![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предмет, задачи и методы специальной психологии.
Специальная психология - область псих. наук, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы. Изучает психофизиологические особенности аномальных детей, закономерности их воспитания и обучения. Предметом специальной психологии, как отрасли научного познания являются дети с проблемами в развитии, проблемы их обучения и воспитания. Цели и задачи воспитания аномального ребенка определяются общими принципами психологии и педагогики - подготовка к активной общественно-полезной жизни, формирование гражданских качеств, но реализуются они в доступном объеме методами и сред-ми, соответствующими степени и структуре дефекта. В зависимости от характера нарушения выдвигаются специальные задачи, связанные с преодолением его последствий. Воспитание аномального ребенка осуществляется в тесном контакте семьи и школы, в обстановке взаимопонимания, взаимопомощи, разумного сочетания требовательности и щадящего режима. Основной целью спец. псих. сопровождения в системе образования является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса м/у процессами обучения и развития детей с недостатками в психофизическом развитии и их возможностями. Задачи специальной психологии: 1. Первая группа задач – общенаучные теоретические задачи, касающиеся проблем развития психики детей с нарушением развития: • раскрытие закономерностей развития и проявления психики, общих для нормальных и аномальных детей; • раскрытие общих закономерностей развития, присущих всем аномальным детям; • раскрытие специфических закономерностей развития и проявления психики разных групп детей с проблемами в развитии; • установление зависимости развития и проявления психики от характера, механизма и степени выраженности дефекта. 2. Вторая группа задач – это изучение аномального формирования и развития конкретных форм психической деятельности и ее психических процессов у различных групп детей с проблемами в развитии, т.е. изучение закономерностей формирования личности, умственной деятельности, речи, восприятия, памяти. 3. Третья группа задач – выявление путей компенсации дефекта развития психики в целом и различных психических процессов. 4. Разработка научных основ методов и средств обучения и воспитания различных групп детей с проблемами в развитии, теоретическое обоснование конкретных путей коррекционной работы. Методы специальной психологии. Выбор конкретных методик для специальной психологии и других исследований всегда зависит от общих методологических установок. Виды: Изучение документов; Изучение продуктов деятельности; Наблюдение; Беседа; Эксперимент; Тестирование; Анкетирование
|