![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Коммуникация как процесс. Особенности документной коммуникации. Параметры каналов деловой коммуникации. Виды коммуникативных барьеров.
Коммуникационный процесс - это процесс обмена информацией между двумя или более людьми. Его цель - обеспечить передачу и понимание информации, являющейся предметом обмена. Если взаимное понимание не достигается, то коммуникация не состоялась, из чего следует, что обе стороны играют в ней активную роль. Рассмотрим базовые элементы коммуникационного процесса: · особенности документной коммуникации Движение социальной информации происходит между субъектами коммуникационного взаимодействия, т.е. между коммуникантами и реципиентами, в роли которых могут выступать личность, социальная группа либо массовая совокупность (в том числе и общество в целом). В зависимости от численности участников коммуникационного процесса выделяют следующие виды социальной коммуникации: двусторонние (межличностные), групповые и массовые коммуникации (печать, радио, телевидение, массовые издания). Социальная коммуникация может быть устной и документной. Документная коммуникация представляет собой процесс движения в обществе документированной информации, т.е. информации, закрепленной на материальных носителях. Поскольку коммуникации происходит в определенном пространстве и времени, ее можно условно разделить на пространственную и временную. Пространственная коммуникация дифференцируется на одноместную (происходит в одном и том же месте) и разноместную (участники коммуникационного процесса находятся в разных местах). Временная коммуникация, в свою очередь, может быть синхронной (осуществляется практически одномоментно) и диахронной (совершается в разное для коммуниканта и реципиента время). Элементарная документная коммуникация включает три основных элемента: коммуникант –> передаваемый объект (сообщение) –> реципиент. Однако такая схема имеет место только в случае непосредственной переписки между участниками коммуникационного процесса. В реальной действительности документная коммуникация, как правило, имеет гораздо более сложные формы, включает посреднические звенья. К числу наиболее сложных относится процесс художественной коммуникации, представляющих собой следующую схему: замысел произведения – выразительные средства – текст – понимание, переживание – осознание. Наряду с понятием социальной коммуникации, в литературе, прежде всего технической, используется иная, более узкая трактовка коммуникации, рассматривающая движение документированной информации лишь в геометрическом трехмерном пространстве. Техническая схема передачи информации выглядит следующим образом: отправитель информации – кодирование информации – передатчик – сообщение, движущееся по каналам связи – приемник – декодирование – потребитель информации. Однако такая схема представляет собой лишь частный случай коммуникативной деятельности. Документная коммуникация в современном обществе представляет собой разветвленную, многоуровневую систему, включающую в себя: · документные каналы; · социально-коммуникационные институты, т.е. специализированные посреднические звенья между отправителем и приемником информации. Документная коммуникация, будучи продуктом материальной, отражает степень развития общества. Она неразрывно связана с уровнем информационной технологии, включающей сбор, накопление, трансляцию, обработку информации, способы ее хранения, поиска, использования. · Документные каналы В информационной инфраструктуре общества важнейшая роль принадлежит коммуникационным каналам, по которым происходит движение документных потоков. Документные каналы – это каналы, по которым осуществляется движение документированной информации от коммуниканта к реципиенту в физическом (геометрическом) пространстве и в астрономическом времени. Иначе говоря, документные каналы представляют собой материальную основу социальной коммуникации. Первыми искусственными коммуникационными каналами в истории человечества явились: ¾ канал иконических (графических и живописных) изображений, нацарапанных на кости, камне, дереве, нарисованных на стене пещер; ¾ канал символьных предметов – различных амулетов, украшений, талисманов, языческих идолов и т.п., имевших магический смысл. Эти исходные каналы дали толчок для появления новых искусственных каналов – художественных и технических. Результатом эволюции иконического канала стала письменность, возникновение которой ознаменовало важнейшую ступень в развитии информационных технологий. Следующая информационная технология была связана с изобретением в середине XV века книгопечатания, позволившего тиражировать информацию, резко увеличив ее в объем и возможности передачи в пространстве и времени. Изобретение электромагнитных способов и средств передачи информации обусловило наступление третьего этапа в развитии информационных технологий. В результате появилась возможность трансляции информации с помощью различного рода электромагнитных сигналов, преобразующихся в зрительно-звуковые символы, - посредством телеграфа, телефона, радио, телевидения. Исторически первым каналом электрической связи явилась телеграфная связь, которая применяется с целью автоматизированного приема-передачи по электрическим проводам коротких текстовых документированных сообщений. Предшественником электрического телеграфа был оптический телеграф. Информация передавалась посредством семафорных знаков в видимом спектре сигнальщика. В последней четверти XIX столетия, появилась телефонная связь, ставшая к настоящему времени самым распространенным способом оперативной передачи информации. Особыми ее видами выступают беспроводная радиотелефонная, в том числе сотовая связь, а также видеотелефонная связь. Факсимильная связь (первоначально называлась фототелеграфной связью). Представляет собой по существу дистанционное копирование документов, позволяющее передавать документированную информацию (тексты, чертежи, рисунки, схемы, фотоснимки и т.п.) с бумажных носителей коммуниканта на бумажные листы реципиента с помощью специального факсимильного аппарата. Передаваемое изображение сначала разлагается на элементы, т.е. производится его развертка. Затем изображение передается в виде последовательных электрических сигналов, характеризующих яркость отдельных элементов документа. Наконец, осуществляется автоматическое считывание полученных приемников элементов - сканирование. Изобретение компьютеров обусловило еще один революционный переворот в развитии информационных технологий, прежде всего в работе с большими объемами информации. Следующая, пятая информационная технология связана с использованием компьютерных, телекоммуникационных и космических сетей связи и передачи информации, таких как «Интернет». Изобретение Интернета, по мнению некоторых лингвистов, по своей значимости в истории человечества сопоставимо с появлением речи и письма. Передача информации по распределенной компьютерной сети получила название электронной почты. Она позволяет почти мгновенно доставлять сообщение любому пользователю Интернета, получать и просматривать полученную информацию на экране. Вместе с сообщением можно передавать и отдельные файлы, включая рисунки, фотографии, звуковую информацию и т.п. Все многообразие документных каналов классифицируют по различным основаниям. В частности, выделяют каналы опубликованных документов, предназначенных для широкого общественного пользования, и каналы неопубликованных, в том числе непубликуемых, документов. По физической природе документные каналы можно разделить на: ¾ механические, использующиеся для передачи материальных носителей информации; ¾ акустические, передающие звуковой сигнал; ¾ оптические, передающие световой сигнал; ¾ электрические, передающие электрический сигнал. В свою очередь, электрические и оптические каналы связи могут быть: ¾ проводные (использующие физические проводники – электрические провода, кабели, световоды и др.); ¾ беспроводные – использующие электромагнитные волны, распространяющиеся по эфиру. Кроме того, в зависимости от формы представления передаваемой информации такие каналы можно разделить на: ¾ аналоговые – позволяющие передавать информацию в виде непрерывного ряда значений какой-либо физической величины; ¾ цифровые – передающие информацию в виде цифровых сигналов; По пропускной способности выделяют: ¾ низкоскоростные каналы – обладающие скоростью передачи информации от 50 до 200 бит/с; ¾ среднескоростные – использующие аналоговые каналы связи; ¾ высокоскоростные – обеспечивающие скорость передачи информации выше 56000 бит/с. С древнейших времен функцию транспортирования документов выполнял курьер – лицо, ответственное за непосредственное вручение документа адресату. И в наши дни во многих учреждениях этим занимается специальный рассыльный, разносящий либо развозящий документы из канцелярии в структурные подразделения. В небольших организациях такую функцию выполняет секретарь. Широко распространена практика, когда наоборот, сотрудники структурных подразделений регулярно посещают канцелярию для получения корреспонденции. По-прежнему важнейшую роль в документной коммуникации играет почта, появившаяся вместе с первыми государствами. Мощным каналом для передачи прежде всего печатной продукции является книжная торговля. К числу крупных и достаточно разветвленных документных каналов относится банковская система, через которую осуществляется движение таких видов документов, как денежные знаки, пластиковые карты, разного рода ценные бумаги и т.п.
|