Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальный педагог.

Муниципальное бюджетное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

«Образовательный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

Залегощенского района Орловской области

Орловская область пгт Залегощь, ул. М.Горького, 26

тел/факс (48648) 2-26-94

(родительское собрание)

Социальный педагог

Шемберёва К.В.

Г

Мы разные, но мы вместе»

(Конспект родительского собрания)

 

Цель: погружение родителей в проблему инклюзивного воспитания и образования, повышение педагогической культуры родителей.

 

Задачи:

- ознакомление родителей с понятием «инклюзивное воспитание и образование», «толерантность»;

- ознакомление родителей с основными условиями реализации инклюзивного воспитания и образования;

- сплочение родительского коллектива;

- побудить родителей к деятельности по формированию норм нравственного отношения к миру, к людям и к себе.

 

Оборудование

- мультимедийный проектор;

- демонстрационная доска;

 

Социальный педагог.

Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.
- Есть пять вещей, которые ты должен знать, - сказал он карандашу, - прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.
Первое – ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать себя в Своей руке.
Второе – ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.
Третье – ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.
Четвертое – твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.
И пятое – на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать.

Уважаемые родители! Проблема, которая станет предметом нашего сегодняшнего обсуждения, весьма актуальна – «Мы разные, но мы вместе». Необходимость ее решения продиктована тем, что мы – взрослые должны выводить в большую жизнь толерантного человека. Это во многом определит успешность жизненного пути наших детей.

Мы все живем в обществе. Вокруг нас миллионы людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаются по характеру. Что же говорить об остальных людях?!

У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то своё, неповторимое.

Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, должны жить и понимать друг друга.

Степень зрелости любого общества оценивается отношением к незащищенным слоям населения – это дети, старики, а также люди с ограниченными способностями.

Сегодня, как никогда остро стала проблема социализации детей с инвалидностью. Многие из них, конечно, посещают специальные коррекционные учреждения, где хорошо разработана и налажена методика обучения и воспитания, но слабо развита социальная адаптация такого ребенка в реальном мире. Дети с инвалидностью оторваны от общества своих сверстников, они не имеют возможности развиваться, дружить, играть как обычные дети. Как объяснить мальчишке, который проводит своё время с ровесниками во дворе, что он пойдёт не в ту школу, что по соседству, не в ту, куда ходят все его сверстники, а в специализированную, отличную от других? Именно поэтому дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются не столько в особом обращении и поддержке, а в большей степени, в реализации своих способностей и достижении успехов, причём не в специализированной школе, а в обычной. Именно в этом и заключается задача инклюзивного воспитания и образования.

Что же такое инклюзивное образование?

(франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
Инклюзивное образование предусматривает не только активное включение и участие детей и подростков с ограниченными возможностями в образовательном процессе обычной школы, но в большей мере перестройку всей системы образования для обеспечения образовательных потребностей всех детей.
Включенное образование базируется на восьми принципах:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
На мой взгляд, самое главное из них – все люди равны!
Существует такое красивое слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Как вы его понимаете? (примеры родителей) Если обобщить все ваши ответы, можно получить вот такую чудесную ромашку.

Конечно же, если в детях не привиты и не воспитаны такие жизненные принципы, то ни о каком инклюзивном образовании не может быть и речи. Толерантность – это и есть основа инклюзивного образования.

 

Давайте попробуем разобраться, чем же инклюзивное образование и воспитание отличается от обычного.

Представим себе, что обычный ребенок вот такой «кругленький цилиндрик». Ходит в обычную школу, с обычными учителями – у нас круглые цилиндрики для круглых отверстий.

Ребенок с инвалидностью – «колышек квадратный» получает специальное воспитание и образование. Тогда всё подогнано под этот квадратик, созданы квадратные отверстия, для «квадратных колышков» - специальные школы, специальные учителя.

 

(слайд 6)

 

 

Когда мы говорим об инклюзивном воспитании и образовании, мы подразумеваем, что все дети разные, они могут быть любыми, они могут иметь разный рост, разный цвет кожи, разный цвет волос, разные способности, но все дети могут развиваться и учиться. При этом система адаптируется к потребностям ребенка.

Следует отметить, что инклюзивное воспитание и образование – процесс сложный, многогранный и он возможен только когда в нем взаимодействуют все участники образовательного процесса: это учителя, психолог, логопед, врачи, администрация и конечно же родители. Но центральной фигурой всегда остается ребенок.

 

В настоящее время выделяются следующие категории детей с нарушениями развития:

- дети с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие)

- дети с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие)

- дети с тяжелыми нарушениями речи

-дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

-дети с задержкой психического развития

-дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом)

-дети с комплексными нарушениями развития, у которых сочетаются два и более нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др.)

Существуют разные причины, по которым не общаемся или не дружим с некоторыми людьми. Непонимание друг друга, личная неприязнь, недоверие. Но мы встречаем других людей, понимающих и приятных нам, и забываем о случайных неудачах в общении. Эти неудачи добавляют нам житейского опыта, но не приносят никаких особых трудностей в нашу личную жизнь.

Трудности возникают тогда, когда по какой-то, не зависящей от нас причине, очень многие люди вокруг не понимают нас, не доверяют нам, считают, что нам не нужно их общество.

Дети с ограниченными возможностями, о которых я говорила только что, сталкиваются с такими трудностями.

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии могут успешно включиться в среду здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников.

 

Многие из вас боятся, что обычные дети не примут детей с ОВЗ. На этот счет мне хочется сказать, что сами дети часто не выделяют ребенка с инвалидностью как особого. Они просто не знают или не замечают особенность такого ребенка. А если и замечают, то это совсем не значит, что обычные дети не захотят с ним играть, дружить. Ведь согласитесь, что и между обычными детьми могут возникнуть конфликты, однако мы этих конфликтов не боимся. Ведь именно конфликты учат ребенка взаимодействию с другими.

Несомненными плюсами инклюзивного воспитания и образования является то, что «обычные» дети учатся быть терпимыми друг к другу, доброжелательными. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Формируется ответственность, уважение к правам других, усиливается умение помогать товарищу, который попал в трудную ситуацию. Инклюзия дает возможность детям почувствовать себя на месте другого – содействует развитию толерантности.

Дети, которые по разным причинам долгое время остаются для окружающих незнакомыми, особенно сильно нуждаются в таком знакомстве. От того как, когда и на каких условиях состоится это знакомство, зависит, сможет ли ребёнок с ограниченными возможностями получить полезное для себя образование и, вырастая сможет ли стать всё более самостоятельным и уверенным в своём счастливом будущем.

И в завершении, мне хотелось бы вернуться к моей притче. Трудности видят многие и педагоги и родители, при этом единицы готовы преодолевать их творчески, при появлении новой поверхности, в данном случае внедрения инклюзивного образования, в общество приходит изменение в сознании о недопустимости ранжировать и клеймить детей медицинскими и педагогическими диагнозами. Мы, как специалисты, должны уметь писать на любой поверхности, преодолевая любые трудности, дать возможность каждому оставит свой след.

 

Дорогие родители, мне очень хочется, чтобы сегодняшний наш разговор не прошёл даром, чтобы он, в хорошем смысле слова, повлиял на ваши отношения с детьми. Я нисколько не сомневаюсь в том, что все вы любите своих детей. Но умеете ли вы проявлять любовь так, чтобы ребёнок понял, что он любим? Чувствует ли ребёнок, что вы его любите не только тогда, когда он этого заслуживает, а всегда, независимо от его поведения? Постарайтесь объективно, сами для себя, ответить на эти вопросы. Ваше поведение должно говорить ребёнку: «Я люблю тебя таким, каков ты есть», чтобы ваш ребёнок мог сказать:

 

В моей семье все терпимые и терпеливые

здоровые и добрые

уважающие и понимающие, поддерживающие друг друга

окружающие друг друга заботой

внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга,

успешные, независимые, счастливые.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Кофейные столики из деревянных европоддонов своими руками | Введение. Министерство образования и науки Российской Федерации
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал