Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религиозная концепция политики эпохи Средневековья (Августин Блаженный, Фома Аквинский)






Европейская политическая мысль эпохи Средневековья была прочно вплетена в теоцентристскую традицию, рассматривавшую государство не как самостоятельный институт, а как результат божественного предопределения. Поэтому главные проблемы средневековой политической теории концентрировались вокруг вопроса о приоритете духовной или светской власти, о соотношении церкви и государства. Религиозные идеологи, обосновывая свои политические притязания на власть, утверждали, что светские правители получили власть «через посредство церкви, чей авторитет происходит непосредственно от Бога». Отсюда главный постулат - безусловная обязанность христианских государей подчиняться владычеству церкви в лице ее главы - Папы Римского как земного наместника Христа.

Основы религиозной концепции политики были заложены еще в период утверждения христианства в качестве официальной религии видным идеологом и деятелем христианской церкви Аврелием Августином Блаженным (354-430). Свою политическую идею он изложил в работах «О граде Божием», «О свободной воле» и др. произведениях.

Августин развивал христианско-эсхатологическую концепцию истории человечества, согласно которой все социальные, государственные и правовые учреждения устанавливаются как следствие греховной природы человека. «Господство человека над человеком», проявляющееся в отношениях господства и рабства, «есть естественный порядок человеческой жизни», возникший в результате грехопадения. Так как человеческая природа становится несовершенной и нуждается в контроле, государство необходимо для того, чтобы обеспечить, насколько это возможно в реальном мире, преобладание справедливости и порядка, способствуя, тем самым, достижению благой жизни в будущем.

Особый интерес представляет разработанная им концепция «двух градов» - «града земного» и «града Божьего», к которому он относил церковные институты. С одной стороны (светское государство - царство зла, греха, царство дьявола), а с другой - христианская церковь - царство Божие на земле. Эти два града, параллельно развиваются, проходят 6 главных эпох. Первая - от Адама да Потопа, вторая - от Ноя до Авраама, третья - от Авраама до Давида, четвертая - от Давида до Вавилонского пленения, пятая - от Вавилонского пленения до Христа, шестая началась с Христа и закончится с концом истории вообще Страшным судом. Граждане «града Божьего» получат тогда блаженство, граждане «земного града» будут преданы вечным мучениям. Августин ревностно отстаивал право церкви на принуждение в делах «веры» на том основании, что принуждение к «истине» вовсе не есть насилие, а забота о благе принуждаемого. Мысли Августина о земном мире человека сыграли существенную роль в развитии политической науки. Таким образом, Августин обосновал и оправдал неравенство в обществе, предопределенного миром небесным, а история человечества, с его точки зрения, есть борьба «двух градов», двух государств - «града Божьего» и «светского града».

Попытку обновить христианско-ортодоксальную теорию политической власти предпринял средневековый ученый - богослов Фома Аквинский (1225-1274, Аквинат), канонизированный католической церковью в 1323 г. В своем трактате «О правлении государей» он попытался осуществить синтез аристотелевского учения о государстве с христианскими церковными канонами.

Проблема происхождения и сущности государства решается мыслителем в духе аристотелевской традиции: государство не есть порождение греха человеческого, а скорее результат общественной природы человека, наделенной свыше свободной рациональной волей. Цель государства - «общее благо», служба обществу, состоящая в обеспечении условий для достойной, разумной жизни человека в этом мире и приближение его спасения. Функции государства не могут ограничиваться исключительно охраной формального порядка. Оно призвано брать на себя вопросы организации социально-экономической сферы, т.е. контролировать торговлю, проводить разумную налоговую и финансовую политику, препятствовать получению чрезмерных доходов, т.е. в целом способствовать повышению общего уровня благосостояния своего народа. Тем самым, государство в политической теории Фомы Аквинского несет в себе первые составляющие элементы «государства всеобщего благоденствия».

Характеризуя политическую власть, ученый выделял три ее основных элемента: сущность, происхождение и использование. Так, происхождение и использование могут быть и хороши, и дурны, так как являются делом рук человека. Что же касается сущности, то она всегда хороша, поскольку представляет собой установленный свыше порядок отношений господства - подчинения, при котором воля находящихся на верху человеческой иерархии движет теми, кто пребывает на ее низких уровнях.

Если действия правителя противоречат воле Бога и интересам церкви, то подданные вправе оказать им сопротивление, ибо повиноваться властям следует настолько, насколько они от Бога. При этом Аквинат подчеркивал тот факт, что подчинение человека человеку имеет место только относительно телесных действий. Что касается внутренних движений души, то здесь единственным повелителем может быть Бог. Тем самым, мыслитель выдвигал идею пределов государственного вмешательства и отстаивал определенную автономию частной и духовной жизни человека.

В формах государственного правления Аквинский - сторонник аристотелевской модели классификации. Так, наилучшей формой правления он считал монархию, аргументируя свой выбор фактами исторического опыта, аналогиями и устройством всего мироздания и человеческого организма, в частности, а также наибольшей степенью воплощения в монархии единства цели и воли, способствующее сохранению единства общества.

В то же время главный постулат политического учения Аквинского состоял в необходимости подчинения светской власти - власти духовной, что именно последней принадлежит забота о конечной цели - цели спасения.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал