Скульптура. Скульптура как и все египетское искусство имела ритуальное значение
Скульптура как и все египетское искусство имела ритуальное значение. В пирамидах, в специальном помещении обязательно помещали статую умершего на случай, если что-то случится с мумией.
В эпоху Древнего царства сложились основные черты скульптуры: - симметрия и фронтальность в построении фигур - четкость и спокойствие поз. - геометризм и обобщенность формы. - обязательное сохранение портретных черт.
Изображение фигуры целиком: 1. стоящей с выдвинутой вперёд левой ногой — поза движения в вечности. 2. Сидящей на кубообразном троне. 3. В позе «писца» со скрещенными ногами на земле.
Триада Микерина (Каир). Фараон Микерин в сопровождении богинь. Скульптурная группа из заупокойного храма Микерина в Гизе. Древнее царство. Поза движения в вечности. Тема единения богоравного фараона с богинями-покровительницами. Безукоризненно прекрасные формы.
Хефрен. Древнее царство. Симметрия и фронтальность в построении фигуры.
Статуи царевича Рахотепа и Нофрет. 27 век до н. э. Древнее царство. Каирский музей. Торжественно восседают перед нами знатные супруги. По канону мужская фигура окрашена в кирпично-красный цвет, женская — в желтый. Волосы на прямо поставленных головах всегда были черными, а одежды белыми. Нет полутонов, декоративность.
Писец Каи. Из его гробницы в Саккара. Известняк с раскраской, инкрустация глаз. 25 – 1 пол. 24 в. до н.э. Н - всего 53 см. Тело тонировано в традиционный для мужских фигур «цвет загара». Изображен без парика. Пристальный, внимательный взгляд, готов записывать. Статуя найдена во время раскопок в кон. 19 в. Когда рабочие пробились в гробницу, глаза изваяния сверкнули так ярко, что бедняги в ужасе разбежались. А потом, приняв ее за воплощение дьявола, захотели разбить. Начальнику раскопок пришлось защищать древнее изваяние с пистолетом в руках. Так статуя Каи едва не погибла благодаря силе художественного эффекта инкрустированных глаз. Белки делались из непрозрачного кварца; роговица – из хрусталя, покрытого коричневой смолой, которая просвечивая сквозь хрусталь, создавала иллюзию карих глаз. Зрачком служила капелька черной смолы, заполнявшая небольшое углубление на задней стороне «роговицы».
|