Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие библиотечной мысли в средневековой Руси
Развитие библиотечной мысли ускорилось в XV–XVII веках. В связи с тем, что преобладающей по-прежнему оставалась книгохранительная функция библиотек, основные профессиональные «находки» связаны в первую очередь с хранением книжного фонда. Сохранилось немало описей книг, которые позволяют судить об уровне развития методики книгоописания, установить источники комплектования фонда и принятые способы его расстановки. О некоторых из этих описей рассказывалось выше. Средневековые описи носили преимущественно инвентарный характер. Это означает, что составлялись они с целью учета книг. Отметим, что из-за высокой стоимости книги при описании имущества монастырей перечень книг приводился непосредственно после перечня икон, которые считались главным богатством. Обычно описи составлялись в том порядке, в каком книги располагались на полках книгохранилища. Анализ описей показывает, что средневековым библиотекарям были известны различные способы расстановки: по признаку содержания, по авторству, по целевому назначению. В некоторых библиотеках рукописные книги хранились отдельно от печатных, иногда они разделялись по формату, реже учитывался языковой признак. В определенном смысле средневековые библиотечные описи одновременно были и библиотечными каталогами, так как они содержали элементы каталогизации и систематизации книг. Каталоги в более привычном для нас смысле появились в России лишь в XVIII веке. Важным шагом вперед в отечественной библиотечной практике было составление указателей к отдельным важным книгам. Книга часто использовалась в качестве справочного источника, к которому обращались при решении религиозных и политических споров. Поэтому во многих крупных библиотеках официальные обязанности библиотекарей смыкались с библиографической работой. Кроме упоминавшегося выше «Указца из всех четьих книг» Арсения Высокого, надо назвать «Алфавит неудоборазумеемых [в других источниках: иностранных] речей», составленный неизвестными русскими книжниками в XYII веке. Это был всеохватывающий энциклопедический справочник, подготовленный на основе многих книг по филологии, естествознанию, истории, географии и другим отраслям знаний. Составлялись указатели и к отдельным, наиболее важным, книгам, которые зачастую снабжались разнообразным справочным аппаратом. На базе местных фондов были составлены указатели в Белозерском, Вологодском, Волоколамском и других монастырях. В период, когда рукописное производство еще преобладало над типографским, у нас в стране был налажен учет литературной продукции. Именно так трактуют специалисты в области истории книги и библиотечного дела труд Сильвестра Медведева «Оглавление книг кто их сложил». Это библиографический свод всей русской феодальной книжности, и хотя методика его составления была несовершенна, широта охвата книг и принципиальные установки автора свидетельствуют о дальнейшем развитии библиографической культуры России. В отличие от предыдущих указателей, созданных для удовлетворения местных служебных потребностей, «Оглавление» имеет общенациональный характер. Очень интересны средневековые «Памятки» библиотекарю, о которых уже говорилось выше. Эти наставления и инструкции дают представление о том, в чем заключались обязанности книгохранителя, каковы были правила пользования библиотекой. Во многих документах подчеркивалось большое значение книг для развития просвещения и культуры. Развитие отечественной библиотечной мысли в средние века было самобытным и в некотором отношении даже опережало уровень библиотечной практики в средневековой Европе.
Таким образом, если период с XIV по XV века не был отмечен существенными переменами в области библиотечного дела в России, то в XVI–XVII веках процесс формирования библиотек, комплектования их фондов и обслуживания читателей существенно активизировался и соответствовал уровню библиотечного дела передовых западноевропейских государств. Сведения о библиотечном деле в России становятся более подробными. Они свидетельствуют об умножении книжных собраний, появлении новых для страны типов библиотечных учреждений. Книжные фонды все в большей степени состоят из светской литературы. Сословный состав собирателей домашних библиотек становится более разнообразным. Книгохранители российских библиотек были людьми высокообразованными, сведущими в литературе и науках. Тем не менее, библиотекарь прежде всего был хранителем книжных богатств. Немалый опыт работы с книгой оставался по большей части неосознанным и вряд ли специально изучался. Начиная с XVI века, библиотечное дело в России приобретает постепенно черты некоторой системы, носящей служебно-вспомогательный, а подчас и просветительский характер.
Рекомендуемая литература: · Абрамов К.И., Васильченко В.И. История библиотечного дела в СССР (до 1917 года). М., 1969. С.11-105. · Абрамов К.И. История библиотечного дела в СССР: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1980. С.14-31. · Бендерский И. В стенах древних монастырей//Библиотекарь. 1991. №4. С.56-61. · Ванеев А.Н. Развитие библиотековедческой мысли в России в XI–XVIII веках: Учеб. пособие. СПб., 1992. 59 с. · Васильченко В.Е. Очерк истории библиотечного дела в России (XI–XVIII века). М., 1948. С. 5-84. · Владимиров Л. И. Всеобщая история книги. М., 1988. С. 36-48, 51-75, 193-198. · Глухов А. Русь книжная. М., 1979. С.141-210. · Глухов А. Г. Судьбы древних библиотек. М., 1992. С.48-68, 76-99, 114-134. 143-151. · Каждан А. П. Книга и писатель в Византии. М.: Наука, 1973. 150 с. · Кукушкина М.В. Монастырские библиотеки русского Севера. Л., 1977. С.177-184. · Кунин В. В. Библиофилы и библиоманы. М., 1984. С. 407-470. · Лабынцев Ю. Легенда о кладе Ярославове // В мире книг. 1987. № 6. С. 12- 13. · Луппов С.П. Книга в России в XYII веке. Л., 1970. С.97-212. · Немировский Е.Л. Мир книги. М., 1986. С.5-91. · Талалакина О. И. Исследователи культуры Востока о библиотеках Арабского халифата // Библиотековедение и библиогр. за рубежом. 1976. Вып. 56. С.58-75. · Талалакина О. И. История библиотечного дела за рубежом: Учебник. М., 1982. С. 19-45. · Уюн-Суд Низар. Арабские библиотеки в средние века // Библиотековедение и библиогр. за рубежом. 1973. С. 90-98. · Шамурин Е.И. Очерки по истории библиотечно-библиографической классификации. Т. 1. М.: Изд-во ВКП, 1955. 399 с. · Шира Дж. Х. Введение в библиотековедение: Основные элементы библиотечного обслуживания. М., 1983. С. 25-39. · Слуховский М. И. Библиотечное дело в России до XVIII века. М., 1968. С.44-62. · Шамурин Е.И Очерки по истории библиотечно-библиографической классификации. Т.1. М., 1955. С. 275-277. · Янин В. Л. “Я послал тебе бересту...” 2-е изд., испр. и доп. М., 1975. 234 с.
|