Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура религиозного комплекса






В любой религии обязательно присутствует так называемый религиозный комплекс, в структуре которого можно выделить четыре основных элемента: религиозное сознание (религиозная идеология и религиозная психология), религиозная деятельность (культовая и внекультовая), религиозные отношения и религиозные организации. Их содержание, соотношение и взаимодействие определяют многообразие конкретно-исторических форм религии. Основными элементами, действующими в религиозной сфере, являются субъекты — носители религиозности. Это могут быть личности, группы, классы, нации, государства, этносы. Религиозные субъекты, обладая сознанием, которое характеризуется как религиозное, ведут особую деятельность, в процессе и результате чего вступают в религиозные отношения, для упорядочения которых объединяются в различные религиозные организации.

Религиозное сознание. Фундаментальным свойством религиозного сознания является религиозная вера, под которой в науке принято понимать: 1) убежденность в объективном существовании свойств, связей, превращений существ, которые являются продуктом гипостазирования; 2) убежденность в возможности общения с этими существами, в воз­можности воздействовать на них и получать желаемую помощь; 3) убежденность в действительном совершении событий мифа, в своей причастности к ним, в их повторяемости; 4) убежденность в истинности религиозных догматов, текстов, взглядов и их сверхъестественном происхождении; 5) убежденность в святости и непогрешимости религиозных авторитетов. Религиозная вера образует сферусимволов, позволяет вести диалог со сверхъестественным существом, дает наглядность образам и эмоционально насыщает процесс общения с ними. Таким образом, религиозное сознание чувственно, наглядно, образно, символично, диалогично, эмоционально насыщенно, обладает особой лексикой и знаками. Религиозное сознание имеет два взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных уровня: религиозную психологию и религиозную идеологию.

Религиозная психология — это совокупность религиозных представлений, чувств, настроений, привычек, традиций, присущих верующим.

Религиозная идеология — это более или менее стройная система религиозных идей, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице профессиональных богословов и служителей культа.

Религиозная психология и религиозная идеология обладают как общими, так и специфическими чертами. Их объединяет то, что содержанием и религиозной психологии, и религиозной идеологии является вера в сверхъестественное. Но между ними есть и различия.

В генетическом плане религиозная психология и религиозная идеология являются последовательными ступенями развития религии. Религиозная психология возникла в первобытную эпоху. По мере развития общества на базе религиозной психологии зарождаются элементы религиозной идеологии. С разделением умственного и физического труда возникают специализиро­ванные культовые профессии — колдунов, знахарей, магов, волхвователей, жрецов. В процесс стихийного формирования религиозных верований они начинают вносить элемент сознательности и целеустремленности, отбирая и закрепляя определенные, отвечающие конкретно-историческим условиям понятия, представления и обряды. На этом этапе систематизация религиозных верований осуществляется в основном в мифологической форме.

Расслоение религиозного сознания, возникновение религиозной идеологии и превращение последней в определенную, внутренне упорядоченную систему идей и теорий происходит в результате целенаправленной, систематизирующей деятельности, которая находит завершение в более или менее стройном учении, фиксирующем основы религиозного миропонимания. Ее разработкой занимается специально подготовленная каста идеологов (жрецы, служители культа, позднее — богословы и религиозные философы).

Религиозная идеология в современных религиях включает в себя: теологию; богословские концепции экономики, политики, права, искусства и г. д.; религиозную философию.

Теология, или богословие, является центральной частью религиозной идеологии. Она включает систему богословских дисциплин, излагающих и обосновывающих отдельные стороны вероучения. Основа теологии — «священные книги», содержащие совокупность «богооткровенных истин», на базе которых формулируются положения вероучения (догматы) и которые в свою очередь становятся объектом теоретических спекуляций религиозных идеологов. Усилия религиозных идеологов направлены на то, чтобы обобщить и согласовать все элементы религиозного комплекса, приспособив их к сознанию верующих.

Структура и содержание теологии зависят от конкретных исторических условий, в которых осуществлялась ее разработка и в которых она действует в настоящее время. Большинство теологических систем содержит доказательства бытия бога, характеристику его качеств и отношений с миром, обоснование истинности догматики, «богодухновенности» священных книг, «богоданности» нравственных, бытовых и ритуальных предписаний данной религии.

Теология, будучи центральной частью религиозной идеологии, не исчерпывает всего ее содержания. Более того, в ряде религий теология вообще отсутствует, ибо суждения о Боге вообще не предполагаются возможными, или, как, например, в буддизме практически отсутствуют в виду отсутствия самого понятия «Бог». В религиозной идеологии существуют философские, социологические, этические учения, опирающиеся в своих оценках действительности на религиозные постулаты той или иной конфессии.

Религиозная психология не тождественна психологии верующих, по­скольку последняя обычно включает как религиозные, так и нерелигиозные компоненты. Поэтому, под религиозной психологией следует понимать лишь те стороны сознания и поведения верующих, которые под влиянием религиозных идей приобрели специфически религиозную направленность.

Религиозная психология — сфера обыденного сознания, формирующаяся под воздействием той или иной конфессии. В отличие от религиозной идеологии она не оформлена в жесткую систему. Специфика религиозных представлений, чувств и настроений состоит в их направленности на сверхъестественные объекты, она поддерживается религиозной верой.

Единство познавательных, эмоциональных и волевых процессов, составляющих общее свойство психики, находит отражение и в структуре религиозной психологии. Сверхъестественное не только представляется верующим в чувственно-конкретных образах, но и непосредственно переживается им.

Религиозные представления и чувства неразрывно связаны с практической деятельностью верующих, выступая в качестве побудительной силы (мотива) их поступков. Взаимодействуя между собой, религиозные представления, чувства и действия дополняют и усиливают друг друга, обеспечивая тем самым стабильность религиозно­го мироощущения. Религиозные настроения и чувства динамичны, подвижны.

Религиозная идеология не является простой систематизацией и обобщением представлений и настроений; возникающих на уровне религиоз­ной психологии. Она развивается в связи со всей совокупностью существующих предста­влений, подвергая их дальнейшей переработке. Религиозная идеология, возникнув на базе религиозной психологии, впоследствии обособилась и стала в свою очередь активно влиять на развитие и функционирование массового религиозного сознания. Каждое последующее поколение не создает свою религию заново, а усваивает систему идей, уже сложившихся в обществе и навязываемых ему в процессе воспитания, религиозной пропаганды.

Иными словами, в религиозным сознании можно выделить два аспекта — обыденный и концептуальный. Обыденный характеризуется преобладанием эмоциональных моментов, фрагментарностью. В обыденном сознании религиозные представления складываются и развиваются под влиянием устойчивых (традиции) и динамичных (настроения) сил. Религия на уровне обыденного сознания всегда выступает в личной форме: верующий убежден, что не только имеет право на некоторый собственный взгляд на правила общения с Богом, но и получает полное одобрение и постоянное внимание со стороны Бога. Концептуальный аспект религиозного сознания пополняется за счет разработки учения о Боге, природе и обществе соответствующими специалистами и религиозными авторитетами.

Религиозная деятельность. В рамках религиозной деятельности различают культовую и внекультовую. К внекультовой религиозной деятельности относится разработка религиозных идей, написание богословских сочинений, производство средств культа, обучение теологии, издательская деятельность и пропаганда религиозных идей в СМИ, миссионерство, благотворительность, управление религиозными организациями и т.п.

Культовая религиозная деятельность, по существу, представляет особые стабильные формы и способы поведенческих актов, направленные на выражение поклонения объектам и силам, чтимым в качестве священных, и является неотъемлемой частью любой религии, ее реализацией в сфере повседневной практической деятельности. Культ (лат. cultus — уход, почитание) -совокупность символических действий, с помощью которых верующий стремится повлиять на сверхъестественные или естественные объекты. К культу относятся все виды действий, связанных с религиозно-магическими представлениями: обряды, ритуалы, жертвоприношения, таинства, богослужения, мистерии, посты, молитвы, а также используемые при этом мате­риальные предметы — храмы, святилища, священные реликвии, утварь, одеяние. Любой ритуальный акт приобретает религиозный смысл лишь в связи с определенными верованиями, выражением и практической реализацией которых он является.

Формирование и усложнение культа во все историче­ские эпохи связаны с развитием религиозных верований. Магические обряды опирались на веру в сверхъестественные свойства и связи материальных объектов и были направлены на использование этих свойств в интересах человека.

Во время произведения культовых действий происходит «драматизация мифа». Перед верующими с помощью специальных предметов и способов культа воспроизводятся события, опи­санные в священных книгах, отражающие главные догма­ты той или иной религии. Объектом культа является то сверхъестественное существо, к которому обращаются верующие. Предметом культа выступают материальные объекты, которые осознаются в форме религиозных образов, — вещи, животные, растения, горы, реки, планеты, звезды. Средствами культа могут быть здания, предметы, произведения искусства (музыка и др.). Способов культа великое множество — от простых до самых сложных: крестное знамение, поклоны, коленопреклонение, падание ниц, омовение, ритуальные жесты, жертвоприношение, обряды, проповеди, молитвы, богослужения, праздники. В результате культовой деятельности удовлетворяются религиозные потребности верующих, оживляется религиозное сознание. В памяти воспроизводятся образы, символы, эмоции. Достигается динамика психологического состояния, причем от негативного (беспокойства, тоски, скорби) к позитивному (успокоению, радости, приливу сил) – так называемому катарсису. Осуществляется реальное общение верующих друг с другом, сплачивается религиозная группа. В процессе и результате культовой деятельности также удовлетворяются эстетические потребности человека. Роль культа в любой религии ис­ключительно велика. Культ способствует укреплению вероисповедного единства религии.

 

Религиозные отношения представляют собой вид отно­шений в духовной сфере, которые складываются в соответствии с религиозным сознанием и существуют посредством религиозной деятельности. Религиозные отношения имеют два аспекта — объективный и субъективный. Первый аспект этих отношений можно обнаружить во взаимоотношениях между верующими, второй — во взаимоотношениях верующего со сверхъестественными существами. Отношения нельзя увидеть, но их результат можно зафиксировать. Выделяется несколько способов фиксациирелигиозных отношений: 1) через предметы живой и неживой природы, артефакты (священная корова у индусов, черный камень у мусульман, крест, икона, храм у христиан) — такой способ фиксации называется вещным; 2} через разработку образов Бога, духов, души, святых и ангелов — такой способ называется образным; 3) через выработку и введение в постоянный оборот отдельных слов и выражений, содержащих наставления по правилам общения с Богом — языковой способ фиксации; 4) через установление определенного отношения к служителю культа, главе религиозной общины, обладателю дара — персонифицированный способ фиксации религиозных отношений.

Религиозные отношения подразделяются на внекультовые и культовые. Внекультовые религиозные отношения — это отношения между религиозными индивидами и организациями: обмен информацией, педагогические отношения, связи координации (по горизонтали), связи субординации (по вертикали). Характер внекультовых религиозных отношений может изменяться от солидарности кконфликту, проходя стадии веротерпимости, нейтралитета и конкуренции. В культовых религиозных отношениях проявляется субъективный аспект — в них предполагается участие Бога, какие бы действия ни совершал верующий (слушая проповедь, участвуя в обряде и т.д.).

 

Религиозная организация - это объединение последователей той или иной религии, возникающее на основе общности верований и обрядов. Функции религиозных организаций состоят в удовлетворении религиозных потребностей верующих, в регулировании культовой деятельности, в обеспечении устойчивости и целостности данного объединения.

Религиозные организации могут выполнять и нерелигиозные функции (политические, правовые и др.). Не будучи специфически присущими религии, эти функции помогают ей сохранять свои позиции в социальной и духовной жизни общества.

Религиозные организацииделятся на внекультовые и культовые. К внекультовым религиозным организациям относятся орга­ны управления (церковный совет, ревизионная комиссия:, церковные отделы образования, департаменты прессы, ректораты религиозных учебных заведений). Внекультовые религиозные организации действуют внутри объединений, созданных с культовыми целями.

В зависимости от конкретно-исторических условий и специфики самой религии религиозные организации принимают разную форму. В эпоху первобытнообщинного строя религиозное объединение совпадало с родо-племенной общностью, все члены которой участвовали в совместном отправлении религиозных обрядов.

В дальнейшем появляются представители культовых профессий (колдуны, знахари, шаманы). Особое значение религиозные организации приобретают в монотеистических религиях. Все более усложняется их структура, расширяются функции, усиливается борьба за чистоту доктрины, строгое соблюдение канонических установлений. Новый шаг в институционализации религиозной жизни был связан с появлением мировых религий. Возникает церковь — автономный, строго централизованный институт, обслуживаемый профессиональными священнослужителями. Церковь является проводником жестко фиксированной системы вероучения и культа; ей присущи иерархический принцип управления, деление на клир, т. е. получивших специальную подготовку профессиональных служителей культа, и мирян — рядовых верующих.

Идеологическое господство религий, которые, находясь в союзе с государством, получили возможность преследовать инакомыслящих, вызвало к жизни особый тип религиозной организации — секту — объединение верующих, противопоставляющее себя господствующему религиозному течению При всем многообразии идейных установок и организационных форм секты имеют ряд устойчивых отличительных признаков: претензия на то, что данная религиозная организация существует лишь для избранных; отсутствие жесткого деления на клир и мирян, в ряде случаев всеобщее священство; сознательное вступление в общину и прямое членство в ней; активная миссионерская деятельность. В зависимости от времени и места возникновения, состава участников эти черты в разной мере присущи различным сектам.

На определенном этапе общественно-исторического развития возможно превращение секты в церковь, а также появление различных промежуточных форм религиозных организаций, имеющих черты как секты, так и церкви. В современной социологии религии промежуточные формы религиозных организаций получили название «деноминаций».

Таким образом, существует три вида культовых религиозных организаций. 1. Церковь — сравнительно широкое объединение, принадлежность к которому определяется традицией, последователи в основном анонимны, верующие делятся на духовенство и мирян, священнослужителей специально готовят к их деятельности, обычно церковь сотрудничает с государством. 2. Секта — провозглашает оппозицию традиционным церквям, проповедует изоляционизм, избранничество, строго контролирует членство, лидерствов секте харизматично. 3. Деноминация — нечто среднее между вышеназванными типами: проповедь избранности членов сочетается с возможностью спасения и духовного возрождения для всех. От секты деноминацию отличает активное участие в светской жизни, эффективная экономическая де­ятельность, стремление перерасти в церковь или, по крайней мере, ею назваться.

Исходя из вышеизложенных теоретических посылок, ответим на поставленные вопросы.

1. Саентология отвечает всем признакам религии, так как в ней присутствуют все элементы религиозного комплекса. Рассмотрим этот тезис подробнее.

Саентология является синкретической религией, впитавшей в себя элементы ряда религиозных направлений и философских учений, как Запада, так и Востока. Она подпадает под любой тип определения религии, приведенный в первой части Экспертного заключения.

А. Теологическое определение. Саентология исходит из наличия Бога – Верховного Существа, которое стоит во главе Вселенной[1]. Все саентологи имеют личный религиозный опыт, и уверены в ом, что Бог реально существует и влияет на их жизнь. Члены Церкви Саентологии исходят из того, что жизнь человека является бесконечной, то есть выходит за пределы единственного биологического существования и тем самым, делает это существование осмысленным. Благодаря Саентологии человек осуществляет связь с Верховным Существом (Богом), которая и называется религией.

Б. Философское определение. Саентология исходит из признания бытия Верховного Существа (Бога), который понимается не в антропоморфизированном виде (свойственном, например, христианству), а философски, как некая Бесконечность. Одним из способов духовной практики освоения мира в Саентологии является одитинг[2]. Постижение Бога в Саентологии осуществляется каждым человеком, который проходит по пути восьми динамик. Сущность человека в Саентологии носит название «тэтан». Учение о «тэтане» является основополагающим в Саентологии. Кратко его суть выражена в следующих словах: «Краеугольным камнем саентологического учения является вера в то, что человек сам по себе является бессмертным духовным существом, которое до этого прожило огромное количество жизней и обладает потенциалом бесконечного выживания. Саентологи называют это духовное существо «тэтаном». Слово образовано от греческой буквы «тэта» (традиционного символа мысли и жизни)»[3] «Оперирующим тэтаном» считается человек, избавившийся от действий реактивного ума и ставший полностью самим собой.

Вместе с тем, саентологи указывают на различия между понятиями «душа» и «тэтан». «Первое отличие заключается в следующем. Саентологи полагают, что человек обладает также двумя другими отдельными и независимыми частями: разумом и телом. И они вторичны по отношению к тэтану, который, в действительности, и является самим человеком. То есть, разум и тело являются механизмами, посредством которых тэтан проявляется в материальном мире и взаимодействует с ним. Для сравнения: иудаизм и христианство придерживаются иной точки зрения. Хотя в Новом Завете нет последовательного описания человека, он, по существу, сохраняет иудейское учение о единстве тела и души с уточнением, что одно неполно без другого: если у человека есть тело, то у него непременно есть и душа. В Саентологии, напротив, человек сам по себе является душой, или точнее, тэтаном. …Второе отличие. Саентологи верят, что тэтан будет жить ещё очень много жизней. Последователи иудаизма и христианства верят в то, что душа живёт лишь однажды. Это объясняет, почему саентологи стремятся улучшить этот мир: они верят, что им предстоит возвращаться жить в него снова и снова. Третье коренное отличие между саентологическим понятием тэтана и иудейско-христианским понятием души состоит в следующем. Саентологи верят, что тэтан, то есть человек, в основе своей хороший. Последователи иудаизма и христианства следуют учению Ветхого Завета о том, что человек имеет два внутренних побуждения: одно доброе, другое злое, и участь человека - преодолевать злое побуждение, воспитывая в себе доброе. Иудейская и христианская теология придерживается того мнения, что полное избавление от этой участи (спасение) произойдёт только с приходом мессии. В саентологической религии под избавлением имеется в виду не волевой акт Бога, происходит оно по-другому и гораздо быстрее. Хотя саентологи придерживаются того мнения, что бессмертный тэтан по сути своей хороший, они полагают, что им утрачена своя истинная духовная индивидуальность и используется лишь небольшая толика своих естественных способностей. Эта утрата духовной индивидуальности, а также отрицательный жизненный опыт тэтана (как в текущей, так и в прошлых жизнях) делают человека несчастным или стимулируют его к совершению неразумных действий, так как у него появляются злые намерения, хотя в основе своей он хороший и высоко этичный, И поскольку этот отрицательный опыт накапливается, тэтан запутывается в материальной вселенной, которая является источником этого опыта»[4].

Путь к духовному освобождению, постепенному продвижению к восьмой динамике называется в Саентологии «Мостом к полной свобде».

Таким образом, в учении Саентологии наличествуют различные аспекты вероучения, свойственные и большинству других религий, такие как религиозная этика (нравственный аспект), учение о мире (космологический аспект), учение о человеке (антропологический аспект), учение о спасении (сотериологический аспект), учение об обществе (социологический аспект). А сама Саентология вполне согласуется с философским определением религии (причем с учетом различных вариантов философии).

В. Социологические и психологические определения. К Саентологии вполне применимы и различные социологические и психологические определения, поскольку она имеет как конкретные следствия как для общества и отдельных его процессов (ряд социальных программ Саентологической церкви хорошо известен, такие как «Скажи НЕТ наркотикам» и др.), так и для отдельной личности (одитинг, обучение, программа «Очищение» и др.). Побудительной причиной, императивом к такого рода социальным проявлениям Саентологии являются основы ее религиозной этики.

Г. Итоговое определение. Саентологическая религия представляет собой особый тип мировоззрения и мироощущения, основанный на трудах ее основоположника Л. Рона Хаббарда; одну из областей духовной жизни общества, в котором она существует, а также основанные на вере в реальное существование Верховного Существа и чувстве связанности с ним, зависимости от него, почтения к нему и почитания его, поведение и совершение соответствующих религиозной вере действий (культ).

Таким образом, Саентология как любая религия представляет собой: 1. существенный аспект жизнедеятельности ее последователей; 2. способ существования и преодоления самоотчуждения членов Саентологической Церкви; 3. специфический способ отражения действительности, основанный на вероучении Саентологической Церкви; 4. особый феномен культуры, получивший распространение и развитие среди последователей Л. Рона Хаббарда во всем мире; 5. социальную подсистему, заключающую в себе глубинные общественные связи как между членами Саентологической Церкви, так и за ее пределами – с представителями иных конфессий или неверующими.

 

Д. Главный признак религии. Саентология в полной мере соответствует главному признаку религии, ибо у ее последователей наличиствует вера в реальное существование сверхъестественного – Верховного Существа[5], а также в фактическое бессмертие личности (тэтана), проживающей множество жизней одну за другой.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал