Путеш. младш. Анахарсиса, изд. 1808 г., т. 5, стр. 482.) } Но сперва надобно заметить, что в этом периоде, кроме времени, протекшего до судей, остаются необъясненными, по неимению нужных данных: судейство Самегара, промежуток между Сампсоном и Илием и судейство Самуила. Объяснения сих вопросов мы находим в самой же Библии, которая все сведения о Самегаре ограничивает двумя стихами (книги Судей): «и по нем (по Аоде) воста Самегар сын Анафов, и изби иноплеменников шестьсот мужей ралом воловом: и спасе и сей Израиля (гл. 3, ст. 31). Во дни Самегара сына Анафова, во дни Иаили, оскудеша путие, и идоша в пути кривы, и идоша в пути развращенны. Оскудеша живущии во Израили, оскудеша дондеже воста Деввора» (гд. 5, ст. 6 и 7). Столь скудное значение Самегара не позволяет распространять его судейство на сколько нибудь продолжительное время; он видимо упомянут в Писании единственно для счета лиц, а отнюдь не в хронологическом смысле, ибо после Аода летосчисление начинается непосредственно игом Иавина, продолжавшимся 20 лет, в состав которых поэтому входят и время Самегара и время Девворы (слич. Суд. гл. 4, ст. 1 и 4). Что касается промежутка между Сампеоном и Илием, то здесь включается, Емегар; но в Библии нет ничего, что бы говорило в пользу его судейства; сведение о нем приставлено к 31 и последнему стиху 16 главы книги Судей и помещено в скобках, стало быть оно взято из постороннего кодекса; тут сказано: «и воста по Сампсоне Емегар сын Енан, и уби от иноплеменников шестьсот мужей кроме скота, и спасе и он Израила». Надобно полагать, что этот Емегар был какой-нибудь богатырь, отличившийся в битве, но никак не судия. А всего правдоподобнее то, что известие об Емегаре есть неудачный парафраз известия о Самегаре; слова: «ралом воловым», очевидно, превращены в слова: «кроме скота», от чего в измененном таким образом тексте испорчен и логический смысл. Но такое разрешение вопроса об Емегаре не значит, что Илий сделался судиею тотчас по смерти Сампсона, или по пленении последнего филистимлянами. Впрочем, вопрос этот окончательно разрешится тогда, когда будет определено как время Самуилова судейства, так и промежуток между входом в обетованную землю и первым затем хронологическим термином. Св. Апостол Павел, излагая перед антиохийскими евреями историю судьбы своего народа, сказал: «и по сих (т.е, по совершенном возобладании обетованною землею) яко дет четыреста и пятьдесят, даде им судии до Самуила пророка; и оттуду просиша царя, и даде им Бог Сауда сына Кисова, мужа от колена Вениаминова, лет четыредесять» (Деян. 13, 20, 21). В самом деле, по книгам Судей и первой Царств насчитывается, начиная игом Хусарсафема и кончая пребыванием кивота в Кариафиариме, всего 451 год (здесь семимесячный плен кивота принимается за год). Очевидно, св. апостол время Самуилова судейства включил в состав 450 дет, с истечением коих, по его определению, сейчас началось царствование Саула. Тут мы встречаемся с двумя различными исчислениями одного и того же периода, и именно: а) из книги Царств видно, что кивот, по смерти Илия, находился около года у иноплеменников; возвращение его в Кариафиарим обрадовало израильтян и побудило их раскаяться в своих преступлениях перед Богом; с минуты покаяния начинается судейство Саиуила. Кивот пробыл в Кариафиариме 20 лет и перенесен в Иерусалим в начале Давидова воцарения над всем Израилем, случившимся на 8 году царствования его над Иудою и через 2 года по смерти Саула; следственно, из этих 20 лет на судейство Самуила и царствование Саула причитается только 13 лет, или даже менее, весь же период, в пределах 451 года, простирается вплоть до Давида, б) По определению св. апостола Павла, этот же самый период простирался до 490 лет; конечно, не без сильного основания сей период увеличен на 40 лет, и именно потому, что в действительности он был длиннее той цифры, какая образуется из сложения частных цифр того же периода; предание сохраняло эту разность, и общее понятие о ней передано нам устами св. апостола, но, утратив историческую точку ее, приписало излишние лета устной истории Саулу. При таком соображении, потерянная точка отыскивается весьма просто: книга Царств начинается историею рождения Самуила, который в течение 13 лет по смерти Илия достиг глубокой старости, послужившей предлогом к требованию народа об избрания царя (гл. 8, 5); значит, Самуил родился гораздо прежде 40-летнего судейства Илия, умершего 99 дет; тут вовсе не упоминается о судии, современном рождению Самуила; не видно также, чтобы Илий наследовал Сампсону, которым прекращается история военных судей; нет ни малейшего намека на гражданские события, бывшие неизбежным последствием Сампсоновой смерти. Все это показывает, что между книгами Судей и Царств заключается значительный промежуток, понятый еще древними собирателями Библии, которые и сочли нужным заместить его Емегаром. Часть это-то промежутка предание и перенесло на Саула, как на лицо, ближайшее к тому времени и оставленное историею без ясных хронологических очертаний. Итак, Сауловы 40 лет надлежит перенести в означенный промежуток, а его лета исчислить по книге Царств, в которой сказано (гл. 13, ст. 11), что он «два лета царствова над Израилем» (это значит до смерти Самуила); да по смерти его, с которою последовало отложение Давида, 5 лет или несколько более, всего 7, 5 лет. Таким образом, из 21 года, протекших от Илия до перенесения кивота в Иерусалим, причитается: Давиду 7, 5 или 8 лет, Саулу 7, 5 лет и Самуилу около 6 дет. Но это еще не все: здесь мы только отыскали истинные места библейских цифр, значение коих ставило исследователей в недоумение, и нашли способ для исторического разложения этих цифр. Последующие соображения еще более расширят исследованный промежуток. Переходя к соглашению библейской хронологии между приходом израильтян в обетованную землю и пленом вавилонским с настоящими изысканиями, я должен предварительно сказать, что исчисление лет сего плена начинается с иудейского царя Иехонии, уведенного в Вавилон чрез три месяца по вступлении на престол {Св. Пророк Даниил (9, 2) уразумел число 70 лет в первый год царствования Дария мидянина, следственно за несколько лет до Кира.}; стало быть, как это время, так и 11-тилетнее царствование Седекии, присяжника Навуходоносорова, входит в состав 70 пророческих лет, кончающихся первым годом царствования Кира в Вавилоне {Сам св. пророк Иеремия, изрекший 70 дет, начинает исчислять их именно с этого времени (гл. 29 и особливо 36, 30., и 52, 31). То же счисление усматривается во 2 кн. Паралипоменон 36, 21 и 22. У св. пророка Захарии также находятся 70 лет, но это число не пророческое, а просто хронологическое, ибо последний год, его показан во 2 год Дариева царствования (1, 7. 12), т.е, в 518 году; посему начало их падает на 588 год до Р. Х., или на 18 год плена, когда уведена в Вавилон вторая партия иерусалимлян (Иерем. 52, 29).}. Год этот в точности определяется сображением седмин Данииловых с леточислением по олимпиадам, которыми у древних греков обозначены столкновения их с персами. Уже неопровержимо доказано {См. прекрасное исследование о Данииловых седминах, И. Б-го, в журн. «Маяк» 1843 года, т. XII, смесь, стр. 1—5.}, что счет седмин начинается с указа о восстановлении Иерусалима, данного в 20 год царствования Артаксеркса Лонгимана, и кончается 22 и последним годом царствования Тиверия {«Увеси и уразумееши от исхода словесе, еже отвещати, и еже соградити Иерусалим, даже до Христа старейшины (т.е, до явления Спасетеля, или до начала Его проповеди)... и утвердит завет мнозем седмина едина: в пол же седмины отъимется жертва и возлияние» (Дан. 9, 25, 27. Иисус Христос распят в половине этой последней седмины; в другой ее половине апостолы проповедали Евангелие израильтянам.} (т.е, идет от 3 года 81 олимпиады до 37 года по Р. X,)/ Значит, Артаксеркс начал царствовать с 473 года до Р. X. Между этим годои и окончанием постройки иерусалимского храма, начатой Зоровавелем, при Кире, в Библии пробел, по истории же известно, что предшественник Артаксеркса Ксеркс вступил на престол в 1 год 72 олимпиады (= 491 г. до Р. X), Дарий Гистасп в 4 году 64 олимпиады (= 520 г. до Р. X.), и Камбиз, сын Кира, в 4 году 63 олимпиады (= 524 г. до Р. X.); Вавилон взят Киром в 3 году 60 олимпиады, следовательно между 1 июля 537 и 1 июля 536 года, а затем иудеи окончательно заняли свои города «пришедшу седмому месяцу» (1 Ездр.); как седьмой месяц (сентябрь) в 537 году был только третьим месяцем олимпиад и должен был пройти в военных действиях, то месяц этот, очевидно, принадлежал 536 году. Через год по возвращении иудеев началась постройка храма {«В лето второе, внегда приити им к дому Божию во Иерусалим, месяца второго нача Зоровавель» (1 Ездр. 2, 8). «Основаша храм Божий в новомесячии втораго месяца втораго лета, егда приидоша в Иудею и во Исрусалим» (2 Ездр. 5, 55).}, продолжавшаяся до 6 года царствования Дария (2 Ездр. 6, 15), что обнимает время с 534 по 514 год, всего 20 лет {Если продолжение постройки храма обозначено в Евангелии 46 годами (Иоан. 2, 20), то это не значит, что от первого года Кира до шестого года Дария прошло 46 лет. Этими 46 годами, очевидно, обозначено все время постройки храма, его возобновлений и дополнительных к нему пристроек.}. Итак, 70-летний плен иудеев кончился в 536 году, или через 1109 лет от прихода в обетованную землю; а как числа Библии, составляющие этот период и очищенные критикою, дают в сложности 1016 лет, то на пополнение промежутков сего периода, неопределенных в Библии никакою цифрою, причитается 93 года.. Но это последнее число нельзя прилагать целиком к промежутку от вступления в Палестину до судей, потому что в таком случае до смерти Гофовиила, Халевова племянника и зятя, Финеесова сверстника, отличавшегося в завоевании Палестины, еще при Иисусе Навине, и потому бывшего тогда в зрелом возрасте, насчитается от 141 до 170 лет, в том числе будет заключаться от начала его иудейства от 101 до 130 лет. Несообразность эта сама собою показывает, что не все 93 года принадлежат означенному промежутку. В самом деле, сличение книги Иисуса Навина с книгою Судей дает возможность математически определить цифру, которая должна быть выделена из суммы 93: в книге Судей хронология начинается 8-летинм игом Хусарсафема, за коим следовало 40-летнее судейство Гофониила, а за последним 18-летнее иго Еглома, всего до судии Аода 66 лет, книга же Иисуса Навина кончается игом Еглома, приурочивая оное непосредственно ко времени смерти Финееса, которая, посему, почти совпадала с смертью Гофониила. Таким образом, делается очевидным, что из 93 лет, недостающих для пополнения библейской хронологии, 66 лет, уже включенные в эту хронологию, должны быть перенесены в другой промежуток, и что к рассматриваемому промежутку относятся только остальные 27 лет, которые и составляют действительное продолжение так называемого периода старейшин. Действительность этого последнего числа подтверждается естественностию проистекающих из него выводов о продолжении жизни Гофониила и Финееса, смерть которых определяется теперь в возрасте между 90 и 100 годами; с равною естественностию определяется и крайний предел жизни Халева, который при Кадис-Варни имел 40 лет от роду; в 45 году после того ему было 85 лет (Иис. Нав. гл. 14, 7. 10.11); а как от Кадис-Варни до прихода к границе обетованной земли прошло 38 лет (Втор. 2, 14), то Халев в это время был 78 лет; предполагая, что им заключился период старейшин, мы находим продолжение его жизни не далее 105 лет. Что же касается 66 лет, недостающих до полного числа 1109 лет, то они, по всей очевидности, принадлежат промежутку между Сампсонои и Илием, и затем промежуток этот, в совокупности с выше найденными 40 годами, образуется в 100 лет. Пополнив пробел библейской хронологии вполне безукоризненными цифрами, истекающими из самой же Библии, мы можем хронологию эту от Моисея до конца седмин изобразить в следующей таблице:
Таблицею этою вполне объясняются причины, по которым книга Судей считает до Иеффая 300 лет (гл. 11, ст. 26), а 3 книга Царств до закладки Соломонова храма 440 лет (гл. 6, ст. 1). В самом деле, библейские цифры, от ига Хусарсафемова до первого ига филистимского, свергнутого Иеффаем, дают в сложности 301 год, а до Соломона те же самые цифры, не включая, разумеется, в то число промежуточных 27 и 106, найденных посредством соображений, составляют 484 года, или 488 лет до закладки, бывшей в четвертый год царствования Соломонова. Если мы исключим из этой сумы 48 лет (иго Хусарсафемово и судейство Гофониила), получим именно 440 лет; следственно, хронология третьей книги Царств начинается с конца книги Иисуса Навина, т.е, игом Егломовым. После всего изложенного мы получаем чистую библейскую хронологию с сотворения мира до Рождества Христова, согласную не только с гражданскою историею, но и с законами природы, — убеждаемся, что летосчисление 70 толковников во всех подробностях сохранилось неповрежденным, и узнаем, что древняя жизнь мира в действительности на 200 лет длиннее, чем доныне считали. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ О ХРОНОЛОГИИ
|