Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Либерализм и неолиберализм






Термин «либерализм» (от лат. liberalis - свободный) вошел в широкое употребление в XIX веке, когда на Западе появились политические партии либералов. Однако истоки либерализма как идейно-политического течения восходят к эпохе буржуазных революций XVII-XVIII вв. Ее основы были заложены А. Смитом и Дж. Локком, провозгласившими «жизнь, свободу и собственность» в качестве естественных прав человека. Фундаментальный принцип классического либерализма - идеал индивидуализма, руководствующегося принципами laisser-faire, и представление об ограниченном государстве как о «ночном стороже», занятом, преимущественно, вопросами внутренней и внешней безопасности и не вмешивающимся в другие сферы жизни. Основные политические идеи сторонников либерализма сводятся к следующим постулатам:

· Признание свободы человека как главного условия реализации им своих неотъемлемых жизненных прав. При этом понимание свободы в либерализме индивидуалистично, т.е. либералы шли не от общества, а от индивида: для них личность всегда выше какой-либо группы или общества; по мнению либералов, человек - независимый субъект, который сам знает, что для него хорошо и что плохо.

· Среди всех свобод для либералов на первом месте стоит экономическая свобода, свобода предпринимательства. Так, первые теоретики либерализма (француз Б. Констан) высказывали мысли о том, что свобода избирать и быть избранным должна быть предоставлена только тем, кто достаточно богат. В классическом виде экономические постулаты либерализма были сформированы А. Смитом, который выступал за «систему естественной свободы» в экономике, за полный простор частной инициативы, за конкуренцию. Таким образом, отождествление либералами свободы и частной собственности рассматривалось ими в качестве гаранта и меры свободы человека.

· В области политической либералы выдвинули идею приоритета гражданского общества над государством. Дж. Локк подчеркивал, что гражданское общество - это постоянная величина, а государство - производное от него. Классический либерализм внес существенный вклад в разработку принципов и ценностей современной демократии.

Так, он выработал систему конституционализма - институционно-правовых условий, обеспечивающих свободу граждан. Это, прежде всего:

· равенство всех перед законом;

· обладание каждым человеком основными правами и свободами;

· участие в осуществлении политической власти;

· право собраний, ассоциаций, свободы совести, мнений, передвижения, переписки;

· терпимость к инакомыслию, гарантия прав меньшинства.

Особо следует выделить приверженность либерализма идее разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые должны сдерживать и уравновешивать друг друга. Такой механизм «сдержки и противовесов» препятствует узурпации власти.

В духовной области либерализм провозглашает свободу взглядов, свободу совести, свободу волеизъявления. Он утверждает, что главным принципом устройства общества является опора на собственные силы, а не расчет на благотворительность и гарантии государства. При этом, исходя из идеи «естественных прав», либерализм признает «естественное неравенство» людей, которые даже при одинаковых условиях покажут разные результаты. Отсюда равенство несовместимо со свободой, т.к. люди неравны от рождения по способностям, таланту, трудолюбию. Поэтому общественная эволюция, согласно либералам, может быть естественная, происходящая в гражданском обществе, и искусственная, насаждаемая государством сверху. Благополучно, следовательно, обстоят дела там, где гражданское общество активно, а государство пассивно.

Эти идеи были взяты на вооружение частью политической элиты Запада, которые затем конституировались в партии либерального толка.

Реализация идей классического либерализма на практике привела к поляризации общества, в котором права и свободы становились формальными. Свободные рыночные отношения не обеспечивали социальной гармонии и справедливости. Поэтому идеи либерализма стали переживать кризис.

В 30-е годы ХХ в. появился неолиберализм, который еще называют «социальным либерализмом», «демократическим либерализмом». Оформление неолиберализма как учения связано с теорией английского экономиста М. Кейнса и «новым курсом» Рузвельта. Идеи неолиберализма состоят в следующем:

· Новое понимание экономической и социальной роли государства. Его главные задачи - прекращение социальных конфликтов путем поддержания обездоленных, обеспечение доступного всем медицинского обслуживания, бесплатного образования. Расширение системы социального обеспечения, проведение политики прогрессивного налогообложения.

· Неолиберализм проповедует принципы плюралистической демократии на основе учета интересов всех социальных общностей в области политической власти - политический консенсус управляющих и управляемых.

· Новое понимание справедливости - прежде всего, это политическая справедливость, т.е. равные политические права.

Неолибералы стояли у истоков программы «государства всеобщего благоденствия» - велферизма (well fare), идеи «информационного общества», «конвергенции» и др. Именно в рамках неолиберализма исследуются глобальные процессы (Римский клуб), фокусируется футурологическая мысль в 80-90 гг. XX в. Наконец, именно либерально-ориентированное сознание способствовало выработке универсальных общечеловеческих ценностей - демократии, свободы и самоценности индивида.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал