Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
А. Религиозное сознание. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Присущая религиозному сознанию сторонников Саентологии религиозная вера может быть рассмотрена в пяти взаимосвязанных аспектах: Члены Саентологической Церкви убеждены в 1) существовании Верховного Существа - Бога, тэтана – духовной сущности человека и их взаимосвязи; 2) в возможности общения с Верховным Существом и продвижении человека по пути к восьмой динамике – бесконечности; 3) в своем личном бессмертии благодаря бесконечности жизни тэтана во многих телах; 4) в истинности Писания, состоящего из книг и записей лекций основателя Саентологической Церкви Л. Рона Хаббарда; 5) в святости и непогрешимости его религиозного авторитета. Саентологическая церковь имеет свои символы: - восьмиконечный крест, состоящий из двух перекладин (четырех концов) и четырех лучей и представляющий восемь частей или динамик жизни, посредством которых каждый человек стремиться выживать. Эти части таковы: «стремление к существованию в качестве самого себя, как индивидуума; стремление к выживанию посредством реализации способности творить, что включает семью и воспитание детей; стремление к выживанию посредством группы индивидуумов или в качестве группы; стремление к выживанию посредством всего человечества и в качестве всего человечества; стремление к выживанию в качестве форм жизни и с помощью форм жизни, таких как животные, насекомые, рыбы и растения; стремление к выживанию физической вселенной и с помощью физической вселенной, а также каждой из ее составных частей; стремление выживать в качестве духовного существа или стремление выживать ради самой жизни; стремление к существованию в качестве бесконечности». Саентологический крест символизирует способность жить счастливо в каждой из этих сфер существования. - два треугольника, на которые наложена латинская буква S (первая буква слова «Scientology»). Нижний треугольник (каждая его сторона) символизирует дружеское расположение, цельность и общение. Верхний треугольник - знание, ответственность, контроль. В целом данный символ означает, что «участвуя в деятельности саентологической религии, человек может постоянно увеличивать свое знание жизни, а также чувство ответственности за нее и контроль над нею»[6]. - треугольник (греческая буква Δ - дельта), разрезанный на четыре полосы, означающий ранний символ Дианетика. Четыре полосы означают четыре первые динамики существования, описанные в Дианетике. Во всех учреждениях Церкви Саентологии обязательно имеются портреты Л. Рона Хаббарда, другие картины и фотографии, рассказывающие об истории и современном состоянии Церкви, обязательно имеется мемориальный кабинет Л. Рона Хаббарда. Таким образом, религиозное сознание саентологов, как и представителей других религиозных конфессий, чувственно, наглядно, образно, символично, диалогично, эмоционально насыщенно, обладает особой лексикой и знаками. Религиозное сознание членов Церкви Саентологии имеет два взаимосвязанных и, в то же время, относительно самостоятельных уровня: религиозную идеологию и религиозную психологию. Религиозная идеология Церкви — это более или менее стройная система религиозных идей, разработанная Л. Роном Хаббардом, распространением которых занимаются саентологические религиозные организации. При этом необходимо отметить, что в Саентологии, как и в некоторых других религиях (например, в буддизме, в особенности – его направления хинаяны) отсутствует целенаправленность в развитии теологических представлений, ибо саентологи не ставят перед собой цели заниматься спекулятивными изысканиями и изучать недоступную для ограниченного человеческого понимания природу Бога, не занимается поиском доказательств бытия Бога и описанием его атрибутивных качеств и т.п. Вместе с тем в религиозной идеологии саентологов существуют философские, социологические, этические учения, опирающиеся в своих оценках действительности на религиозные постулаты Саентологии. Религиозная психология — это совокупность религиозных представлений, чувств, настроений, привычек, традиций, присущих рядовым верующим - саентологам. Религиозная психология членов Саентологической Церкви представляет собой ряд специфических религиозных представлений, чувств и настроений, направленных (как и в любой религий) на сверхъестественные объекты. При этом сверхъестественное непосредственно переживается верующими-саентологами. Б.Религиозная деятельность. В рамках религиозной деятельности саентологов можно вычленить культовую и внекультовую. К внекультовой деятельностиотносится участие саентологов в ряде социальных программ и проектов, таких как «Скажи НЕТ наркотикам», «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», социальная и благотворительная помощь людям, организация лекций, семинаров, форумов, конференций, конгрессов, «круглых столов», посвященных тем или иным аспектам жизни общества или отдельным религиозным идеям Церкви Саентологии, изучению Писания Саентологии и практического применения его принципов в повседневной жизни людей, осуществляет религиозное саентологическое образование, издательскую деятельность и пропаганду религиозных идей в СМИ, миссионерство, управление религиозными организациями и т.п. К примеру, Санкт-Петербургский Саентологический центр содействует повышению общекультурного уровня граждан, посредством расширения их общего кругозора. Деятельность Центра основана на пропагандировании философских идей и учения Л. Рона Хаббарда, в частности Саентологии, и ее предшественницы - Дианетики, представляющей собой учение о «влиянии духа на тело», то есть о доминировании уровня психологического комфорта в субъективном самоощущении человека. Это аналогично положениям прочих гуманистических религиозных и философских теорий и учений, декларирующих определяющую роль культурного уровня и духовного состояния человека в его физическом проявлении – в быту и социуме, в трудовой и творческой деятельности, во взаимоотношениях с окружающими и т.д. В числе направлений деятельности, осуществляемой Центром, присутствует удовлетворение духовных потребностей граждан в виде просвещения в аспекте жизненных ценностей, ознакомление с методами духовной помощи, общения, уроков честности, применения этических кодексов разработанных Л Рона Хаббардом, а также удовлетворение духовных потребностей посредством участия членов Центра в социальных и благотворительных кампаниях объединения, что позволяет членам Центра чувствовать моральное удовлетворение от внесения вклада в улучшение общества. Кроме того, Центр предоставляет возможности для улучшения субъективного самоощущения людей посредством воспитания интеллектуальной и эмоциональной дисциплинированности, расширения кругозора и приобретения новых знаний, удовлетворяя духовным и интеллектуальным исканиям людей. Культовая деятельность саентологов представляет собой ряд церемоний, осуществляемых в храмовом или, при отсутствии храма в данном регионе или стране, в ином здании, где располагается Церковь Саентологии. К числу религиозных церемоний Церкви Саентологии относятся: церемония посвящения в духовный сан, церемония венчания, церемония наречения и церемония похорон. Посвящение в духовных сан осуществляется только в отношении тех лиц, которые изучили специальные разделы писания в саентологической церкви и сумел продемонстрировать высокий уровень личной нравственности и бескорыстие в желании помогать другим людям. Он проходит проверку на предмет глубоких знаний в области этики, вероучения Саентологии, а также способностей проводить религиозные службы Церкви и давать консультации нуждающимся в них гражданам. Священником может стать любой человек, независимо от возраста, пола, уровня материального благосостояния, отвечающий этим требованиям. Он проходит церемонию посвящения в духовный сан во время церковной службы, совершающееся по определенному канону. Церемония венчания включает в себя традиционные обещания супругов хранить верность и преданность друг другу, ибо, согласно учению саентологов, «реальность создается посредством согласия»[7]. В церемонии венчания принимают участие друзья и родственники новобрачных, дающие во время церемонии согласие на брак. В принципе, церемония венчания у саентологов похожа на брачные обряды других церквей – традиционная роль отца невесты, друга жениха, свадебная процессия и т.п. Однако, церемония может проходить в разных формах – с одним или с двумя кольцами, и в этом специфика Саентологии в сравнении с другими религиями. Церемония наречения, согласно учению Церкви Саентологии, «…Ориентируя ребенка, дает ему знание и, следовательно, безопасность, которая проистекает из этого знания». Таким образом, «благодаря церемонии наречения человек оказывается сориентированным в своей новой жизни»[8]. Ребенок официально получает имя, а родители и нареченные (крестные) родители – права и обязанности по отношению к ребенку. Церемония похорон у саентологов исходит из одного из ключевых представлений их вероучения о том, что «тело не вечно, в то время как человеческий дух бессмертен» и что «церемония похорон служит для того, чтобы помочь человеку завершить цикл жизни прошедшей и сосредоточится на жизни будущей»[9]. Знание природы человека, по мнению саентологов, находит отражение и в церемонии похорон, которая в целом проходит жизнеутверждающе. Умершие, согласно саентологической традиции, кремируются. У саентологов существуют также церковные службы и особые молитвы. Воскресные службы являются центральным моментом в жизни религиозной общины саентологов. Воскресные церковные службы проводятся следующим образом: чтение «Кредо Церкви Саентологии», в котором содержатся основные правила поведения человека; проповедь, подготовленная на основе работ Л. Рона Хаббарда (или прослушивание записей с лекциями Л. Рона Хаббарда); групповой процессинг (групповой одитинг)[10] для прихожан; объявление о предстоящих церковных мероприятиях или программах; молитва о полной свободе. Воскресные службы проводятся еженедельно. Помимо этого, Церковь Саентологии отмечает как свои особые праздники, так и праздники той страны (региона), где расположено конкретное отделение Церкви. К числу особых праздников саентологов относятся следующие: День рождения Л. Рона Хаббарда (13 марта); День Дианетики (9 мая); День одитора (второе воскресенье сентября); годовщина основания Международной организации саентологов (7 октября). В результате культовой деятельности саентологов удовлетворяются их религиозные потребности верующих, достигается позитивная динамика психологического состояния, причем от негативного (беспокойства, тоски, скорби) к позитивному (успокоению, радости, приливу сил), осуществляется реальное общение верующих друг с другом, сплачивается религиозная группа. Религиозные отношения саентологовпредставляют собой вид отношений в духовной сфере, которые складываются в соответствии с их религиозным сознанием и существуют посредством религиозной деятельности. Религиозные отношения имеют два аспекта — объективный и субъективный. Первый аспект этих отношений можно обнаружить во взаимоотношениях между членами религиозной группы саентологов, второй — в отношении каждого верующего саентолога к Верховным Существу. Внекультовые религиозные отношения — это отношения между членами Церкви, несвязанные непосредственно с отправлением культа (обмен информацией, педагогические отношения, социальные связи и программы и др.). В культовых религиозных отношениях саентологов всегда присутствует Верховное Существо, какие бы действия ни совершал верующий (слушая проповедь, участвуя в церемонии, произнося молитву, участвуя в процессинге и т.д.). Религиозная организация - это объединение последователей Церкви Саентологии, возникающее на основе общности верований и обрядов. Функции религиозной организации саентологов состоят в удовлетворении религиозных потребностей верующих, в регулировании культовой деятельности, в обеспечении устойчивости и целостности данного объединения. Помимо этого Церковь Саентологии, как и другие религиозные организации большинства конфессий, выполняет и нерелигиозные функции (социальное служение, правовая помощь и др.). К внекультовым религиозным организациям саентологов относятся органы администрации и управления. Высшими структурными подразделениями являются: Международная Церковь Саентологии, Международная организация саентологичеких миссий, Пастырская международная духовная лига. Данные подразделения планируют крупномасштабные акции, следят за стабильным положением. Одним из центров Церкви Саентологии является «Морская организация», члены которой занимают ключевые посты в управлении церковными делами. Они принимают обет служить Саентологии на протяжении миллиарда лет, теми самым символизируя осознание своей бессмертной духовной сущности. Большинство из них работает на суше, но многие, отдавая дань традиции, по-прежнему носят морскую форму, и каждый имеет почетное звание и ранг. В настоящее время в религиозном братстве «Морская организация» («Sea Organisation») состоит более 5000 человек. Штаб-квартира «Морской организации» находится в г. Клируотер (штат Флорида, США) Среди трех видов культовых религиозных организаций.(церковь, секта, деноминация), Саентология может быть отнесена к церкви, поскольку отвечает всем критериям принадлежности к данному типу религиозной организации: · сравнительно широкое объединение, принадлежность к которому определяется традицией. Саентология насчитывает свыше 10 млн. последователей более чем в 164 странах мира. Учение Церкви поддерживает традиционные ценности – семьи, образования, здорового образа жизни, этического поведения, честных поступков и т.п. · последователи в основном анонимны. Естественно, что за исключением административного аппарата общин, члены Церкви анонимны. · верующие делятся на духовенство и мирян. Верующие саентологи делятся на духовенство (священники, одиторы) и мирян (прихожан Церкви) · священнослужителей специально готовят к их деятельности. Священнослужители в Церкви Саентологии изучают специальные разделы писания, кодексы и приобретают профессиональные навыки. Они проходят специальный религиозный обряд – церемонию посвящения в духовный сан. Лишь после этого, священники имеют право проводит церковные службы и вести религиозные церемонии. · обычно церковь сотрудничает с государством. Церковь Саентологии полностью открыта к сотрудничеству с любым государством, на территории которого располагается ее отделение, в гуманитарной сфере (социальные и правовые аспекты). Краткая история Саентологической Церкви. Саентологии более 50 лет. Первая саентологическая церковь была основана в 18 февраля 1954 году в г. Лос-Анжелесе (штат Калифорния, США) группой саентологов. В 1961 году было образовано еще семь церковных организаций саентологов и 22 саентологические миссии в разных странах мира. В 2002 году в мире насчитывалось уже свыше 3 тыс. саентологических церквей, групп, миссий более чем в 100 странах, насчитывающих около 10 млн. последователей. По последним данным в 2008 году количество церквей, миссий и групп увеличилось до 7731 (данные церкви Саентологии на февраль 2008), количество стран достигло 164, за последние два года новые церкви были открыты в Берлине, Лондоне, Мадриде, Сан-Франциско, Нью-Йорке, Йоханнесбурге, и других местах. Основателем Церкви Саентологии является Л. Рон Хаббард (L. Ron Hubbard; 1911-1986). Проанализировав и обобщив огромный массив религиозной, теологической, религиозно-философский и философской литературы, он заложил основы вероучения Саентологии. Первая Саентологическая Церковь в России была зарегистрирована 25 января 1994 в г. Москве. Также были зарегистрированы аналогичные группы в ряде регионов и городов России, в том числе и в Санкт-Петербурге, где изучение Саентологии началось почти четверть века назад – в 1984 году. Канонически и организационно Церковь Сентологии в России подчинена Международной Церкви Саентологии, штаб-квартира которой находится в Лос-Анжелесе (США). Таким образом, Церковь Саентологии в полной мере отвечает всем критериям отнесения той или иной организации к религиозной, то есть, представляет собой религиозную организацию, а Саентология должна быть признана в качестве религии.
2. В саентологической религии, безусловно, есть понятие Бога, есть специфика восприятия его восприятия. С точки зрения саентологов, Верховное Существо (Бог) является создателем и управителем вселенной. Для саентологии характерно не антропоморфное, а философское понимание Верховного Существа (Бога), который ассоциируется с восьмой динамикой – бесконечностью. Всего в Саентологии существует восемь динамик, каждая из которых стремится к бесконечному выживанию («динамический принципсуществования»). Динамики включают выживание самого человека (первая динамика), семьи (вторая динамика), группы (третья динамика), человечества как вида (четвертая динамика), всех форм жизни (пятая динамика), физической вселенной (шестая динамика), выживание в качестве духовного существа (седьмая динамика) и в качестве Верховного Существа или бесконечности (восьмая динамика). Бог как Верховное Существо, создатель вселенной и бесконечность (восьмая динамика) охватывает собой все. При этом мыслится Бог апофатически – без каких-либо характеристик Божества в виду невозможности постижения конечным человеческом разумом бесконечной божественной сущности и наделения ее соответствующими свойствами. В отличие от ряда конфесиий (христианских, иудаизма) Бог не представляется саентологам в антропоморфном (человекоподобном виде), поскольку воспринимается как духовная сущность. По этой причине в Саентологии не получила большого развития собственно теология (как учение о природе Бога). Также в Саентологии отсутствует система догм, принимаемых на веру, ибо считается, что лишь продвижение по восьми динамикам и личный опыт человека дает постепенное осознание Бога. Согласно учению Саентологии, в процессе религиозной практики (одитинг, изучение саентологического Писания) каждый верующий сам обретает знания о разных сторонах жизни, в том числе и о Верховном Существе и тем самым выстраивает свои личные отношения с Богом. Более того, в отличие от антропоморфного восприятия Бога, предполагающего постоянное обращение к нему в форме молитвы, в Саентологии подобная молитвенная практика не принята, ибо Бог понимается философски. Таким образом, в Саентологии религии имеет понятие Бога (Верховного Существа), и это понятие является ключевым для саентологической религии.
3. Религиозная группа «Саентологическая Церковь города Санкт-Петербурга» является религиозной по сути, поскольку в ее деятельности присутствуют все признаки религиозной группы. В соответствии с научным религиоведением, религиозная группа – в широком смысле – одна из форм религиозного объединения. Этим понятием в религиоведческой литературе обозначаются разнообразные религиозные сообщества (как правило, малочисленные). Религиозная группа может быть объединением верующих для совершения культовых действий, совместного удовлетворения религиозных потребностей; совокупностью верующих внутри религиозной общности (например, общины), объединенных определенным религиозным интересом (осуществление миссионерской, благотворительной деятельности, молодежные, женские группы и т. д.). В законодательстве РФ Религиозная группа определяется как добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляется в пользование группы ее участниками. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей (Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», ст. 7)[11]. Исходя из столь детального описания понятия «религиозная группа», можно сделать вывод о том, что «Саентологическая Церковь города Санкт-Петербурга» является именно такой - религиозной – группой, поскольку в полной мере соответствует всем критериям отнесения той или иной организации к религиозной группе. «Саентологическая Церковь города Санкт-Петербурга» является объединением верующих саентологов для совершения религиозных церемоний и отправления церковных служб (т.е. культовой деятельности) и тем самым удовлетворения религиозных потребностей членов Церкви Саентологии. Помимо этого, данное объединение решает и ряд социальных задач, соответствующих их религиозным интересам (социальные программы борьбы с наркотиками, за права и свободы человека и т.п.). «Саентологическая Церковь города Санкт-Петербурга» действует в полном соответствии с российским законодательством, являясь добровольным объединением граждан, образованным в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющим деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Религиозная группа «Саентологическая Церковь города Санкт-Петербурга» имеет право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей, что ею и осуществляется Таким образом, «Саентологическая Церковь города Санкт-Петербурга» является религиозной группой и по форме, и по содержанию и действует в полном соответствии с российским законодательством (Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», ст. 7).
4. Одитинг, изучение саентологического Писания (обучение) и программа «Очищение» являются религиозными обрядами. В соответствии с научным религиоведением, религиозные обряды представляют собой существенную черту религиозной деятельности. В самом широком смысле религиозные обряды - это некоторая упорядоченная совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются какие-либо религиозные представления и/или бытовые традиции. Религиозные обряды сопутствуют верующему на протяжении всей его жизни, причём подразумевается неукоснительное соблюдение достаточно строгого регламента. Будучи сами четко сконструированы, они структурируют жизнь социальной группы и задают поведенческие шаблоны как для социума, так и для индивида. Религиозная обрядовость способна выполнять ряд функций религии, к примеру, культуроохранительную и культуротранслирующую. Исходя из религиоведческого понимания религиозных обрядов, можно сделать вывод о том, что одитинг, обучение и программа «Очищение» полностью соответствуют понятию «религиозный обряд», поскольку являются существенной частью религиозной деятельности и представляют собой упорядоченную совокупность установленных Церковью Саентологии действий, помогающим верующим саентологам и воплощающих в себе религиозные представления Саентологии. Так, одитинг (от лат. audire – слушать), предполагает духовное сопереживание, содействие одитора обратившемуся к нему человеку. Человек рассказывает одитору о своих проблемах и ранее полученном негативном опыте, и одитор облегчает его негативные эмоции, душевные страдания, не вынося при этом оценочных суждений. Можно в определенном смысле провести аналогию между одитингом и христианской исповедью. Также как тайна исповеди во всех христианских церквях должна сохраняться исповедником, так же и в Церкви Саентологии существует Кодекс одитора, не позволяющий ему ни при каких обстоятельствах распространять ил и использовать в каких-то целях полученную во время одитинга информацию. Также как в христианских церквях (в частности, в Русской православной церкви) бывает групповая исповедь, как правило, во время, воскресной службы, в Церкви Саентологии осуществляется групповой одитинг, получивший название процессинга, который тоже происходит во время еженедельной воскресной службы. Обучение, подразумевающее изучение саентологического Писания – трудов основателя Саентологии Л. Рона Хаббарда, также является чисто религиозным обрядом. Здесь возможно поведение параллели с христианскими протестантскими (в частности, евангелическо-лютеранскими церквями), где изучение Нового Завета, прослушивание и чтение его фрагментов являются главной частью богослужения. Чтение отдельных работ Л. Рона Хаббарда или прослушивание сохранившихся в записи его лекций, является частью еженедельной воскресной службы Церкви Саентологии и представляет собой религиозный обряд. Еще один религиозный обряд Церкви Саентологии – программа «Очищение». Данный религиозный обряд можно сравнить с христианским постом или мусульманской уразой. Программа «Очищение» имеет сугубо религиозное назначение, и может быть однозначно отнесена к религиозным обрядам. Таким образом, одитинг, Обучение и программа «Очищение», проводимые Церковью Саентологии, являются чисто религиозными обрядами, вполне сопоставимыми с религиозными обрядами других церквей и соответствующими научно-религиоведческому пониманию религиозных обрядов. Общий вывод из вышеизложенного: Саентология отвечает всем существующим типам определения религии (теологическому, философскому, социально-психологическому) и главному признаку религии, отличающему ее от других сторон жизни человека, а Церковь Саентологии имеет все элементы религиозного комплекса. Как и в большинстве религий, в Саентологии присутствует понятие Бога (Верховного Существа) и способы поклонения ему. Саентологическая церковь города Санкт-Петербурга представляет собой религиозную группу, ибо в полной мере отвечает религиоведческому определению религиозной группы и юридическому статусу, обозначенному в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 7). Одитинг, изучение саентологического Писания (обучение) и программа «Очищение» являются религиозными обрядами, соответствующими критериям религиозных обрядов, выработанных научным религиоведением, и вполне соотносимыми с религиозными обрядами других религий. Таким образом, Саентологическая Церковь обладает всеми признаками и свойствами религиозной организации, в соответствии с чем осуществляет свою религиозную деятельность
Доктор философских наук, профессор Е.С. Элбакян [1] См.: Что такое Саентология. Копенгаген, 1998. С.563. [2] Подробнее см. ответ на вопрос 4 настоящего Экспертного заключения [3] Что такое Саентология. Копенгаген, 1998. С.561. [4] Что такое Саентология. Копенгаген, 1998. С. 561-562 [5] Подробнее см. ответ на вопрос № 2 настоящего Экспертного заключения.
[6] Церковь Саентологии. Ознакомление с церковными службами. [б/м], 1999С.19. [7] Церковь Саентологии. Церемонии венчания. [б/м], 1999 С.5. [8] Церковь Саентологии. Церемонии наречения. [б/м], 1999 С.5. [9] Церковь Саентологии. Церемония похорон. [б/м], 1999 С.5. [10] Подробнее см. ответ на вопрос № 4 настоящего Экспертного заключения [11] Подробнее см.: Религиоведение. Энциклопедический словарь. М., 2006. С. 862-863.
|