![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Совершенствование форм организации инвентаризации на предприятии
Обобщение современного опыта в сфере организации и проведения инвентаризации показывает, что в целях улучшения руководства инвентаризационной работой на предприятиях (в организациях) необходимо создавать постоянно действующие (из числа компетентных работников) и рабочие инвентаризационные комиссии (на момент проверки), состав которых должен утверждаться приказом руководителя предприятия. Состав постоянно действующих комиссий и другие важные аспекты инвентаризации необходимо отражать в учетной политике. Основными функциями таких комиссий являются: - проведение работы по соблюдению сохранности имущества предприятия; - инструктаж членов инвентаризационных комиссий; - обеспечение объективности инвентаризационных данных; - правильная организация инвентаризации и при необходимости проведение повторных проверок; - осуществление контрольных проверок, а также выборочных инвентаризаций по местам хранения ценностей; - рассмотрение объяснений от лиц, допустивших недостачу, порчу или другое нарушение. Члены рабочей комиссии несут ответственность: - за своевременность и соблюдение порядка в соответствии с приказом руководителя предприятия; - за правильность данных инвентаризационных описей; - за своевременность оформления материалов инвентаризации в соответствии с установленным порядком. Организационные мероприятия по проведению инвентаризации целесообразно осуществлять по заранее составленному графику (таблица 4). Таблица 4 - График проведения инвентаризации на АО «СС» на 1-е полугодие 200__ г.
График составлен (подписи должностных лиц). Весьма важно, оговаривать в соответствующем пункте такой момент, как недопустимость назначения в качестве председателя инвентаризационной комиссии у одних и тех же материально ответственных работников два раза подряд. Причем наличие постоянно действующих комиссий не должно снимать персональной ответственности руководителя и главного бухгалтера крупного (среднего) субъекта хозяйствования за постановку инвентаризационной работы. В отдельных случаях при создании нескольких инвентаризационных комиссий руководство осуществляется председателем, который обеспечивает правильность проведения инвентаризации в целом. Председатель и члены комиссии по данным итогов всех инвентаризационных описей оформляют и подписывают сводный акт о проведенной инвентаризации. При этом они подлежат привлечению к ответственности в установленном судебном порядке за внесение заведомо неправильных (ложных) данных о фактических остатках с целью скрытия недостач и растрат или излишков товарно-материальных ценностей и иных объектов учета. Инвентаризация любого объекта учета имеет свою технику проведения. К примеру, инвентаризация ценностей производится путем подсчета, измерения или взвешивания и последующей их стоимостной оценки по местонахождению и по материально ответственным лицам, на хранении у которых эти ценности находятся. Нематериальные части имущества, такие, как требования, долги, получаемые по данным приходно-расходных ордеров, банковских выписок, подтвержденных сальдо и записей, определяются на основе проверки соответствующих учетных регистров. Незаконченные работы также должны включаться в инвентаризацию. Обобщая приведенные в предыдущих главах положения о порядке проведения инвентаризации в целях наглядности этапов можно предложить оформление сетевого графика (рис. 1), который, при незначительной корректировке применим для различных объектов учета. Рис. 1 - Сетевой график инвентаризации товаров в розничной торговой точке
Расшифровка событий, представленных на сетевом графике, приведена в таблице 5.
Таблица 5 - Расшифровка событий инвентаризации
Для того, чтобы определить среднюю или ожидаемую продолжительность каждой работы по установленному выше перечню всех работ, следует выделить три оценки: Тmin - минимальной; Твв - наиболее вероятной; Тmах - максимальной продолжительности по формуле:
Таким образом, определяется путь, на котором суммарная продолжительность работ (от начального и конечного события) имеет максимальное значение, а также выявляются ресурсы (резервы времени) на работах, лежащих за пределами этого пути. Заключение
В результате проведенного исследования было выявлено, что вопросы организации и проведения инвентаризации товарно-материальных запасов являются многоаспектными и значимыми на современном этапе развития рыночной экономики, поскольку состояние общественного производства напрямую зависит от наличия, состояния и уровня использования ТМЗ на предприятии. Инвентаризация товарно-материальных запасов преследует цель - проверка соответствия их фактического наличия данным бухгалтерского учета. Инвентаризация ТМЗ проводится в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Международные стандарты финансовой отчетности напрямую не устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества предприятия, но, тем не менее, в МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» от 1 июля 1998г отмечено, что ежегодно перед составлением финансовой отчетности предприятия должны проводить инвентаризацию хозяйственных средств. В бухгалтерском учете роль инвентаризации товарно-материальных запасов очень велика - с ее помощью проверяется правильность данных текущего учета ТМЗ, выявляются ошибки, допущенные в учете, принимаются на учет не учтенные запасы, контролируется сохранность ТМЗ, которые числятся у материально ответственных лиц. Инвентаризация имеет большое значение для правильного определения затрат на производство продукции, выполненных работ и оказанных услуг, для сокращения потерь, предупреждения хищений имущества и т. п. Инвентаризация содействует укреплению предприятия, предупреждает возможные имущественные потери. Только благодаря этому методу бухгалтерского учета можно установить соответствие между количеством и качеством имущества, указанного в бухгалтерском балансе и имущества в действительности находящимся на предприятии. В курсовой работе были исследованы порядок организации и проведения инвентаризации на предприятии ТОО «Стимул», а также отражение результатов инвентаризации ТМЗ в учете. Инвентаризация ТМЗ на данном предприятии проводится в соответствии со стандартами бухгалтерского учета, а потому имеет строгую форму организации, проведения и оформления результатов. По данным бухгалтерского стандарта руководитель и главный бухгалтер ТОО «Стимул» осуществляют общее руководство и контроль за проведением инвентаризации и несут ответственность за правильное и своевременное ее проведение. Они занимаются подбором членов инвентаризационной комиссии и проводят с ними инструктаж, тем самым принимая активное участие в инвентаризации. Инвентаризационная комиссия в свою очередь несет ответственность за соблюдение порядка и своевременного проведения инвентаризации; полноту и достоверность внесенных в описи отличительных признаков товаров; правильность оформления материалов инвентаризации и своевременности их сдачи в бухгалтерию торговой организации. За внесение в инвентаризационные описи заведомо неправильных данных о фактических остатках товарно-материальных запасов с целью сокрытия недостач и растрат или излишков товаров и других ценностей члены инвентаризационной комиссии привлекаются к ответственности в установленном законом порядке. К ответственности привлекаются также материально ответственные лица за растрату, хищение материальных ценностей, если такой факт имел место. Для обеспечения реальности и объективности результатов инвентаризации большое значение имеет их внезапность. Поэтому категорически запрещается доводить до сведения работников предприятия о сроке намеченной инвентаризации раньше, чем явится инвентаризационная комиссия, которой поручено проведение инвентаризации. Перед началом инвентаризации необходимо закрыть торговое предприятие и прекратить операции с товарно-материальными запасами. Основную сложность при проведении инвентаризации на предприятии ТОО «Стимул» составляет трудоемкость операций. Так как, для того чтобы правильно оценить наличие товарно-материальных запасов на складе и в магазинах, где номенклатура товара различная, требуется много времени и наличие практического опыта работы с разновидовыми ТМЗ. Список использованной литературы
1. Радостовец В.К., Радостовец В.В., Шмидт О.И. Бухгалтерский учет на предприятии. Алматы, Центраудит-Казахстан, 2002 г. 2. Международные стандарты финансовой отчетности. – М.: Аскери, 2005. 3. Нурсеитов Э.О. Бухгалтерский учет в организациях/ учебное пособие. – Алматы, 2006. – 472 с. 4. Попова Л.А. Бухгалтерский учет: Финансовый аспект - Учебное пособие. Караганда, 2003 – 257 с. 5. Словарь банковских и финансово-экономических терминов. / Под ред. проф. Мамырова Н.К. – Алматы: Экономика, 1999. 6. О бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Закон Республики Казахстан от 26.12.1995г. №2732 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 05.05.2006 г. № 139-III). 7. Сейдахметова Ф.С. Современный бухгалтерский учет. учебное пособие. Издание 2-е переработанное и дополненное. – Алматы: ТОО «Издательство LEM», 2005. - 548 с. 8. Стандарты бухгалтерского учета. СБУ № 6 «Учет основных средств». Методические рекомендации к стандарту бухгалтерского учета № 6 «Учет основных средств», Алматы, «ЮРИСТ», 2002 г. 9. Скала Н.В., Скала В.И. Сборник бухгалтерских проводок – изд. 8-е. – Алматы: Издательство LEM, 2005 – 172 с. 10. О труде в Республике Казахстан Закон Республики Казахстан от 10 декабря 1999 г. (с изменениями и дополнениями от10 декабря 1999 г. № 493 - I ЗРК.) //Казахстанская правда от 25.12.2004 года N 185. 11. Гилек Ю.Н. Международные стандарты финансовой отчетности. Краткий перекрестный конспект-комментарий// Вопросы учета и налогообложения. – 2006, №4. –с.7-19. 12. Инструкция (основа) по разработке Рабочего плана счетов для организаций, составляющих финансовую отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (приказ МФ РК от 22.12.2005г. №426). 13. Мычкина О.В. МСФО: рекомендации по применению рабочего плана счетов. Практическое пособие. – Алматы: Центральный дом бухгалтера, 2006 – 104 с. 14. Толпаков Ж.С. «Бухгалтерский учет» г. Караганда, - 2004. 15. Жакупова О.М. Финансовый учет КЭУК 2001 г., часть 3.
|