![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Связь со смежными дисциплинами.
Являясь составляющей научного знания, специальная психология тесно взаимодействует с рядом смежных научных областей и использует их данные при разработке теории и практической реализации. Специальная психология связана со многими другими науками, которые можно объединить в несколько блоков: 1) медицинский блок - физиология, анатомия, невропатология, психиатрия, офтальмология оториноларингологией и др.; 2) гуманитарный блок - социология, философия, психология во всех ее разновидностях и др.; 3) педагогический блок - общая педагогика, дефектология, методики преподавания различных предметов и др. Клинические дисциплины изучают этиологию, патогенез заболевания, симптомы и синдромы, прогноз заболеваний, занимаются лечением и профилактикой. Связь специальной психологии с физиологией, невропатологией, психиатрией позволяет понять особенности ВНД, закономерности физиологических процессов, своеобразие психики ребенка с различной патологией, и, опираясь на клинико-психические особенности детей, дидактически правильно выстроить психокорректирующий процесс. Специальная психология связана с общей и возрастной психологией. Общая психология – исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразование знаний. Также св-ва, которые определяют дела и поступки человека– эмоции, способности, установки, мотивация, характер, воля. Знания общей психологии позволяют нам выявить своеобразие развития познавательных процессов и личностных свойств детей с нарушунием развития. Возрастная психология дает знания закономерностей психического развития детей при переходе от одного возраста в другой, разносторонних содержательных характеристик детей, относящихся к различным возрастным группам, знание понятий «зона актуального» и «зона ближайшего развития», дает возможность понять своеобразие психического развития детей на каждом возрастном этапе, имеющих проблемы в развитии. Дает знания о медленных, но основательных количественных и качественных изменениях, которые происходят в психике и поведении детей при их переходе от одной возрастной группы в другую. Специальную психологию постоянно сопровождают смежные отрасли психологического знания – генетическая психология, дифференциальная, социальная и педагогическая, гуманистическая, детская, клиническая, юридическая, психологическая диагностика и психологическая коррекция.
|