Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По памятникам города 2 страница






 

 

72. Церковь Николы из села Глотова. 1766

 

Теперь пройдем на северный вал кремля, откуда хорошо видна панорама города и его отдельные памятники.

Неподалеку от собора, в западной части кремля, удачно поставлена перевезенная сюда в 1960 году из села Глотова в глубине Юрьевского района деревянная церковь Николы 1766 года (илл. 72). Она кладет начало созданию здесь архитектурного музея на открытом воздухе. Это редчайший для среднерусской полосы памятник старого деревянного зодчества и прекрасный образец древнейшего типа так называемых «клетских» храмов, наиболее близких рядовой избе. В обоих случаях основой здания является «клеть» сруба. Храм поднят на подклете и с трех сторон окружен открытым балконом галереи. К основному высокому четверику примыкает с запада пониженный сруб «трапезы», а с востока — граненая апсида алтаря. Крутые остроконечные тесовые кровли с крытой чешуйчатым лемехом главкой на коньке делают маленькую, простую и, казалось бы, тяжеловесную постройку на редкость стройной и монументальной. Отзвуки подобной, уходящей в глубокую древность композиции мы не раз встретим в суздальских маленьких «теплых» каменных церковках XVII–XVIII веков и в жилом доме той же поры у Спасо-Евфимиева монастыря (илл. 102). Выразительный и точный силуэт Глотовской церкви органически вписался в ансамбль кремля и Суздаля в целом, свидетельствуя о глубоком родстве деревянного и каменного зодчества.

Посмотрим с вала на север. У подножия городского холма — заросшая осокой тихая Каменка. Справа над кручей ее левого берега — группа церквей XVIII века: Входо-Иерусалимская и Пятницкая, за ними — Воскресенская «на торгу». Дальше видна церковь Лазаря и высокая колокольня Ризположенского монастыря, у подножия которой — знаменитые двухшатровые ворота. Левее виднеется могучий красно-белый четверик башни Спасо- Евфимиева монастыря и верхи колокольни и храма Александровского монастыря. В низине, прямо перед нами, на правом берегу — Богоявленская и Рождественская церкви с изящной шатровой колокольней при них. Сразу за ними вдали чуть видны здания Покровского монастыря и Петропавловская церковь; левее, на подъеме правого берега, белеет Тихвинская церковь, ставшая на месте старого Андреевского монастыря. Таким образом, панорама города складывается из множества зданий, определивших причудливый характер его ажурного силуэта.

Пройдем по западному валу. Внизу слева озерко — остаток пересекавшего мыс древнего искусственного рва. За рекой, на Ивановой горе, прямо перед нами стоит полуразрушенная Ильинская церковь (1744) — на месте слободы митрополичьих бобылей XVII века.

Левее, на том же правом берегу Каменки и ближе к углу кремля, находился Борисоглебский монастырь, возникший до XVI века. Стоящая на его месте каменная Борисоглебская церковь — единственный памятник Суздаля, где сравнительно ярко отразились формы барочной архитектуры XVII–XVIII веков (памятник реставрирован в 1961 г. А. Д. Варгановым). Ее колокольня по общей композиции и мотиву волют близко напоминает виденную нами во Владимире колокольню церкви Никиты- мученика, а композиция самого храма (восьмерик на четверике) — церковь Николы в Галеях. Однако суздальская постройка отличается от этих памятников большей простотой, силой и выразительностью — ее пропорции очень мощны, а детали, четко выступающие на красном фоне стены, несравненно пластичнее и сочнее. Особенно хорош богатый карниз основного восьмерика — изящный и вместе с тем пышный.

 

 

73. Никольская церковь. 1720–1739

 

очень давно, так как по ее месту названы древние Никольские ворота, выводившие к мосту через Каменку. Никола, как мы знаем, почитался как покровитель плавающих и путешествующих, и постановка его храма у этих ворот к дальним речным путям и дорогам была не случайной. Вспомним, что и церковь Николы в Галеях во Владимире была поставлена над речной пристанью. Здание существующей церкви очень нарядно. В его обработке гармонично сочетаются формы XVII века с новыми деталями. Перекрытый сомкнутым сводом куб храма с красивыми порталами и изящными наличниками завершается широким карнизом и поясом мелких кокошников. Над четырехскатной кровлей — стройный вытянутый барабан главы, убранный двумя ярусами аркатур (возможно, что первоначально храм был пятиглавым). Небольшой притвор-трапеза связывает основной объем храма с колокольней. Она особенно хороша по своим пропорциям и деталям. В основе ее композиции лежит древний тип шатрового деревянного храма «восьмерик на четверике». По углам четверика поставлены крошечные шатровые башенки. В основании граней восьмерика повторен мотив карниза храма — кокошники, выше — ширинки, а в верхнем ярусе — барочные восьмигранные ниши, над которыми широкий карниз с зубчиками и лентой цветных изразцов отделяет столп от яруса звона. Он декорирован особенно сочно и обильно — рустованные столбы с карнизами, профилированные арочные проемы, и снова широкая горизонталь такого же карниза с изразцами. Насыщенность убранства усиливается в высоту: от очень простого низа она нарастает кверху. Углы восьмерика, повторяя мотив нижнего яруса, завершаются миниатюрными пирамидками с крестами, напоминающими готические фиалы. Они подчеркивают монументальность и высоту шатра. Его вогнутая форма — изобретение суздальских мастеров. Традиционные оконца-слухи сменились круглыми люкарнами; только в верхней части шатра помещены крошечные наличники, усиливающие впечатление его ракурса и высоты. Колокольню завершает главка I с шлемовидным покрытием. Безвестный зодчий Никольской церкви был одаренным мастером, чувствовавшим ритм архитектуры и роль декоративных деталей. Он знал и ценил новое искусство, но больше любил красоту построек старых суздальских мастеров. Он и сам был, скорее всего, суздальским мастером. Находящаяся рядом маленькая Христорождественская церковь (1775; паперть — XIX в.) является «теплым» храмом при «холодном» большом. Это типичное сочетание построек мы увидим еще не раз. Небольшие «теплые» храмы обычно очень просты и непритязательны по своей архитектуре и часто похожи на жилой одноэтажный дом или деревянную клетскую церковь типа виденной нами Глотовской. По существу, это повторение в камне форм прямоугольного избяного сруба с обычной двухскатной кровлей. Здесь мы можем непосредственно наблюдать сохраняющееся и в XVIII веке взаимодействие народного деревянного зодчества и каменной церковной архитектуры, проникновение в последнюю народных вкусов. Сочетание подобных незатейливых «теплых» церковок с главным храмом подчеркивает его значительность и большую нарядность и превращает каждую такую группу в порой очень живописный и интимный ансамбль.

Пройдем на мост через Каменку. Вспомним, что по ее левому берегу шел вал и тын острога. Вдали, слева — над песчаным обрывом на крутом повороте реки — очень красиво и поэтично стоит церковь Козьмы и Демьяна, построенная на месте одноименного, второго по древности, суздальского монастыря (памятник реставрирован в 1960 г. Р. С. Кузнецовым). Еще в XVII веке холм, на котором стоит церковь, назывался Яруновой горой, а около церкви проходила Ярунова улица, связанная, может быть, с языческими припоминаниями или, скорее, с именем какого-то древнего суздальца Яруна. Существующая церковь (илл. 74) построена в 1725 году. Но здание еще полностью проникнуто духом XVII века. Он сказывается в живописной асимметрической композиции. Простой одноглавый куб храма закрыт с угла стройным столпом колокольни. Ее тип тот же, что у Николы — восьмерик на четверике, — но она очень строга и почти лишена убранства; арки звона завершены килевидными перекрытиями, над которыми поднимается тонкий шатер с оконцами-слухами и миниатюрной главкой. На фоне простого объема храма колокольня кажется особенно легкой и высокой. Живописность композиции усилилась пристройкой с юга придельной церкви с ее тонкой главкой. Весь комплекс был обнесен каменной оградкой, а к реке, по оси колокольни, спускалась каменная лестница, так что церковь выглядела как маленький городок. Она особенно хороша и поэтична в тихую погоду, когда среди осок в зеркале реки опрокинуто ее чудесное отражение.

 

 

74, Козьмодемьянская церковь, 1725

 

Дальше — по дороге к Владимиру, на левой стороне, над крутым берегом речки Мжары — стоит церковь Знамения (1749). В древности здесь располагался Введенский монастырь, рядом с которым в XVII веке была деревня Пинаиха. Торжественное крыльцо церкви с приземистыми гранеными столбами скрывает в своей полутени широкий перспективный портал с плоской аркой. Над крыльцом, возможно, стояла колокольня. Южный фасад с регулярно расположенными большими окнами производит впечатление гражданского здания. Северный, смотревший на город, убран богаче. К городу был обращен и второй портал храма. Вместо кокошников между двумя поясами карнизов развернута серия живописных изображений на церковные темы, а с запада здесь помещены еще два окна: строители и заказчики стремились сделать свой небольшой храм как можно более светлым. Верхний восьмерик главы убран бело-синими изразцами, какими выкладывались печи, они здесь сменили цветные и муравленные изразцы, излюбленные зодчими XVII века. Здание реставрировано в 1959 году А. Д. Варгановым. «Теплая» Ризположенская церковь, построенная купцами Зубковыми в 1777 году, при всей своей классической строгости также связана с образами старой суздальской архитектуры — ее восьмискатное покрытие с четырьмя фронтонами напоминает трапезную церковь Архиерейских палат.

С восточной стороны от церкви Знамения особенно хорошо виден курганный могильник Суздаля за Мжарой.

Значительная часть архитектурных памятников Суздаля сосредоточена около главной площади посада — торга. Мы уже говорили о том, как группировались деревянные церкви этого района посада в XVII веке, располагаясь группами у городских ворот и вдоль лавочных рядов торговой площади. Существующие каменные постройки в большинстве случаев стоят на месте старых деревянных. Созданные в XVII и главным образом в XVIII веке, они исключительно разнообразны в художественном отношении. При однотипности зданий суздальские* мастера счастливо избегают повторений, придавая своим постройкам индивидуальный облик как в отношении общей композиции, так и их убранства.

При выходе с владимирской дороги, с левой стороны, почти над древним рвом кремля, на месте старого деревянного шатрового храма стоит церковь Иоанна Предтечи, построенная одновременно с кремлевской Никольской церковью в 1720 году (илл. 75). Но эти сверстники имеют совершенно различные лица. Предтеченская церковь следует той же схеме: колокольня с запада, притвор-трапеза, храм. Но разработка этой схемы предельно монументальна, почти сурова. Куб храма с лопатками на углах, как бы имитирующими обшитые тесом концы бревен сруба, несет явное припоминание о простых «клетских» рубленых храмах XVII века. Фасады, лишенные карнизов, обрезает горизонталь четырехскатной кровли, сдержанны и формы оконных наличников. Чем-то новгородско-псковским веет от этой постройки. Это впечатление усиливает столь же строгая колокольня. Ее низ с двумя могучими столбами служит крыльцом храма (подобное крыльцо мы видели под колокольней Никологалейской церкви во Владимире). Верхняя часть четверика, как и храм, обработана угловыми лопатками, ее простоту подчеркивают теневые пятна маленьких окон. Выше идет сравнительно короткий восьмерик со звоном, оформленный контрастирующими с общим суровым строем форм тонкими полуколонками. Прямой без прогиба граней шатер с оконцами-слухами имеет строгие пропорции 1: 2. Строитель этого храма вовсе не был чужд любви к богатому декору, но он предпочитал лаконичный язык самих архитектурных форм. Лишь великолепный портал из лекального кирпича, особенно хорошо играющий светом и тенью под сводами крыльца, обнаруживает руку выдающегося декоратора, который подчеркнул пятном узорочья портала красоту излюбленной им мудрой простоты.

 

 

75. Предтеченская церковь. 1720

 

В юго-западном углу торговой площади расположена группа церквей: справа — Входо-Иерусалимская (1707) и слева — Пятницкая (иначе, Никольская; 1772).

Сейчас разрозненные и стоящие как бы случайно, раньше они образовывали целостный и очень красивый ансамбль (илл, 76). Их окружала построенная в XVIII веке невысокая кирпичная ограда с каменными воротами редкой формы: их завершал каменный свод в форме «крестчатой бочки», заимствованной из деревянного зодчества и здесь превращенной в килевидные закомары, увенчивающие каждый фасад куба ворот. Не менее важным связующим звеном этой архитектурной группы была стоявшая между обоими храмами изящная колоколенка с вогнутым шатром — древнейший образец суздальских колоколен этого типа. Удивительно наивная и простая, с гладкими гранями, убранная только в ярусе звона крупными ширинками, с чисто декоративными наличниками на гранях шатра (окон-слухов зодчий не сделал), она была подлинным шедевром народного строительного искусства. Из двух сохранившихся храмов более интересен старший из них — Входо-Иерусалимская церковь, сохранившая связь с архитектурой XVII века. По своему типу она близка Предтеченской церкви. Углы ее куба также прикрыты лопатками, но фасады богаче украшены. Окна обрамлены красивыми наличниками со сложными завершениями. По верху стен идет фриз сочных мелких кокошников, опертых на консоли. Мотив колончатого арочного пояса повторен и на барабане главки (первоначально церковь была пятиглавой).

Западную сторону площади занимает длинное здание Гостиного двора — торговых рядов, — построенное по проекту губернского архитектора А. Вершинского в 1806–1811 годах. Как и в застройке Владимира этой поры, здесь сказалось известное казенное равнодушие к живописной панораме этого края города, выходившего на высокий обрыв над Каменкой и видного с низинных лугов ее правого берега и из кремля; ряды обращались сюда своим грязным складским двором. «Гостиной двор с колонадою, — писал современник постройки И. М. Долгорукий, — при мне начатой уже достроен, и в нем, через пять лавок пустых, в шестой торгуют вздором. Везде свое чванство. Суздальцы захотели вытянуть большой гостиной двор, застроили под ним целый квартал и, ходя взад и вперед, на него любуются…». Суздальские торговые ряды воскрешают перед нами не раз воспроизведенный в литературе дух провинциальной жизни XIX века. Они были ее центром, куда шли не столько ради покупок; под галереей рядов гуляли суздальские обыватели, сплетничали, оглядывали встречных, красовались своими нарядами, местные богатеи выводили и приглядывали невест и женихов, а потом возвращались восвояси, судили и рядили о виденном, слушая отбивавший каждую минуту скучной и однообразной жизни серебряный звон соборных часов…

Перед торговыми рядами стоит группа храмов, отмечающая правый, южный край стоявшей здесь вдоль лавочного порядка торга группы деревянных церквей XVII века, сгоревших в 1719 году. На месте существующей Воскресенской церкви стояла одноименная шатровая. Здание сохранило не только местоположение старого: новая каменная колокольня восприняла и повторила его архитектурную роль — основной вертикали в ряду соседних деревянных храмов. Да и само живописное расположение главной Воскресенской церкви (1720; реставрирована в 1958 г. Е. М. Караваевой) и «теплой» Казанской (1739), видимо, имело нечто общее с группировкой деревянных церквей торга. С этой преемственностью связано и преимущественное внимание зодчего к обработке колокольни — главного элемента ансамбля (илл. 78). Грани ее стройного восьмигранного столпа, поднятого на мощном цоколе четверика, снизу доверху убраны глубокими ширинками со вставленными в них зелеными «муравлеными» и полихромными изразцами. В основании яруса звона положена сплошная лента изразцов, а в венчающем карнизе красные кубышки чередуются с поливными зелеными. Все это создает богатую игру светотени и цветных пятен на поверхности столпа колокольни. В этом отношении зодчий XVIII века является прямым наследником старых суздальских мастеров, строивших в начале XVI века Святые ворота Покровского монастыря (илл. 91), или знаменитых суздальцев конца XVII столетия Мамина, Грязнова и Шмакова, постройки которых мы увидим дальше (илл. 81, 83). Самый храм, принадлежавший по своей конструкции к типу двухстолпных (эту конструкцию мы увидим в более ранней церкви Лазаря), отделан очень просто: его окна лишены наличников; ясная белизна фасадов, завершенных карнизом из превращенных почти в узор измельченных кокошников, оттеняет декоративное богатство столпа колокольни. С запада к храму примыкает одноэтажная паперть, на фасадах которой мы можем вплотную видеть характерный суздальский сочный карниз с кубышками и зубчатыми рядами лекального кирпича. Восьмигранный барабан главы с фронтончиками раскрашен желтой и красновато-коричневой краской, вторя полихромии колокольни. Красивое парадное крыльцо с круглыми столбами, арками с висягами и фронтоном выделяет главный южный фасад храма. В скромной «теплой» Казанской церкви с ее наивным северным портиком интересен кружевной металлический гребень на коньке крыши — незатейливая по узору, но необычайно нарядная деталь, внесенная в скромную постройку народным искусством.

 

 

76. Входо-Иерусалимская и Пятницкая церкви. 1707–1772 (фото 1910 г.)

 

 

77. Цареконстантиновская церковь. 1707

 

 

78, Воскресенская церковь. 1720

 

В северо-восточном углу площади расположен ансамбль построек с главной Цареконстантиновской церковью (илл. 77). Как и другие каменные храмы Суздаля, эти постройки сменили деревянные, стоявшие перед северо-восточными воротами острога. Главный храм, выходящий своим южным фасадом на площадь, построен одновременно с Входо-Иерусалимской церковью в 1707 году, но он несравненно монументальнее и богаче. На белой глади стены, подобно вышитой кайме, рисуются широкий карниз из мелких и глубоких подковообразных кокошников, пояса зубчатых городков и балясинок-кубышек, аналогичных карнизам колокольни Воскресенской церкви и столь же изящные фигурные завершения окон. Контрастируя с нарядной простотой стены, над кровлей поднимаются пять тонких с сильным рельефом колонок пояса, на редкость замысловатых главок, на которых зодчий сосредоточил свою декоративную фантазию.

Нарядность верха, игра на контрастах простого и сложного, общая украшенность здания очень напоминают ныне не существующий Троицкий собор Ризположенского монастыря (илл. 83). Возможно, что Цареконстантиновскую церковь строили те же мастера — Мамин, Грязное и Шмаков или их ученики. Фигурные верхи Цареконстантиновской церкви создают ощущение праздничности и подчеркивают значение здания в ансамбле площади. Пристроенный в начале XIX века с запада классический круглый притвор с его двухколонными портиками хорошо связался со старым храмом, создав живописную симметрию с его перестроенной в конце XVIII века алтарной частью.

К северо-востоку от главной церкви стоит «теплая» Скорбященская церковь (1787), связанная с шатровой колокольней. Ее строитель использовал некоторые мотивы колокольни Никольской церкви, сделав низ восьмерика более простым. Этим приемом колокольня согласовывалась с архитектурой главного храма, с фигурными верхами которого гармонирует усложненное завершение шатра с его восьмигранными оконцами-«слухами» и вытянутой, как игла, главкой. Мастеру особенно полюбился мотив поливных красных и зеленых кубышек-балясин, которые он применил не только в карнизе храма и восьмерике колокольни, но и на вершине ее шатра. Эти яркие майоликовые детали походили на нити сверкающих красных и зеленых бус, обтягивающих храм и колокольню. Здание реставрировано в 1952 году.

 

 

79. Ансамбль церквей Лазаря и Антипия. 1667, 1745

 

Теперь направимся к Ризположенскому монастырю по Старой улице, выводившей с площади торга к монастырю. С правой стороны стоит церковь Лазаря. Еще в XV веке перед северными воротами острога здесь находилась одноименная деревянная церковь, бывшая в начале XVII столетия шатровой. Существующая пятиглавая церковь (1667) (илл. 79) по внешнему облику типична для многих церковных построек XVII века: кубический объем «четверика» с тремя апсидами, разные на каждом из фасадов порталы, широкий сочный карниз с подковообразными кокошниками и пояском изразцов; такие же кокошники украшают подножия угловых главок, барабаны глав убраны аркатурно-колончатым поясом. Но в отличие от обычных храмов этого рода, где угловые главы глухие, здесь все они имеют окна. Это связано с интересной и редкой двухстолпной конструкцией здания. Внутри храма два столба, на которые опираются две пары продольных арок, перекинутых на восточную и западную стены; между ними возведены своды. В промежутке средних сводов, меж столбами, на небольших парусах поставлен барабан главы. Эта конструкция известна еще в XVI веке и была изобретением мастеров северных заволжских городов, откуда она проникла и в зодчество городов Поволжья. Появление здания этого типа в Суздале, возможно, говорит о работе здесь пришлых северных, может быть, вологодских зодчих. По-видимому, их же работой является построенный несколько раньше собор Васильевского монастыря. Его мы увидим в конце нашего пути по памятникам Суздаля.

В паре с Лазаревской церковью стоит сооруженная столетием позже, в 1745 году, «теплая» церковь Антипи я с нарядным ажурным гребнем из просечного железа на коньке ее кровли (илл. 80).

 

 

80. Церковь Антипия. 1745. Главка и прорезной гребень

 

Очень хороша и стройна примыкающая к церкви Антипия с запада и построенная, видимо, несколько раньше колокольня с типичным для Суздаля вогнутым шатром с круглыми люкарнами-«слухами». Она очень похожа на колокольню церкви Николы в кремле. При реставрации комплекса А. Д. Варгановым в 1959 году восстановлена ее старая наружная расцветка, выделявшая здание среди других колоколен Суздаля. Эта несколько непривычная черта архитектурного облика колокольни была характерна для вкусов более ранней поры — XVII века, когда заказчики особо оговаривали богатую полихромию построек, например, «прописати колокольню красками разныя растески, а где прямая стена — прописать в кирпич суриком, а у шатра стрелки перевить, а меж стрелок обелить, а слухи, закомары и окна прописать разными красками; да у колокольни которое резное дело каменное разветвить и прописать красками,.». Зодчий суздальской антипьевской колокольни еще в XVIII веке питал старую любовь к полихромии постройки.

Перспективу Старой улицы замыкают стоящие за овражком белые Святые ворота занимающего высшую точку города Ризположенского монастыря и свидетельствующие о понимании суздальскими мастерами широкой архитектурной композиции и связи каждой постройки с окружающими зданиями и пространством города.

В огромном большинстве случаев памятники древнерусского зодчества, подобно произведениям народной поэзии, безымянны. Как сказители былин, перенимавшие свое искусство «с голоса» предшественников и учителей, совершенствовавшие или видоизменявшие это искусство, так и древнерусские зодчие учились у своих отцов и дедов, на «образцах» их творчества. Корни архитектурного мастерства уходили в глубь веков, оно росло, развивалось и осознавалось как коллективное творчество поколений. Лишь в XVII столетии, в пору начавшегося разложения феодализма, мы чаще и чаще встречаем имена зодчих, свидетельствующие о признании самодовлеющей ценности и значения творческой личности. Архитектура Суздаля дольше, чем в других больших городах, жила в условиях старозаветного быта и традиций и даже постройки XVIII века не имеют авторских приурочений. Но от конца XVII столетия до нас дошли имена трех, почти всегда работавших вместе зодчих — Ивана Мамина, Андрея Шмакова и Ивана Грязнова, Они известны нам по постройкам Ризположенского монастыря и, возможно, принадлежали к числу его крепостных людей.

Этими мастерами и построены в 1688 году монастырские Святые ворота — живой памятник их искусства (илл. 81). Белый фасад ворот прорезан двумя широкими проемами; они различны по начертанию: арка проезда почти полуциркульная, другая уплощенная. Торцы простенков обработаны как столбы с карнизами. В стене помещена лестница, идущая в маленькое помещение над сводами. Все убранство фасада состоит из глубоких ширинок с цветными изразцами на дне. В виде ширинки оформлен и киот для иконы над входом. Пояс изразцов в квадратных обрамлениях и карниз с зубчиками венчают фасад. Те же мотивы применены в уборе коротких восьмериков с крошечными оконцами; на правом шатре они имеют наличники, на левом — они в простых нишках, что подчеркивает значение правого шатра над главным входом. Связь надвратных шатров с шатрами колоколен города ясно выявлена выложенными из кирпича рельефными «изображениями» оконцов-слухов. Постройка в целом проникнута удивительным изяществом.

 

 

81. Святые ворота Ризположенского монастыря. 1688

 

Поблизости от Святых ворот стоит Ризположенский собор (илл. 82; памятник реставрирован в 1964 г. О. Г. Гусевой). Его точной даты мы не знаем, но, несомненно, он относится к первой половине XVI века (в 1586 году к нему уже пристраивали северный придел). Есть основания думать, что храм строил в двадцатых годах ближний боярин Василия III Иван Шигоня-Поджогин, причастный к темной истории заточения жены Василия III Соломонии в суздальский Покровский монастырь. Храм сравнительно невелик. Это один из ранних в среднерусской архитектуре бесстолпных храмов, крытый сомкнутым сводом с распалубками, что было отражено в фасадах, завершенных закомарами. Гладкие фасады, прорезанные простыми амбразурами окон, опоясывает фриз из крупных пятигранных ниш, ограниченный горизонталями тонких профилей. Сходный мотив из спаренных нишек украшает верх барабанов глав. Возможно, что трехглавие храма повторяло трехглавие рухнувшего к этому времени кремлевского Рождественского собора.

 

 

Ризположенский монастырь

82. Ризположенский собор. Начало XVI в.

 

 

83. Троицкий собор. Конец XVII в. (не сохранился, фото 1910 г.)

 

 

84. Паперть Ризположенского собора. 1688

 

Строгий и сдержанный облик Ризположенского собора казался людям конца XVII века излишне скупым. Поэтому в 1688 году, одновременно с постройкой Святых ворот, их зодчие Мамин, Грязнов и Шмаков окружили древний храм с юга и запада галереей. Здесь полностью проявилась их страсть к богатой украшенности здания. Особенно щедро убрана главная западная стена паперти с сочной обработкой пилястр, роскошным порталом и играющими белой, зеленой, желтой и коричневой поливой изразцами (илл. 84).

Наиболее выдающимся памятником творчества тех же трех суздальских мастеров и, пожалуй, лучшим памятником Суздаля XVII века, был находившийся в северо-восточной части монастыря Троицкий собор, строившийся, видимо, одновременно со Святыми воротами в конце XVII века (илл. 83). Его чрезвычайно богато убранный южный фасад замыкал площадь монастырского двора с севера. Храм был поднят на высоком подклетном этаже и опоясан с трех сторон закрытыми галереями. На их стенах, расчлененных парными полуколонками, играли наборными из лекального кирпича наличниками окна — «двойни», — под которыми шла аналогичная пояску Святых ворот цепочка цветных изразцов. В юго-западном углу паперти, несколько выступая вперед, стояла колокольня. Ее высокий четверик, поднимавшийся над кровлей паперти, имел в нижнем ярусе открытое крыльцо с круглыми угловыми столбами, — дуга арки сочеталась с заполняющими ее арочками на висягах, напоминая любимый прием ростовских зодчих XVII века. С обработкой крыльца контрастировала строгая белая гладь верхнего яруса четверика, ограниченного на углах не лопатками, но «тройнями» тонких полуколонок и завершенного узеньким карнизом. Через крыльцо колокольни лестница вела на галерею, куда выходили резные из белого камня и расписанные красками узорчатые перспективные порталы храма. Восьмерик, столь типичный для колоколен Суздаля, в Троицкой колокольне отсутствует, и непосредственно на четверик поставлен ярус звона, убранный снова сочными деталями: парапет проемов обогащала игра светотени в глубоких ширинках с цветными изразцами, столбы звона повторяли мотив тройных полуколонок. Над профилированными дугами арочных проемов поднимался легкий шатер со сверкавшей зеленой черепицей главкой и тремя рядами оконцов-слухов, служивших вместе с открытой полостью шатра резонаторами звона. Обработка фасадов храма была тонко согласована как с убором папертей, так и с деталями колокольни: их углы также оформлены «тройнями» тонких полуколонок; окнам паперти вторили большие окна с дробными наборными колонками наличников, с уплощенными завершениями, как бы слегка прогнувшимися под висящими над ними консолями кокошников широкого карниза. Храм увенчивало нарядное пятиглавие. Ярусные граненые барабаны с круглыми кокошниками в основании и острыми фронтончиками, завершающими нижние призмы, и также двухъярусные фигурные главы как бы вторят ритму и формам колокольни. О художественном значении венчающей части говорят ее размеры: высота от края кровли до вершины креста равнялась высоте верхнего этажа самого храма.

Мы уже говорили о сходстве подчеркнуто развитого верха Троицкого собора с завершением Цареконстантиновской церкви, позволяющим предположить в ней работу тех же зодчих. Троицкий собор был подлинной жемчужиной в их наследстве, которое любовно изучали суздальские строители XVIII века. Творчество Мамина, Грязнова и Шмакова во многом определило своеобразие суздальской архитектуры этой поры.

Высокая колокольня монастыря (1813–1819), построенная под руководством суздальского каменщика Кузьмина, испорчена в начале XX века цементной штукатуркой, отягощающей ее устремленные ввысь сквозные ярусы, оформленные повторяющимся и уменьшающимся мотивом портика с парными колоннами. При реставрации восстановлена ее первоначальная двухцветная окраска: стены желтые, детали — белые.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал