Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложение 2. Методика «Лесенка уроков» (на основе выявления понимаемых мотивов учебной деятельности, автор М.В Матюхина)






Методика «Лесенка уроков» (на основе выявления понимаемых мотивов учебной деятельности, автор М.В Матюхина)

Цели проведения методики:

1. Определение количественного уровня учебной мотивации (суммарный показатель учебной мотивации).

2. Определение уровня внутренней и внешней учебной мотивации, а также их соотношения.

Оборудование и процедура: Испытуемые получают набор из 24 карточек, на каждой из которых - суждение, соответствующее определенному мотиву учения (12 карточек с внутренними мотивами и 12- с внешними). Таким образом, как и в исходном варианте методики М.В. Матюхиной, испытуемые получают готовый перечень мотивов (суждений, характеризующих мотив), который помогает осознать свои мотивы, выявить наименее осознаваемые. Это особенно важно для младших школьников. Каждый мотив-суждение напечатан на отдельной карточке. Карточки должны быть тщательно " перетасованы". Кроме карточек испытуемый получает " лесенку", представляющую собой ступеньки из наклеенных друг на друга лесенкой 5 конвертов, по которым испытуемый должен разложить карточки в зависимости от их степени важности для него. " Ступеньки" изготовлены из половинок стандартных нелинованных почтовых конвертов. " Ступеньки" конверты имеют следующие, надписи:

· Самые важные (верхняя ступенька);

· Важные (вторая сверху ступень);

· Не очень важные;

· Имеют маленькое значение;

· Совсем для меня не важные (нижняя ступенька " лесенки").

Карточки с суждениями по размеру должны соответствовать длине " ступеньки" и свободно в ней размещаться. Для многократного использования карточки наклеиваются на тонкий картон и ламинируются. Каждый набор карточек имеет индивидуальную упаковку.

Методика может проводиться как индивидуально, так и в групповом варианте. В последнем случае каждый учащийся получает свой набор карточек в упаковке и " лесенку". После демонстрации карточек, " лесенки" и объяснения инструкции желательно убедиться в том, что каждый испытуемый способен прочесть и понять содержание карточек.

Инструкция: Дорогой друг! Все ребята учатся. У каждого из них свои причины, из-за которых они учатся, ходят в школу. Мы хотим знать, почему ты учишься, какие из причин для тебя самые главные; какие - важные; какие - не очень важные, а какие - совсем не имеют для тебя значения. Перед тобой 24 карточки, где написаны разные причины, по которым учатся дети. По моей команде все эти карточки надо одну за другой внимательно прочитать и разложить по 5-ти " ступенькам лесенки", каждая из которых - конверт, куда можно вложить ту или иную карточку (показать). Разложи карточки так:

в конверт-" ступеньку", на котором написано " Самые важные" (показать), отложи карточки с самыми важными, главными причинами, по которым ты учишься;

в конверт с надписью " Важные" отложи карточки, которые для тебя имеют важное, но не самое главное значение;

в конверт-" ступеньку" (с надписью " Не очень важные") отложишь карточки с причинами, которые для тебя в учебе не очень важны;

в конверт-" ступеньку" с надписью " Имеют маленькое значение" отложи карточки с теми причинами в учебе, которые для тебя имеют значение, но очень маленькое;

в самый нижний конверт-" ступеньку" отложи карточки, на которых написаны те причины, являющиеся для тебя совсем не важными, не имеющие никакого значения.

На любой ступеньке может быть любое количество карточек. В том, как вы раскладываете карточки, нет правильных или неправильных вариантов ответов. У каждого – свое отношение к разным причинам, по которым учатся в школе дети.

Обработка: Каждая ступенька на лицевой стороне имеет номер (от 1 до 24), совпадающий с указанным порядком суждений (См. Приложение). Это позволяет быстро обработать полученные результаты. Суждения 1-12 направлены на выявление уровня внутренней, а суждения 13-24 - на выявление уровня внешней мотивации учебной деятельности.

Каждая карточка получает тот или иной балл в зависимости от того, в каком конверте она оказалась (на какой " ступеньке"). Карточки, попавшие в конверт с самыми важными причинами (верхняя " ступенька") оцениваются в 5 баллов, а попавшие на нижнюю ступеньку " лесенки" - в 1 балл.

Сумма баллов за все 24 карточки дает общий показатель учебной мотивации (УМ).

Сумма баллов за карточки с номерами 1-12 дает количественный показатель внутренней мотивации УД (УМ1). Сумма баллов за карточки 13-24 - показатель внешней мотивации УД (УМ2).

Таким образом, шкала учебной мотивации будет иметь значения от 24 (если все карточки опущены в конверт с надписью " Совсем не важные для меня") до 120 баллов (если все карточки уместились на одной верхней ступеньке " лесенки"). Соответственно шкалы внутренней и внешней мотивации будут иметь значения от 12 до 60 баллов каждая.

Суждения на карточках:

1. Нравится выполнять упражнения по русскому языку и решать задачи, примеры по математике.

2. Люблю сам выводить правила на уроках русского языка и математики.

3. Люблю сам составлять задачи по математике или упражнения по русскому языку.

4. Нравится на уроках писать, считать, решать задачи разными способами.

5. Люблю думать, рассуждать на уроках.

6. Нравится брать сложные задания, преодолевать трудности в их выполнении.

7. Люблю слушать, когда учитель рассказывает что-нибудь интересное.

8. Нравится узнавать на уроках правила написания слов или о математических действиях.

9. Хочу знать, как и почему все устроено, откуда произошли числа, почему каждый предмет называется определенным словом.

10. Я учусь, чтобы больше знать.

11. Нравится узнавать на уроках о словах и числах, о новых книгах.

12. Люблю узнавать новое.

13. Понимаю, что знания мне нужны для будущего.

14. Хочу быть культурным и развитым человеком, полезным людям.

15. Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.

16. Понимаю свою ответственность за учение перед классом.

17. Хочу получать хорошие отметки.

18. Хочу, чтобы учительница и родители меня хвалили.

19. Не хочу, чтобы меня ругали родители и учителя.

20. Не хочу, чтобы товарищи по классу осуждали меня за плохую учебу.

21. Хочу быть лучшим учеником в классе.

22. Не хочу быть хуже других, отставать от одноклассников в учебе.

23. Хочу самому себе доказать, что могу всему научиться.

24. Хочу знать, смогу ли я сам решить задачи, примеры, выполнить самостоятельно упражнения, которые учитель задает в классе и на дом.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал