Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ прибыли и рентабельности
Прибыль и убытки представляют собой финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия. Основными задачами анализа прибыли являются: - проверка обоснованности плановой величины прибыли. План по прибыли должен быть увязан с объемом реализуемой продукции и ее себестоимостью; - оценка выполнения бизнес-плана по прибыли; - исчисление влияния отдельных факторов на отклонение фактической суммы прибыли от плановой; - выявление резервов дальнейшего роста прибыли и путей мобилизации (использования) этих резервов. Важнейшими источниками информации для проведения анализа прибыли являются: - бухгалтерский баланс (Ф. № 1 отчетности), - отчет о прибылях и убытках (Ф. № 2 отчетности), - учетный регистр — журнал-ордер №15 по учету прибыли и ее использования, - финансовый план организации. Прибыль организации складывается из трех основных элементов: - прибыль (или убыток) от реализации продукции, работ и услуг; - прибыль (или убыток) от прочей реализации; - прочие доходы и расходы. Основную часть получаемой прибыли составляет прибыль от реализации продукции, работ, услуг. В Ф. № 2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках» приводятся следующие виды прибыли: - валовая прибыль. Она определяется как разность между выручкой от продаж и себестоимостью реализованной продукции; - прибыль от продаж. Она рассчитывается как разность между выручкой, себестоимостью, коммерческими и управленческими расходами; - прибыль до налогообложения рассчитывается с учетом наличия прочих доходов и расходов; - чистая прибыль определяется путем вычитания отложенных налоговых активов и текущего налога на прибыль из суммы прибыли до налогообложения и отложенных налоговых обязательств. При анализе прибыли от реализации товарной продукции следует определить такой показатель, как маржинальный доход. Маржинальный доход представляет собой разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами на ее производство и реализацию. Другими словами, маржинальный доход — это сумма постоянных затрат и прибыли от реализации. Исходя из этого, прибыль от реализации товарной продукции равняется маржинальному доходу за вычетом постоянных издержек. Отсюда следует, что предприятие получит прибыль только в том случае, когда постоянные затраты будут возмещены за счет выручки от реализации определенного объема произведенной продукции. Этой выручки должно быть достаточно для возмещения переменных затрат и образования прибыли. Анализ здесь позволяет установить, за счет каких именно затрат (постоянных или переменных), входящих в себестоимость реализованной продукции, изменяется прибыль. Рентабельность представляет собой такое использование средств, при котором организация не только покрывает свои затраты доходами, но и получает прибыль. Доходность, т.е. прибыльность предприятия, может быть оценена при помощи как абсолютных, так и относительных показателей. Абсолютные показатели выражают прибыль, и измеряются в стоимостном выражении, т.е. в рублях. Относительные показатели характеризуют рентабельность и измеряются в процентах или в виде коэффициентов. Показатели рентабельности в гораздо меньшей мере находятся под влиянием инфляции, чем величины прибыли, поскольку они выражаются различными соотношениями прибыли и авансированных средств (капитала), либо прибыли и произведенных расходов (затрат). При анализе рассчитанные показатели рентабельности следует сопоставить с плановыми, с соответствующими показателями предыдущих периодов, а также с данными других организаций.
|