Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совокупный спрос и совокупное предложение.






Основная задача при осуществлении государственного макроэкономического регулирования – макроэкономическая стабилизация, состояние, при котором нет спадов, бумов и т.п. В экон.теории идею макроэкономической стабильности принято показывать на различных моделях макроэкономического равновесия. Одной из самых распространенных является модель AD-AS.

Совокупный спрос – это совокупный объем товаров и услуг, который готовы приобрести экономические агенты при любом возможном уровне цен.

Модель совокупного спроса может быть представлена графически в виде кривой с отрицательным наклоном, как и кривая рыночного спроса. Но, существуют принципиальные отличия:

1) AD – это более сложная, агрегированная категория.

В структуре совокупного спроса выделяют:

• спрос на потребительские товары и услуги (C);

• спрос на инвестиционные товары (I);

• спрос на товары и услуги со стороны государства (G);

• чистый экспорт – разница между экспортом и импортом (NX).

Таким образом, совокупный спрос можно выразить формулой:

AD = C + I + G + NX.

2) По горизонтальной оси – реальный объем производства (Y), по вертикальной – уровень цен соответственно (Р). Y – один из совокупных количественных показателей, Р – один из ценовых индексов.(рис.1)

3) При объяснении отрицательного наклона кривой рыночного спроса оперируют понятиями «эффект дохода» и «эффект замещения». Для AD они не используются.

Отрицательный наклон кривой объясняется действием трех макроэкономических эффектов:

Процентной ставки; (при росте уровня цен и неизменных прочих условиях процентная ставка растет, что вызывает сокращение потребительского спроса на товары длительного пользования, а следовательно, сокращение совокупного спроса)

Реального богатства; (при росте уровня цен богатство, в виде финансовых активов, обесценивается, что приводит к сокращению совокупного спроса)

Эффектом импортных закупок (при росте уровня цен и неизменных прочих условиях отечественные товары становятся относительно дорогими на мировом рынке, а импортные товары – относительно дешевыми, и спрос на отечественные товары сокращается)

Изменение уровня цен вызывает движение вдоль кривой совокупного спроса. Неценовые детерминанты (факторы неценового характера), вызывают смещение кривой AD влево или вправо, что называется шоками совокупного спроса.

К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы (C), инвестиционные расходы фирм (I), государственные расходы (G), чистый экспорт (Xn).

Факторы, воздействующие на C:

§ уровень благосостояния населения;

§ ожидания (изменения уровня цен, изменения доходов) потребителей;

§ налоги;

§ трансфертные платежи;

§ процентная ставка.

Факторы, воздействующие на I:

§ ожидания инвесторов;

§ процентная ставка;

§ налоги;

§ трансфертные платежи;

§ новые технологии.

Факторы, воздействующие на G:

§ изменения в государственных заказах.

Факторы, воздействующие на Xn:

§ объемы ВНП в других странах;

§ величина ВНП в данной стране;

§ валютный курс национальной денежной единицы.

Из уравнения количественной теории денег MV= PY можно сделать вывод, что на совокупный спрос влияют величина денежной массы (M) и скорость обращения денег (V) между секторами экономики, т.к. Y = MV/Р или AD = MV/Р.

Следовательно, AD является функцией М и V, AD = f(M, V). Влияние вышеперечисленных неценовых факторов на совокупный спрос в конечном итоге можно свести к изменениям денежной массы и скорости обращения денег.

Совокупное предложение – это совокупный объем товаров и услуг, предъявленных к продаже при каждом возможном уровне цен.

Модель совокупного предложения графически может быть представлена кривой, выражающей положительную зависимость между уровнем цен и объемом национального производства.(рис.2)

Как и кривая рыночного предложения в микроэкономике, кривая совокупного предложения в макроэкономике имеет положительный наклон, так как при росте уровня цен производители в целом будут склонны наращивать предложение товаров и услуг.

Неценовыми факторами AS являются:

  • изменение цен на ресурсы (наличие внутренних ресурсов, цены на импортные ресурсы, господство на рынке);
  • изменение в производительности (объем производства, общие затраты);
  • политика государства (изменение налогов, субсидий, госрегулирование);
  • изменение погодно-климатических условий (для стран, экономика которых находится в зависимости от состояния сх и туризма).

 

Итак, кривая AS отражает изменение реального объема производства в зависимости от уровня цен, но, ее форма зависит от того, в каком временном промежутке находится кривая.

Различие между краткосрочным и долгосрочным периодом в макроэкономике связано с поведением номинальных и реальных величин. В краткосрочном периоде номинальные величины (цены, зарплата, номинальная ставка %) меняются медленно, являются «жесткими». Реальные ( объем выпуска, уровень занятости, реальная ставка %) изменятся значительно, их считают «гибкими». В долгосрочном периоде ситуация противоположная.

В связи с этим, существует две модели AS. Классическая модель описывает поведение экономики в долгосрочном периоде. Кривая строится с учетом следующих допущений:

• Объем выпуска зависит только от количества факторов производства и технологии;

• Экономика функционирует в условиях полной занятости;

• Цены и номинальная з/п - гибкие.

В этих условиях кривая AS вертикальна на уровне выпуска при полной занятости ресурсов.

Экономика достигает выпуска при полной занятости ресурсов Qc. Повышение уровня цен на этом отрезке (cd) кривой совокупного предложения не приведет к увеличению реального объема производства, т.к. экономика здесь уже работает на полную мощность. Отдельные фирмы могут расширить производство путем переманивания ресурсов у других фирм. В данном случае ресурсы и дополнительный объем продукции, который получит одна фирма, потеряются у другой. Это приведет к повышению цен на ресурсы (издержек) и, в итоге, цен на продукцию, но реальный объем останется неизменным.

Классики признают только вертикальную конфигурацию этой кривой, в то время как кейнсианцы отстаивают идею о том, что она также включает гори­зонтальный и восходящий отрезки.

Кейнсианская модель рассматривает функционирование экономики в краткосрочном периоде. Анализ этой модели базируется на следующих предпосылках:

• Экономика функционирует в условиях неполной занятости;

• Цены и номинальная з/п относительно жесткие;

• Реальные величины быстро реагируют на рыночные колебания.

Кривая AS в кейнсианской модели будет горизонтальна или иметь положительный наклон и справа будет ограничена уровнем потенциального объема выпуска, после чего будет совпадать с долгосрочной кривой AS.

Отрезок ab (горизонтальный): отражается реальный объем производства, который существенно меньше объема производства при полной занятости Q1. Следовательно, горизонтальный отрезок отражает состояние глубокого спада, или депрессии, в котором пребывает экономика, а также значительную недогрузку имеющихся машин, оборудования и рабочей силы. Эти незанятые ресурсы, как трудовые, так и материальные, можно привести в действие, не оказав при этом никакого или почти никакого давления на уровень цен. И когда объем производства, возрастая, выходит за пределы отрезка ab, это не приводит к воздействию дефицита или «узких мест» в производстве, которые могли бы вызвать повышение цен. Люди, лишенные работы на 2-3 месяца, не станут рассчитывать на повышение зарплаты, когда им предложат вернуться на рабочие места. Поскольку в подобных обстоятельствах трудовые и прочие ресурсы доступны производителям по твердым ценам, расширение производства не приводит к росту издержек выше Qu и, следовательно, не возникнет причин для повышения цен на произведенную продукцию.

На промежуточном (восходящем) отрезке объем производства увеличивается при росте цен.

Экономика состоит из множества рынков продуктов и ресурсов и полная занятость не устанавливается одновременно во всех секторах или отраслях экономики. На этом отрезке совокупного предложения повышаются производственные издержки на единицу продукции и для обеспечения рентабельности производства фирмы приходится назначать более высокие цены на свою продукцию.

Если объединить эти две теоретические модели, то мы получим кривую AS имеющую три четко различающихся участка: горизонтальный (кейнсианский); промежуточный (восходящий); вертикальный (классический).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал