Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Культуры Древнего ИранаСтр 1 из 23Следующая ⇒
Главными памятниками Нововавилонского царства являются развалины Вавилона. Самый крупный город на Древнем Востоке представлял собой прямоугольник площадью более 10 км 2. Он был разделен Евфратом на восточную (старую) и западную (новую) части. Обе половины города соединялись деревянным мостом на каменных опорах. Вавилон был обнесен рвом и тремя рядами высоких стен с 360 башнями. Первая стена была толщиной 7м, вторая — 8 м, а третья — 3, 5 м. Все они были облицованы глазурованными кирпичами, некоторые из них составляли рельефы, изображавшие животных и воинов. Кроме того, хитроумные инженерные сооружения позволяли в случае угрозы затопить водой всю раскинувшуюся перед Вавилоном плоскую, как стол, равнину. Не менее знаменитым вавилонским зданием были огромный дворец Навуходоносора II с Висячими садами Семирамиды, которые древние греки считали вторым из семи чудес света. Предание гласит, что это строение было возведено по приказу Навуходоносора II для его любимой жены-мидянки, скучавшей в непривычной для нее пустынной равнине, окружавшей Вавилон. В начале XX века немецкая археологическая экспедиция раскопала мощный фундамент Висячих садов. По-видимому, наземная часть этого сооружения представляла собой сложную конструкцию из стен или столбов в несколько этажей, на которых были расположены террасы с оранжереями, куда при помощи специальных устройств подавалась вода из Евфрата. Зачатки научных знаний в Вавилоне В эпоху древневавилонского царства в Южном Двуречье существовали уже известные зачатки научных знаний, имевшие практическое приложение к быту и хозяйству. Главным образом эти зачатки относятся к области астрономии и ма-тематики и связаны со счетом времени и землемерным делом, а так-же с регулированием оросительной сети и потребностями обмена и ростовщичества. Начатки астрономии, выработанные в Двуречье в течение III и начала II тысячелетия, получившие некоторое дальнейшее развитие в последующие эпохи истории Междуречья, являются той основой, на которой впоследствии развилась греческая и затем арабская астро-номия. Краткая история. Огромная Ассирия выросла из небольшого нома (административные округа) Ашшур в Северной Месопотамии. Долгое время «страна Ашшур» не играет значительной роли в судьбах Междуречья и отстаёт в развитии от свои южных соседей. Расцвет Ассирии приходита на XIII—XII вв. До нэ и неожиданно обрывается в результате нашествия арамеев. Полтора века население «страны Ашшур» испытывает тяготы иноземной владычества, разоряется, страдает от голода. Но в IX в. До н. Э. Ассирия восстанавливает силы. Начинается эпоха масштабных завоеваний. Ассирийские цари создают совершенную военную машину и превращают своё государство в мощнейшую державу мира. Огромные пространства Западной Азии покоряются ассирийцам. Лишь к началу VII в. До н. Э. Их энергия и сила иссякают. Бунт покорённых вавилонян, заключивших союз с племенами мидийцев, приводит к гибели колоссальной ассирийской империи. Народ торговцев и солдат, державший её тяжесть на своих плечах, героически сопротивляется на протяжении нескольких лет. В 609 г. До н. Э. Происходит падение города Харрана, последнего оплота «страны Ашшур».
12. Особенности культуры Ассирии и Иранской империи. Одним из небольших номов — владений Северной Месопотамии — был Ашшур (столица древней Ассирии). Он платил дань то царству Митанни, то касситской Вавилонии, сохраняя, однако, самостоятельность во внутренних делах. Территория ашшурского нома состояла из мелких поселений — сельских общин; во главе каждой стоял совет старейшин и администратор — хазанну. Город процветал благодаря международной торговле: здесь сходились торговые пути с востока, запада и юга. Читайте подробнее оцивилизациях Ближнего Востока. Карта древней Ассирии Новый, третий этап ассирийского наступления приходится уже на IХ—VII вв. До н. Э. После двухсотлетнего перерыва, бывшего временем упадка державы и вынужденной обороны от орд кочевников с юга, севера и востока, Ассирийское царство вновь заявила о себе как о могучей империи. Первое серьёзное наступление она предприняла на юг — на Вавилон, который потерпел поражение. Затем в результате нескольких походов на запад вся область Верхней Месопотамии перешла под власть древней Ассирии. Открылся путь для дальней- шего продвижения в Сирию. Древняя Ассирия в течение нескольких последующих десятилетий практически не знала поражений и неуклонно двигалась к своей цели: взять под контроль основные источники сырья, центры производства и торговые пути от Персидского залива до Армянского нагорья и от Ирана до Средиземного моря и Малой Азии. Однако триумф Ассирийской цивилизации продолжался недолго. Восстания покорённых народов потрясали разные области империи — от Южной Месопотамии до Сирии. КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО ИРАНА Эламская цивилизация. Мидийская культура. Персия – первая мировая держава. Культура, наследие персидской империи. Население Ирана в начале третьего тысячелетия до нашей эры создало свою письменность и оригинальную культуру, ныне закономерно рассматриваемую в качестве одного из источников евразийской культуры. Древнеиранские религии, в первую очередь зороастризм и манихейство, оказали значительное влияние на религиозное и философское мировоззрение античного мира, эсхатологию христианства и ислама. Многие произведения литературы и искусства повлияли на формирование культуры соседних народов, вошли в сокровищницу планетарной культуры. В истории Древнего Ирана выделяют следующие этапы: эламская цивилизация (с конца ivтысячелетия до конца viiвека до нашей эры); мидийская эпоха (с viiiдо середины viвека до нашей эры); ахеминидская эпоха (с середины viвека до 330 года до нашей эры); парфянский период (середина iiiвека до нашей эры – 224 год нашей эры). . Мидийцы и персы, представители иранских племён, появились на территории современного Ирана в начале первого тысячелетия до нашей эры. Большинство учёных полагает, что прародина иранцев находилась в Центральной Азии. Ко времени прихода в эти районы мидийцы и персы занимались скотоводством и земледелием, владели искусством обработки металла. Начиная со второй половины восьмого века до нашей эры, иранцы составляют большинство в Западном Иране. В длительной борьбе с нашествиями ассирийцев и их союзников скифов на территорию слабеющего Элама объединения мидийцев достигли независимости и создали государство со столицей в Экбатанах (624 год до нашей эры). Мидийский царь Киаксар успешными военными походами сумел расширить границы своего государства за счёт южных, восточных и северных соседей. В течение столетия Мидия была центром иранской культуры, которую затем заимствовали и развили персы. В 550 году до нашей эры царь персидских племён Кир, поднявший восстание против мидийского царя Астиага, в зависимости от которого находились персы, захватил власть в Мидии. Мидийское царство было формально сохранено. В течение следующих двух столетий Персия играет ведущую политическую роль на Ближнем Востоке. К концу шестого века до нашей эры после тридцатилетних завоеваний и подавления восстаний возникла первая в истории мировая держава, объединившая под властью персидской династии Ахеменидов десятки стран. Её территория простиралась от реки Инд на востоке до Эгейского моря на западе, от Армении на севере до Нубии (Африка) на юге. Ахеминидская держава погибла в 329 году до нашей эры под ударами македонской армии во главе с царём Александром, но культурные традиции, сложившиеся в ахеменидский период на этой территории, сыграли большую роль в мировой истории, непосредственно существовали в государственных объединениях эллинских Селевкидов, парфян, иранских Сасанидов. Арамейское письмо, бывшее официальным в империи, стало канцелярским источником идеографических систем парфянского, согдийского, хорезмийского и среднеперсидского письма, что сыграло большую роль в культуре иранских народов. Грандиозными памятниками персидской культуры стали дворцовые комплексы в Европа с xvвека живо интересуется наследием иранской культуры в Персеполе. В 1836 году удалось расшифровать древнеперсидскую клинопись, затем, благодаря трёхъязычной Бехистунской надписи, и ассиро-вавилонскую письменность. Ряд произведений древнеиранской культуры был переведён сначала на арабский и другие восточные языки, а затем на европейские. В 1771 году был издан первый перевод Авесты на французский язык. Перевод вызвал критику со стороны знатоков французского языка и санскрита. Однако именно благодаря санскриту, родственному языку Авесты, удалось разобраться в смысле текстов зороастризма. С древнейших времён культура и исторические судьбы народов Ирана, Центральной Азии, Кавказа тесно связаны между собой.
13. Культура древних евреев: религия и мифология, сакральная литература. Термин «иудаизм» происходит от названия еврейского племени Иуды, самого многочисленного среди 12 колен израилевых, как об этом повествуется в Библии. Выходцем из рода Иуды был царь Давид, при котором иудейско-израильское царство достигло наивысшего могущества. Все это обусловило привилегированное положение иудеев: термин «иудей» часто используется как эквивалентный слову «еврей». В узком смысле под иудаизмом понимается религия, возникшая среди евреев на рубеже I-II тыс. До н.э. В широком смысле иудаизм — это комплекс правовых морально-этических, философских и религиозных представлений, определяющих уклад жизни евреев. Боги в иудаизме История древних евреев и процесс формирования религии известны в основном по материалам Библии, ее наиболее древней части - Ветхого Завета. В начале II тыс. До н.э. Евреи, как и родственные им семитские племена Аравии и Палестины, были политеистами, верили в различных богов и духов, в существование души, которая материализуется в крови. В каждой общине был свой главный бог. В одной из общин таким богом был Яхве. Постепенно культ Яхве выходит на первое место. Новый этап в становлении иудаизма связан с именем Моисея. Это легендарная личность, однако нет причин отрицать возможность реального существования подобного реформатора. Согласно Библии Моисей вывел евреев из египетского рабства и передал им Завет Бога. Некоторые исследователи считают, что реформа религии евреев связана с реформой фараона Эхнатона. Моисей, который, возможно, был близок к правящим или жреческим кругам египетского общества, воспринял идею Эхнатона о едином Боге и начал проповедовать ее среди евреев. Он внес некоторые изменения в представления евреев. Его роль настолько значительна, что иудаизм иногда называют мозаизмом, например в Англии. Первые книги Библии называют Пятикнижием Моисея, что также говорит о значительности роли Моисея в становлении иудаизма. Основные идеи иудаизма Главная идея иудаизма - идея богоизбранности евреев. Бог один, и он выделил один народ — евреев, чтобы помогать им и передавать свою волю через его пророков. Символом этой избранности является обряд обрезания, совершавшийся над всеми младенцами мужского пола на восьмой день их жизни. Основные заповеди иудаизма, по преданию, были переданы Богом через Моисея. Они содержат как религиозные предписания: не поклоняться другим богам; не упоминать имени Бога напрасно; соблюдать день субботний, в который нельзя работать, так и моральные нормы: почитать отца и мать своих; не убивать; не красть; не прелюбодействовать; не произносить ложного свидетельства; не желать ничего у что есть у ближнего твоего. Иудаизм предписывает евреям пищевые ограничения: пища делится на кошерную (дозволенную) и трефную (недозволенную). Еврейские праздники Особенностью еврейских праздников является то, что они отмечаются по лунному календарю. Первое место среди праздников занимает Пасха. Сначала Пасха была связана с сельскохозяйственными работами. Позднее она стала праздником в честь исхода из Египта, освобождения евреев из рабства. Праздник шебуот или Пятидесятница справляется на 50-й день после второго дня пасхи в честь Закона, который Моисей получил от Бога на горе Синай. Пурим — праздник спасения евреев от полного уничтожения во время вавилонского плена. Существует множество других праздников, которые почитаются до настоящего времени евреями, живущими в разных странах. Священная литературы иудаизма Священное писание евреев известно как Танах. В него входят Тора (Учение) или Пятикнижие, авторство которого приписывается традицией пророку Моисею, Нэвиим (Пророки) — 21 книга религиозно-политического и историко-хронологического характера, Кэтувим (Писания) — 13 книг разнообразных религиозных жанров. Самая древняя часть Танаха датируется X в. До н.э. Работа по составлению канонизированного варианта Священного Писания на иврите была завершена в III-II вв. До н.э. После завоевания Палестины Александром Македонским евреи расселились по разным странам Восточного Средиземноморья. Это привело к тому, что большая их часть не знала иврита. Служители культа предприняли перевод Танаха на греческий язык. Окончательный вариант перевода, по преданию, был осуществлен семьюдесятью учеными Египта в течение 70 дней и получил название «Септуагинта». В эпоху Средневековья получают распространение идеи как рационалистического толкования Торы (Моше Маймонид, Иегуда га-Леей), так и мистического. Наиболее выдающимся законоучителем последнего направления считается раби шимон Бар-Йохай. Ему приписывают авторство книги «Зогар» - главного теоретического пособия последователей каббалы — мистического направления в иудаизме. ИУДЕЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ – совокупность мифов, отражающих народные представления приверженцев иудейской религии о древних верованиях, ритуалах, событиях, людях, прародителях или законоучителях. Подход к текстам Библии как к собранию мифологических сюжетов сформировался на основе разработок библейской критики, берущей начало в европейской науке с творчества Бенедикта Спинозы (XVI в.). Этот голландско-еврейский философ первым аргументировано доказал, что авторство Пятикнижия не могло принадлежать Моисею хотя бы потому, что там описывается смерть самого Моисея. К концу XIX в. Исследователи текстов Библии выделили несколько их составных частей: одна, где Бог именуется Яхве, другая, где его имя Элохим, третья – Жреческий (священнический) кодекс в начале Книги Бытия, принадлежащая автору Второзакония. Успехи в изучении истории стран и народов Древнего Востока от Месопотамии до Древнего Египта предоставили огромный по объему и разнообразию материал для определения источников формирования библейских сказаний. Оказалось, что эти источники восходят к древнейшим преданиям шумеров, египтян и других народов региона.В них комментировались Законы Моисея и приводились назидательные рассказы об исторических персонажах, причем широко использовался сохранившийся мифологический материал, по которому исследователи находят следы домонотеистических представлений древних иудеев. Иудейская мифология исключительно национальна, и все ее предания направлены на подтверждение и защиту прав иудейского сообщества. Например, начало Священного Мифологиями Древнего Востока. Мотив отделения света от тьмы и создания небесных светил содержится в аккадском мифе о вавилонском боге Мардуке. Семь дней творения, как и семь ветвей священного светильника меноры соответствуют семи планетам вавилонской космогонии. Библейское имя Бога Элохим (Эл) обозначает имя божества у многих семитов и, что особенно важно, у жителей Ханаана (Палестины), до переселения туда древнееврейских племен в XIII–XII вв. До н.э. Имя первого человека Адам восходит к еврейскому слову «адама» (земля), что соответствует древнешумерскому преданию о сотворении богами людей и животных из глины. Характерно для месопотамской мифологии и упоминание о «ковчеге» – священном корабле, а также страны Урарту, известной уже аккадцам. Вполне соответствуют историческим условиям, хотя, конечно, не буквально подтверждают их, предания о патриархах библейских. Литература. В Древнем Египте и при дворе, и в храмах, и в частных домах высоко ценилась литературная эрудиция. Так, фараон (" Пророчество Неферти") просит своих царедворцев отыскать и прислать к нему человека, " который скажет мне.. Избранные изречения". Некоторые литературные произведения Египта могли послужить образцами при написании отдельных глав и разделов Танаха. В частности, содержание и стиль книги " Притчи Соломоновы" напоминают египетские тексты " Поучений Аменемопе" (не позднее Х1V в. До н.э.), в которых встречаются почти дословные структурные переклички с " Притчами". Приведём некоторые примеры (82.с532; 91.с357) таких многочисленных совпадений. " Поучения Птаххотепа" представляют собой 45 (46) законченных моральных или философских сентенций в поэтической форме (64.с27). " Они объединены единым стилем и образом мудрого философа-книжника и знатока жизни".
14. Основные этапы историко-культурного развития Древней Индии. Обширная территория Индийского субконтинента делится на несколько зон по климатическим условиям, рельефу местности и характеру почв. Различна была и значимость отдельных регионов в исторических судьбах древней Индии. Полупустынные ныне области северо-запада в глубокой древности, возможно, были покрыты лесами. Почвы аллювиальных долин Инда и его притоков отличались особым плодородием. Здесь и возникли первые поселения земледельцев, а в III тысячелетии до н. Э. — древнейшая в Южной Азии городская цивилизация. С севера и северо-востока Индия отделена от остальной части Азии хребтами Гималайских гор, поэтому именно северо-запад был той областью, через которую проникали переселенцы и завоеватели, шли торговые караваны, распространялись иноземные культурные влияния. Во II тысячелетии до н. Э. Здесь пролегал путь индоевропейских племен ариев, в I тысячелетии до н. Э. Отдельные районы подчинялись то персидским царям, то македонским наместникам, то греческим или скифским (сакским) правителям. Наконец, в начале христианской эры вся эта территория вошла в состав Кушанской державы. Центральная часть Индо-Гангской равнины уже в древности считалась священной " землей ариев" (Арьяварта). Между бассейнами великих рек и в верховьях Ганга складывалась в первой половине I тысячелетия до н. Э. Древнеиндийская цивилизация. С различными районами этой обширной равнины связаны эпические предания, сохранившиеся в знаменитой поэме “Махабхарата”. Древнюю историю Южной Азии можно условно разделить на следующие периоды: — древнейшая цивилизация (Индская) датируется примерно XXII — XVIII вв. До н. Э. (возникновение первых городов, образование ранних государств); — ко второй половине II тысячелетия до н. Э. Относится появление индоевропейских племен, так называемых “ариев”. Период с конца II тысячелетия до середины I тысячелетия до н. Э. Именуется " ведийским" — по созданной в это время священной литературе вед. Можно выделить два его основных этапа: ранний (XIII — Х вв. До н.э.) Характеризуется расселением племен ариев в Северной Индии, поздний — социальной и политической дифференциацией, приведшей к образованию первых государств (IX — VI вв. До н.э.), главным образом в долине Ганга. — " буддийский период" (V — III вв. До н.э.) — время возникновения и распространения буддийской религии. Памятники, связанные с буддизмом, являются наиболее важными историческими источниками. С точки зрения социально-экономической и политической истории данный период отмечен началом урбанизации и появлением крупных государств — вплоть до создания общеиндийской державы Маурьев. — II в. До н. Э. — V в. Н. Э. Можно рассматривать как " классическую эпоху" древнеиндийской цивилизации, время становления наиболее характерных особенностей социальной организации и культуры Южной Азии. Последствия этого двояки. В отличие от большинства стран Ближнего Востока, памятники классической древнеиндийской литературы не были найдены археологами и не требовали для своего прочтения дешифровки забытой письменности и реконструкции мертвого языка. Фонд письменных источников, находящихся в распоряжении индолога, поистине необозрим, поскольку значительная часть древних текстов сохранилась. Изучение санскрита основывается на трудах самих древнеиндийских грамматиков, главным образом грамматики Панини IV в. До н.э. Исторические события упоминаются в литературе довольно редко, и обычно в полулегендарных повествованиях. Хроники составлялись лишь в буддийских монастырях на Цейлоне в первые века христианской эры, и посвящены они были преимущественно распространению учения Будды и взаимоотношениям между монастырями. Не дошло до нашего времени ни государственных, ни частных архивов с политической или хозяйственной документацией. Документы, как правило, записывали на таком непрочном материале, как пальмовые листья, кусочки ткани или бересты, — в жарком и влажном тропическом климате они не могли сохраниться. Вместе с документами пропали, видимо, и многие литературные произведения, не вошедшие в число тех, которые в средние века особо почитали и хранили, постоянно переписывая. Таким образом, несмотря на обширность литературного наследия, изучение экономической и политической истории древних народов Южной Азии основывается пока еще на довольно узкой базе источников. За немногими исключениями, достоверные данные о политических событиях скудны, а социально-экономические отношения можно характеризовать лишь в общих чертах, рассматривая крупные исторические периоды и обширные регионы. Исследователь часто вынужден обращаться к методам исторической аналогии и реконструкциям, исходящим из материала значительно более поздних эпох. Основная масса сведений относится к области религии и культуры, но и они, по указанным особенностям источников, с трудом могут быть рассмотрены в исторической перспективе.
15. Философские и религиозные системы Древней Индии. Памятники древнеиндийской литературы. Научные знания, быт и нравы древних индейцев. Первыми философскими текстами индийской традиции были Упанишады (кон. II тыс. До н. Э.). Они представляли собой истолкование древних священных текстов – Вед, предназначенных для культового употребления. Уже в Упанишадах формируются основные темы индийской философии: идея единого, бесконечного божества и учение о карме и перерождении. С VI в. До н. Э. Начинается время классических философских систем. Принято различать ортодоксальные (или брахманические) системы мысли, признающие авторитет Вед как Откровение, и неортодоксальные системы, отрицающие единственность авторитета ведических текстов. К неортодоксальным системам причисляют буддизм и джайнизм. Шесть наиболее влиятельных классических ортодоксальных систем (школ) – ньяйя и вайшешика, санкхъя и йога, веданта и миманса образуют три пары дружественных учений, признающих и дополняющих основные положения друг друга. Религиозная доктрина буддизма складывалась в полемике с ортодоксальной брахманистской идеей субстанциальной души – атмана. Если в большинстве брахманистских систем атман рассматривался как временная форма высшей духовной субстанции, отворившей мир через серию эманации, а освобождение атмана трактовалось как его слияние с этим космическим творящим началом, то буддизм выдвинул идею отсутствия души как цельного, вечного и неизменного начала. Брахманистские системы возникают в полемике с буддистской точкой зрения на природу человека, характер спасения и возможность познания мира. Ньяйя («вхождение в предмет») - философская школа, изучающая механизм познания и определяющая правила ведения дискуссии, что делало знание ее принципов обязательным для всякого, занимавшегося систематическим философствованием. Вайшешика («философия различий») - система, родственная ньяйя. Она исходит из принципиальной познаваемости мира и рассматривает адекватное познание в качестве основной цели систематического мышления. Основная тема этой школы - классификация и характеристика рассматриваемых объектов. Школа санкхья исходит из посылки о существовании в мире двух вечных принципов: пуруша - начала, подобного духу, и пракрити - материи. Пуруша обладает сознанием, но полностью пассивен, и сам по себе не в состоянии создать ничего, в то время как пракрити - активна. Однако это действующее начало лишено сознания. Только из взаимодействия обоих первоначал возникает мир. Санкхья является теоретическим основанием для йоги – практической методики для достижения освобождения. Однако, в отличие от санкхьи, йога содержит идею высшего личного божества. В основе методики йоги лежит убеждение в том, что человек с помощью концентрации духовных сил, медитации и аскетизма, ведущего к успокоению нрава, может достичь освобождения от материального - пракрити. Веданта («завершение Вед») - учение, получившее завершение в конце VIII в., - наиболее влиятельное направление индийской философии. Ее доктрина основывается, прежде всего, на толковании Упанишад. Миманса – школа, примыкающая к веданте. Ее центральной проблемой является познание и описание истинного ритуала, необходимого для того, кто желает достичь спасения. Внутри мимансы обычно различают пурвамимансу. Исследование дхармы – жизненного долга человека – основная тема пурва=мимансы. Джаймини (ок. V в. До н. Э.) В «Миманса-сутре» или «Джайми-ни-сутре» описывает различные виды жертвоприношений и их цели. Национальной религией Индии является индуизм. Название религии произошло от названия реки Инд, на которой располагается страна. Это название было введено англичанами. Сами же индусы называют свою религию санатана дхарма, что можно перевести как извечный порядок, извечный закон. Последователей индуизма насчитывается более 700 млн. Они живут и в других странах Южной Азии, особенно много их в Непале. Становление индуизма происходило на протяжении длительного времени и прошло несколько стадий развития. Одной из первых религиозных систем на территории Индии был ведизм. Ведизм. Становление индуизма имеет богатую историю. Первые религии Индии возникли в результате синтеза нескольких этнокультурных компонентов. В IV-III тыс. До н.э. На территории Индии в городах Мохенджо-Даро и Хараппа уже сложилась развитая цивилизация. Открытие этой цивилизации произошло только в XX в., и до сих пор в ней остается много загадочного. Сохранились также культы некоторых деревьев. Предположительно, характер священнодействия носил оргастическую форму с сильным элементом эротики, с возбуждающими пением и плясками. Веда. Основным системообразующим фактором индийской религии стала религия древних ариев, которые во II тысячелетии до н.э. Стали проникать на территорию Индии. Арии были светлокожими и светловолосыми людьми, а местные племена - дравиды и прото- дравиды имели иссиня-черный цвет кожи. Древние арии были язычниками, обожествлявшими и одухотворявшими животных, растения, явления природы. Главным религиозным действием был ритуал жертвоприношений, в том числе и человеческих. Вся сложная религиозная практика постепенно была сведена к каноническим, священным текстам - Ведам. Всего их четыре: Ригведа — сборник гимнов богам; Яджурведа — сборник жертвенных формул; Сама-веда — сборник жертвенных песнопений; Атхарваведа — сборник заговоров и заклинаний. Позднее Веды были дополнены брахманами, содержащими разъяснения и толкования Вед, араньяками — наставлениями для отшельников, упанишадами - размышлениями, поучениями по поводу устройства мира, сущности человека и смысла ритуала. На основе всех этих текстов можно составить представление о ведийской религии. Боги ведизма. В Ведах можно найти упоминание о множестве богов. Большая часть гимнов посвящена Индре - богу грозы, дождя, молодому царю богов. Индра играет ключевую роль в ведийском пантеоне. Он сделал возможным переход от хаоса к порядку, одержав победу над огромным змеем Bритрой, олицетворявшим изначальный хаос. По мере развития общества, усложнения его структуры, влияния местных верований изменялась и религия ведизма. Новой ступенью в развитии становится брахманизм. Касты в брахманизме. На стадии развития брахманизма появляется представление о первочеловеке Пурушу, который дает начало всем людям и всему живому на земле. Легенда о Пурушу закрепляет складывающуюся кастовую систему в Индии. Она рассказывает о некоем космическом человеке, который сам себя приносит в жертву, в результате чего возникают мир и его части. Из разных частей тела Пурушу произошли люди, относящиеся к разным кастам (от португ. — «чистый») — сословиям. Эти сословия изолированы, они не должны вступать в общение друг с другом. Из уст Пурушу возникла высшая каста - брахманы (жрецы, знатоки священных текстов), из плеч - кшатрии (воины и правители), из бедер - вайшьи (земледельцы, торговцы), из ступней - шудры (слуги, зависимые люди). Существовала и еще более низкая прослойка, называемая неприкасаемыми. В детском возрасте человек ведет жизнь ученика, потом должен вступить в брак и стать примерным домохозяином; вырастив детей, он должен покинуть дом и вести жизнь монаха, отшельника-санньясина. В брахманизме формируется понятие о Брахмане — безличном Абсолюте, сущности, основе и причине мира, а также Атмане - индивидуальном, духовном начале в человеке, его сокровенной сути, тождественной Брахману и стремящейся к слиянию с ним. Постепенно возникает идея о круговращении бытия - сансаре, о перерождениях - инкарнациях индивидуальной души во все новые телесные оболочки, о карме - законе, определяющем следующее рождение, о мокше - идеале, к которому должна стремиться каждая душа, заключающемся в избавлении от перерождений и воплощений. Джайнизм Основателем джайнизма считается кшатрий Вардхамана, живший в VI в. До н.э. До 30 лет он вел жизнь мирянина, а затем ушел из мира и долгие годы странствовал. Достигнув высшего знания и получив титул Махавира Джина, что в переводе означает «великий герой», он долгие годы проповедовал новую веру, обратив в нее много учеников. На протяжении долгих лет его учение передавалось в устной традиции, но в IV или III в. До н.э. На вседжайнском соборе в городе Паталипура была сделана попытка создания писаного канона. Эта попытка закончилась расколом джайнов на две группы: дигамбаров (одетых светом) и шветамбаров (одетых в белое). Стержнем вероучения джайнов является самосовершенствование души - дживы для достижения мокши. Этого может добиться представитель любой касты, а не только брахман, если будет соблюдать определенные условия. Задача каждого стремящегося к освобождению джайна сводится к избавлению от кармы как липкой основы, вместе с которой исчезает и вся прилипшая к ней грубая материя, склонная к постоянному круговороту бытия. Для выполнения этой задачи необходимы следующие условия: Вера в истинность доктрины; Совершенное знание; Праведная жизнь. Обеты джайнов Осуществляя последнее условие, члены общины джайнов принимали на себя пять основных обетов: Не причинять вреда живому (так называемый принцип ахимсы, которого придерживались все индусы, но джайны следовали ему особенно строго); Не прелюбодействовать; Не стяжать;
|