Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
По Рождестве Христове ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Хотя мы и обозрели собственно библейскую хронологию, содержащуюся в священных книгах Ветхого Завета, но обозрение наше было бы неполно, если бы мы оставили без внимания хронологию по Рождестве Христове, служащую продолжением ветхозаветного летосчисления и имеющую также библейское качало — в священных книгах Нового Завета. Св. евангелист Лука пишет, что Господь наш Иисус Христос крестился от Иоанна в 30-летнем возрасте (гл. 3, ст. 23), а другой евангелист, Иоанн Богослов, свидетельствует, что Господь пострадал в третью пасху по крещении (гл. 2, ст. 13; гл. 6, ст. 4; гл. 11, ст. 55), следственно в 33-летнем возрасте: это был 1 год 203 олимпиады, т. е. 809 год от начала олимпиад. Но некоторые из древних писателей, а за ними и Кедрин, полагали страдания Христовы в 1 году 202 олимпиады {Путешествия А. С. Норова, изд. 3, т. III, стр. 184; Кедрин, изд. 1820, ч. 1, лист 10 на обороте.}. т.е, в 805 году от начала олимпиад; сам Евсевий, вопреки собственной своей хронологии, повторил эту ошибку, отнесши страдания Христовы к 340 году армянской эры Селевкидов {Церк. история Евсевия Памфила, в русск. перев., стр. 52, }. что соответствует 805 году олимпиад. Значит, мы имеем повод предполагать, что в нашем летосчислении не хватает целой олимпиады, или 4 лет. Действительно, это предположение подтверждается астрономиею. Иосиф Флавий заметил. что в ту ночь, в которую сожжены Иродом виновники иерусалимского возмущения, случилось лунное затмение. Астроном Лаланд вычислил, что это затмение было ночью с 12 на 13 марта четвертого года до нынешней обыкновенной эры. Месяц спустя была пасха; но Ирод не дожил до нее {Свящ. история ветх. Зав., протоиерея Богословского, ч. 2, стр. 236. Ирод умер в следующем году по Рождестве Христове.}. Посему Рождество Христово относят к 5 году прежде нашей эры; следственно, в ней не хватает именно 4 лет. Изыскивая причины такой ошибки, я пришел к фактическому убеждению, что она произошла в летосчислении около времен св. Константина. Для того, чтобы осязательнее представить искомую истину, необходимо войти в некоторые соображения и подробности. Никто лучше Евсевия Памфила не мог знать церковных событий, случившихся в период от Рождества Христова до св. Константина, потому что он, пользуясь особенным расположением последнего, имел доступ во все архивы государства, и составил свою историю на основании подлинных документов, доставленных к нему гражданскими начальствами вследствие императорского повеления. В этой истории, справедливо уважаемой за ее непререкаемые достоинства, мы находим не только определительное показание, что до 19 года царствования Диоклетиана прошло от Р. X. 305 лет {Церк. история Евсевия, стр. 425.}, но и самую отчетливую хронологию, изображенную летами царствований римских императоров и святительства александрийских патриархов. Вот эта хронология, в том виде, в каком она естественно представляется по извлечении из книги Евсевия:
Эта таблица, подтверждая вышеприведенные заключения о хронологической ошибке, указывает и самое место, где она произошла. Отсюда оказывается, что Диоклетиан начал царствовать с 287-8 года; напротив того, все хронологи относят это к 284 году {Метрология Петрушевского, 1849, стр. 613; Настольная хронология, 1852, стр. 29; Кедрина история нового Завета, изд. 1820 г., ч. 1, лист 51 на обороте.}. Что ошибка эта весьма древняя, в том удостоверяет хронология коптов, начинающаяся с 284 года, который она считает началом Диоклетианова царствования, или иначе эры мучеников {Путешествие по Египту архимандрита Порфирия, стр. 127.}. Точность Евсевиева летосчисления вполне оправдывается показаниями современного писателя Лактанция, который также пользовался вниманием св. Константина. В книге о смерти гонителей Церкви он сказал, что в 8-е консульство Диоклетиана (по Евсевию, в 19-м году царствования) и в 7-е консульство Максимиана началось гонение; что после 20-летнего царствования Диоклетиан сделан консулом в 10-й раз; что Галерий царствовал 20 лет, а консулом был 8-мь раз, 15-й же год его царствования совпадал с 20-м годом Диоклетиана; что 8-му консульству Галерия соответствовало 2-е консульство Максимина, царствовавшего 8 лет; что Максентий царствовал 5 лет, и что 10-летнее гонение кончилось с избранием Константина консулом в 3-й раз {См. гл. XII, XVII, XVIII, XXX, XXXIII, XXXV, XLII, XLIV, XLVI, XLVIII.}. Эти указания Кедрин дополняет сведением, что Констанций, отец Константина, был кесарем 13 лет, и что Константин получил достоинство императора по смерти отца {Кедрин, ч. 1, лист 54 на обороте.}, а Созомен прибавил, что во время первого Никейского собора наступило 20-летие Константинова царствования {Церк. ист. Созомена кн. 1, гл. 25}. Столь положительные данные имеют все качества, нужные для окончательного разрешения вопроса, уясняемого следующею сравнительною с Евсевиевым летосчислением таблицею, в которой расположены показания Лактанция и Кедрина по годам императоров и которою непрерывно продолжается вышеизложенная хронология до 306 года:
|