Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПОСЛЕСЛОВИЕ. Наш самолет величественно и неторопливо заходил на посадку в международном аэропорту имени Бен-Гуриона в Тель-Авиве

 

Наш самолет величественно и неторопливо заходил на посадку в международном аэропорту имени Бен-Гуриона в Тель-Авиве. На борту самолета воцарилась та непередаваемая атмосфера ожидания - когда приближается то, чего ждали очень долго, возможно, ждали всю свою жизнь, когда остается еще несколько минут до того, как ожидаемое и желанное станет явью, войдет, ворвется в реальную жизнь первыми впечатлениями настоящего. Это была моя многолетняя мечта - увидеть Святую землю. Мечта такая большая и высокая, что я не торопился к ее исполнению, из месяца в месяц откладывая эту поездку. Мне казалось, что если эта мечта осуществится, то второй подобной ей, мечты такого высокого уровня на земле уже просто не будет. «Будет, - бодро заверял меня мой израильский друг, бывший преподаватель Мариупольского университета Владимир Солоха, - будет еще такая мечта: приехать в Израиль второй раз!».

Мы с женой с волнением и трепетом прильнули к иллюминатору «Боинга». После трехчасового перелета из Симферополя далеко внизу в октябрьской темени быстро наступившей ночи расстилались неразличимые во мраке волны Средиземного моря. Самолет закончил разворот - и вдруг просто ударило в глаза море огней ярко освещенной столицы. Как отчетливо и резко обозначилась береговая линия, какой контраст между темным морем и залитым огнем окоемом ликующего города!

Через несколько минут мы ступили на Святую землю. Мечта осуществилась!

В зале прилета нас встречал Владимир Солоха с пальмовыми ветвями в руках. «Вот теперь вы настоящие паломники, - восторженно сказал он, вручая нам пальмовые ветви - ибо слово паломник и обозначает того, кто идет с пальмовыми листьями…»

В ту октябрьскую ночь 1999 года, когда мы прилетели в Израиль, стояла невероятная удушающая жара. Воздух казался липким и густым на ощупь. На следующий день опаляющий зной показался нам просто нестерпимым…

Мы прожили в Израиле один месяц - один из самых лучших месяцев в нашей жизни. Этого нам никогда не забыть. Мечта осуществилась, но пришла другая - такая же светлая и величественная, такая же высокая мечта: побывать в Израиле когда-нибудь еще раз! А если и не суждено - есть у христиан блаженная надежда: всем собраться вместе на небесах в Новом Иерусалиме навеки.

Не рассказать о всех впечатлениях от поездке на Святую землю, если даже написать об этом отдельную книгу. Про поездку в Израиль я вспомнил сегодня, заканчивая свою книгу, по особому поводу. Там в Израиле, после нескольких дней нестерпимого зноя мы стали свидетелями великого события - мы увидели и в полную меру пережили, что такое ранний дождь!

В земледельческой Иудее, чье благополучие всегда зависело от обилия дождя и богатства урожая, издревле повелось называть ранним дождем первое излияние с неба в октябре, после чего начинается период дождей, который заканчивается в апреле-мае так называемым поздним дождем. А затем, в течение всего знойного лета - ни дождинки.

Ранний дождь застал нас в приморском Бат-Яме. Из уютной квартиры наших друзей, у которых мы остановились, широко распахнув окна, мы наблюдали, как многотонные каскады титанического ливня обрушивались на улицы города. Небо вспыхивало яркими сполохами и грохотало непрерывной канонадой, вспученные потоки воды разливались по черному асфальту, остановился поток транспорта - и в самом этом феерическом зрелище невольно и величественно представлялось какое-то таинство природы, единение неба с землей…

И самым невероятным, наверное, во всем этом зрелище, были люди -люди, пляшущие под упругими струями плотного дождя. Это был праздник всеобщей радости жителей Израиля, праздник всеобщего ликования. Всеобщий порыв восторга увлекал неудержимо, звал за собой. Люди смеялись и плакали, обнимались и танцевали, спотыкались и падали, вскакивали из прозрачных волн стремительных потоков. Слез радости не увидеть через льющуюся стену воды с неба, но их легко услышать через шум дождя в словах трогательных еврейских песнопений, которые слышны отовсюду… Эта картина излияния раннего дождя на ликующий Израиль, на поющий и смеющийся Израиль стала одним из самых сильных моих впечатлений в земле обетованной.

Я открыл свою Библию, стал находить один за другим священные тексты Писания, которые говорили о дожде от Господа. И эти тексты Библии, знакомые для меня с детства, стали просто оживать, стали наполняться новым глубоким смыслом, обрели свое подлинное значение в тот октябрьский вечер раннего дождя в Израиле.

«Дарую им и окрестностям холма Моего благословение, и дождь буду ниспосылать в свое время; это будут дожди благословения». (Иез. 34: 26)

«Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду». (Ос. 10: 12)

«И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он даст вам дождь в меру и будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний и поздний, как прежде». (Иоил. 2: 23) «Просите у Господа дождя во время благопотребное; Господь блеснет молниею и даст вам обильный дождь, каждому злак на поле». (Зах. 10: 1)

«Обильный дождь проливал Ты, Боже, на наследие Твое, и когда оно изнемогало от труда, Ты подкреплял его». (Пс 67: 10)

«Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением». (Пс 83: 7)

«Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои, и дерева полевые дадут плод свой». (Лев. 26: 4)

«Дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты соберешь хлеб твой и вино твое и елей твой». (Втор. 11: 14)

«Убоимся Господа Бога нашего, Который дает нам дождь ранний и поздний в свое время, хранит для нас седмицы, назначенные для жатвы». (Иер 5: 24)

«Итак познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря-явление Его, и Он придет к нам как дождь, как поздний дождь оросит зелию», (Ос. 6: 3)

«Ждали меня, как дождя, и, как дождю позднему, открывали уста свои». (Иов 29: 23) «После сего прошло предо мною облако, наполненное водою, и пролился из него сильный дождь; но как скоро стремительность дождя остановилась, остались капли. Тогда он сказал мне: размышляй себе: как дождь более капель, а огонь больше дыма, так мера прошедшего превысила, а остались капли и дым».(3 Езд. 4: 49-50)

«Так как почва растрескалась оттого, что не было дождя на землю, то и земледельцы в смущении и покрывают свои головы».(Иер. 14: 4)

«Есть ли между суетными богами языческими производящие дождь? или может ли небо само собою подавать ливень? не Ты ли это, Господи, Боже наш? На Тебя надеемся мы; ибо Ты творишь все это».(Иер. 14: 22)

Вот что такое дождь для Израиля, для его земли и народа!

А моя земля? А наш народ?

В конце мая 2000 года состоялась Всеукраинская конференция/ посвященная 75-летию образования нашего пятидесятнического союза. Меня пригласили выступить с докладом о пути нашего братства за прошедшие тернистые, огненные и благословенные десятилетия. Рассказывая об истории нашего братства, я говорил о дожде от Господа, о дожде пробуждения, которого так долго ждали наши отцы и деды.

Через несколько дней в газете «Одесские известия» появилась статья одесской журналистки Веры Ясинской под названием «Такой долгожданный дождь».

В этой статье говорилось следующее:

«Что нам нужно - так это ненависть. Мы должны знать, как ненавидеть, только этой ценой мы сможем завоевать Вселенную. Мы расправились с царями на Земле. Давайте обходиться без царей на небесах. Все религии - это яд. Они отравляют и умерщвляют разум. Религии должна быть объявлена война насмерть! Наша задача -уничтожить все виды религий, все виды морали».

Как вы думаете, кому принадлезкат эти слова? Их произнёс с высокой трибуны бывший нарком просвещения советской страны А. В. Луначарский. Если человек, который руководил столь тонкой и высокой сферой как образование, считал главным в жизни - ненависть и призывал уничтожить все виды морали, то что ждать от других, менее просвещенных и думающих? Не удивительно, что за короткий срок были взорваны тысячи церквей, снесены мечети и синагоги, что-что, а динамит всегда был под рукой у воинствующих безбожников.

Но на всех веруюшщих взрывчатки не хватило. И хотя миллионы людей были схвачены, разлучены с родными, ложно обвинены и направлены в лагеря и тюрьмы, вера не умерла. Особо тяжкие испытания выпали на долю христиан веры евангельской-пятидесятников.

«Мы продолжали жить в Одессе, в подвальном помещении старого рассыпающегося дома. Вскоре после полуночи нас разбудил громкий шум и удары в дверь. В проёме стояли три человека, у двух солдат были винтовки, а у третьего, офицера, ответственного за группу ареста - револьвер в руке. Офицер закричал на мать: «Именем закона, гражданка Катерина Воронаева, вы арестованы…» Мне казалось невероятным, чтобы трое вооружённых мужчин были посланы арестовать беспомощную женщину, отнимая мать от двух малолетних детей… В общей сложности мать провела почти двадцать пять лет в нескольких тюрьмах и концлагерях. Её освободили, подавленную физически, но не духовно…»

Историю семьи Воронаевых, а её глава И. Е. Воропаев стоял у истоков евангелистского движения в Украине, подробно описал в своей книге Владимир Франчук. В этом издании с сентиментально-поэтическим названием «Просила Россия дождя у Господа» прослеживается на конкретных материалах трудный, но всепобеждающий путь, который прошла за 75 лет вера евангелистов-христиан. Всё вынесли, всё преодолели люди, которые вопреки призыву ненавидеть, исповедовали любовь и смирение, мир и благоденствие.

И пришло время, о котором мечтали тысячи верующих - в независимой Украине получили они, наконец, свободу вероисповедания и открыто, никого не боясь, могут веровать в Бога. А итоги тернистого пути длиною в 75 лет были подведены на торжественной Всеукраинскои отчетной пасторской конференции, которая состоялась недавно в Одессе в Центральной евангелистской церкви. В ней приняли участие и народные депутаты Украины, и представители облгосадминистрации, и, конечно же, сами верующие.

Да, сегодня нет страшных репрессий и гонений за веру. Люди выпрямились, свободно вздохнули, и открыто проповедуют Слово Божье. Число верующих растёт, как и количество храмов. По словам епископа украинских церквей христиан веры евангельской М. А. Паночко, только за последние несколько лет появились тысячи церквей евангелистов, но главное - выстроить храм Божий в сердце своём. Поэтому основной результат возрождения веры нужно видеть не в этих цифрах, а в духовном и внешнем облике людей, обратившихся к Богу.

- К нам разные люди приходят, - говорит ИВ. Сердиченко, епископ одесских церквей христиан веры евангельской. - Бывают среди них и алкоголики, и бывшие заключенные, и те, кто погряз в других житейских грехах. Это не значит, что преображение наступает мгновенно и человек плохой, оступившийся сразу же становится хорошим. Нет, возрождение души - процесс длительный, сложный, но благодатный. Рано или поздно, но духовные семена взойдут и прорастут, в какую бы почву они не упали.

Нетрудно в этом убедиться даже по внешнему виду верующих. Они выглядят людьми собранными, мыслящими, я бы сказала, интеллигентными. Поздравить христиан с праздником приехали народные депутаты В. Г. Бабич, В. Г. Шушкевич. Выступил на конференции и заместитель председателя облгосадминистрации В. В. Левчук.

По его словам, мало гарантировать свободу вероисповедания строками Конституции, нужно на деле создать для этого все условия, а когда нужно, и помочь, поддержать верующих. Неудивительно, что именно в Одесской области столь стремительно растёт число христиан-евангелистов, которым в своё время приклеили ярлык «сектанты».

В своё время первая Конституция РСФСР, принятая 10 июля 1918 года гарантировала тоже полную свободу вероисповедания всем гражданам собственной страны и предоставляла убежища всем иностранцам, подвергающимся преследованию за политические и религиозные преступления за границей. Что было дальше, мы уже знаем… Об этом же подробно рассказывает и вышеупомянутая книга пастора Владимира Франчука, своеобразная негласная презентация которой состоялась на этой конференции.

Да, нелёгкий путь прошли евангелисты-пятидесятники. Даже те, кто поднимал голос в их защиту, становились антисоветчиками, предателями, клеветниками на советский строй. Но долгожданный дождь всё-таки пошёл - эта христианская конфессия не только выжила, но и сегодня несёт Слово Божье тысячам верующих. И евангелистский форум, состоявшийся в Одессе - наглядное тому подтверждение.

Что будет завтра?

Сегодня 18 июля 2003 года. Сегодня моему другу Павлу Гавриловичу Понурко исполнилось 75 лет. Но поехать в Днепропетровск поздравить его с юбилеем я не смог. Врачи, обеспокоенные состоянием моего здоровья, на три недели положили меня в больницу.

Улыбчивая стройная медсестра Юля Костаниц дело свое привычное знает хорошо, в исколотые вены попадает легко и безболезненно, да еще и веселым словом подбодрить старается. Я задумчиво смотрел вверх на пустеющую капельницу. «Каждая капля - это жизнь», - авторитетно разъясняет Юля. Наверное, по большому счету она права - жизнь, вероятно, в самом деле, представляет из себя капли вечности. Нам отмерено определенное число капель.

Вспомнилась мне тревожная ночь 20 сентября 2001 года. Именно в ту ночь мне исполнилось 42 года. Тогда, в Киеве, совершенно внезапно я просто рухнул без сознания. Сказались долгие годы большого напряжения, постоянных стрессов, тяжелой надрывной работы на износ, когда некогда было думать о себе, своем отдыхе и здоровье. Отдых годами откладывался на «когда-нибудь потом». Я привык считать себя очень здоровым человеком, да, наверное, таким и был. Здоровье казалось неистощимым. Это сегодня я знаю, что оно тоже - как капли.

Сквозь провалы памяти я смутно помню, что все это время рядом со мной была моя жена. Приходя в себя, я сначала ощущал, а потом только видел ее присутствие.

Через две недели, когда меня из больницы выписали, она поддерживала меня под руку, когда, останавливаясь через каждые несколько метров, мы долго шли до троллейбусной остановки на Святошино - именно в том районе находилась больница.

В ту ночь 20 сентября я отчетливо понимал, что умираю. Жизнь уходила по капле. Когда-то я слышал, что люди, умирая, видят, как проносятся со стремительной скоростью наподобие кинофильма, картины событий из жизни. Теперь и я узнал, что это такое.

Душа просто уходила из тела.

Я начал молиться «отходной» молитвой. Я приготовился к тому, чтобы покинуть земную жизнь и перейти в вечность. Страха не было - пришло чувство совершенного покоя, торжественности и тишины. И вдруг одна мысль пронзила меня. Я подумал о том, как смогут продолжать учебу в Киевских университетах мои дочери, которые поступили туда просто невероятным чудом Божьим. И вторая мысль пронзила, меня: что же будет с моей незавершенной работой - ведь я много лет собирал драгоценные крупицы истории нашего братства, и теперь, когда осталось самое финальное - просто эту книгу оформить в слова, что же будет с этой работой?

Я стал понимать, что великая обязанность у меня еще осталась на земле, что не завершен еще главный труд моей жизни. «Господь, - сказал я в своей молитве, превозмогая великую слабость, - да будет воля твоя! Ни о чем не жалею, благодарю тебя, что ты открылся мне, и что я жил с тобою. И теперь с радостью готов покинуть землю, чтобы предстать перед очи твои. Прими меня в твои обители! Верю и знаю, что ты позаботишься о моей семье, что она не будет тобою забыта. Но если воля твоя, чтобы мне закончить мою книгу по истории нашего братства, прошу тебя - подари мне еще два года жизни. Господи, мне нужно два года, чтобы это сделать. Я успею за два года».

Я потерял сознание.

Когда я пришел в себя, было утро. Так начался 43 год моей жизни.

Я знаю, что наши дни на земле - капли вечности.

Спустя какое-то время дома сказала кому-то по телефону моя жена удивленно и настороженно: «Мой муж сейчас оживляется только тогда, когда говорит о своей книге». Но через несколько месяцев я закончил и сдал в типографию первый том. К маю вышел из печати второй том. Я радовался тому, что успел это сделать к 13 съезду нашего Всеукраинского союза. На съезде заботливый Ростислав Шкиндер даже написал в президиум записку с предложением поблагодарить брата Франчука за его книгу по истории пятидесятнического движения. Я был тронут его запиской. Но на съезде было много других, несомненно, более важных дел…

Колоссальная работа предстояла мне с последним третьим томом. Я все время напоминал себе, что мне нужно успеть вовремя. Дни быстро сгорали. Дни падали в ночи, как капли. Я научился ценить капли вечности.

Вряд ли мариупольская медсестра Юля сама, в полную меру, понимает, какую великую истину она сказала о каплях вечности.

Сегодня я заканчиваю писать последние строчки своей книги, над которой работал более 20 лет.

Я успел - по Божьей воле. И точно знаю - эту книгу я написал по воле Божьей. Иначе он просто не дал бы мне эту каплю вечности. И еще Господь дал мне прекрасных друзей и сотрудников, которые оказали мне огромную помощь в работе над этой книгой. Особенно я благодарен Богу за титанический труд моего верного секретаря Оксаны Ладной. Обычно она пишет прекрасные стихи, любимые христианами за их глубокий духовный смысл и совершенную литературную форму. Но в течение нескольких последних лет, она, не оставив высокой поэзии, занималась вместе со мной суровой прозой тяжелой для ума и сердца работы с архивными документами, ежедневно просиживая долгими часами за стареньким компьютером, создавая электронный архив воистину бесценных документов.

Мы не должны забыть того, что было с нами. Давайте будем помнить весь путь, которым вел нас Господь.

«Сейчас будет дождь», - предупреждает Юля. И ее слова становятся действительно пророческими. Через несколько минут на изнывающий от июльской жары Мариуполь из открывшихся окон небесных низвергаются упругие и плотные струи дождя, большие и тяжелые капли шумно барабанят по листьям деревьев больничного сквера. Моя койка далеко от окна 6-местной палаты, я только издали могу видеть сполохи грозы, но громом торжественной канонады победы звучит для меня музыка дождя.

Освежающий ливень напоминает мне виденное мною в Израиле феерическом зрелище, невольно и величественно представляет какое-то таинство природы, единение неба с землей… Тяжелые капли дождя да напоят жажду земли!

Идет дождь над моей землей.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
предиктору внешний репетитор? | Введение. Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал