Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Начало книгопечатания в России
По мере усиления Московского государства возрастал спрос на книги. И не только со стороны отдельных лиц, но и в массовом количестве со стороны государства и церкви. Московским великим князьям и царям требовались в большом количестве богослужебные книги для церквей, открываемых в завоеванных и присоединенных к Москве областях. Исследования показывают, что число рукописных книг постоянно увеличивалось: по числу уцелевших к концу XIX века русских рукописей на XII век приходится 28 рукописей, XIII век – 110, XIV век – 366. Однако с каждым годом книг требовалось все больше и больше. Рукописный способ производства книг к XVI веку уже не соответствовал потребностям Русского централизованного государства. Время Ивана Грозного замечательно культурными мероприятиями обобщающего характера: составление грандиозного летописного свода, подготовка «Великих четьих-миней», и, наконец, начало книгопечатания. Первые книги на славянском языке были напечатаны в конце XV века за рубежом – в Польше, Италии, Германии и других странах. Хотя имя русского первопечатника известно всем, и ему воздвигнут памятник в столице, историки книги высказывают весьма аргументированные версии о том, что и до Ивана Федорова в Москве печатались книги. В частности, в некоторых источниках упоминается о том, что Иван Грозный просил датского короля Христиана III послать в Москву разных художников, особенно книгопечатников. В ответ король направил в Москву Ганса Миссенгейма, который в 1552 году основал здесь типографию. Возможно, в ней и работал Иван Федоров. Упоминаются в царских грамотах и другие имена «московских мастеров печатных дел». Но, как бы то ни было, официальной датой начала книгопечатания в Москве считается 1564 год, когда Иван Федоров выпустил свой знаменитый «Апостол». Это была во многих отношениях замечательная книга. Ее пропорции близки к классическому «золотому сечению» *. Прекрасно читается шрифт, хорошо виден рисунок. Основному тексту предпослан гравированный фронтиспис, на котором изображен один из легендарных героев и авторов книги – апостол Лука. Книга богато и со вкусом иллюстрирована. Судя по всему, «Апостол» 1564 года был напечатан большим по тем временам тиражом – порядка 200 экземпляров. Из них до наших дней дошло более 60. Все они детально описаны и изучены. Второй московской книгой Ивана Федорова стал «Часовник», по которому наши предки учились грамоте. Спрос на «Часовник» был велик, и мастер дважды издавал его. Книга эта со временем стала большой редкостью: сохранился единственный экземпляр первоиздания. В настоящее время он хранится в Королевской библиотеке Брюсселя. Вскоре после издания «Апостола» и «Часовника» Иван Федоров и его сподвижник Петр Мстиславец были обвинены в ереси и вынуждены были покинуть Москву. Они перебрались в Великое княжество Литовское и здесь продолжали книгоиздательскую деятельность. В Литве были изданы «Учительное Евангелие» (сборник бесед с толкованиями евангельских текстов), «Азбука» (первый восточнославянский учебник, в котором были упражнения для чтения и письма) и другие книги. После отъезда И. Федорова из Москвы печатное дело здесь пришло в упадок, его ученики выпустили всего лишь одну книгу, после чего печатный станок замер на целых 20 лет. Лишь в конце 80-х годов XVI века издательская работа возобновилась и далее развивалась уже бесперебойно. Книгоиздательская деятельности на Руси изначально была монополизирована государством, важной опорой которого являлась церковь. Это предопределило тот факт, что вплоть до XVIII века в стране по-прежнему издавалась преимущественно религиозная литература. Даже в XVII веке из общего количества изданных книг 85% составляла литургическая литература, 12% – духовная, но не литургическая, 1, 6% – буквари и 1, 4% – светская. Государственная монополия на книгоиздание и книгораспространение имела не только негативные последствия, сдерживающие культурный прогресс страны, но и положительные моменты. Именно благодаря такому положению дел в России рано по сравнению с западноевропейскими странами была предпринята попытка введения обязательного экземпляра произведений печати, предназначенного для хранения. В XVII веке было организовано централизованное книгоснабжение библиотек. Московский Печатный двор распространял свою книжную продукцию по церквям и монастырям. Разнообразные преимущества и богатые возможности типографского метода, которые привели в странах Западной Европы к расширению книжного рынка и удешевлению книги, на Руси долгое время использовались далеко не полностью. Как рукописная, так и печатная книга, были здесь редким и дорогим товаром. Первое время продажная цена печатной русской книги была даже выше цены книги рукописной, и эта ситуация продержалась до середины XVII столетия. Замена пергамента бумагой позволяла, конечно, увеличить выпуск книг и снизить их стоимость, но и сама бумага в России была очень дорогой. Попытки организовать отечественное производство бумаги не увенчались успехом, и ее привозили сначала из Англии, затем из Голландии. И все-таки дни рукописной книги были уже сочтены. Печатное слово в самом себе несло залог подъема просвещения, науки, общественной мысли. Начиная с XVI века сведения о русских библиотеках множатся, растет и число библиотек.
|