Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика типов культурно-досуговых учреждений в истории социально-культурной деятельности России
Аннотация. Первые клубы в России как центры культурно-досуговой деятельности возникают в 1770 году в Санкт-Петербурге и 1780 году в Москове по образу и подобию " английских клубов". Это были клубы дворянства и аристократов. Каждый клуб имел устав, в котором было определено членство клуба. В 1882 году в городе Томске возникает первый народный дом - досуговое учреждение для рабочих и крестьян - Это деятельность Мамонтова, Морозова, братьев Варгуниных, Строгановых и др. Н.К. Крупская считала народные дома ведущим учреждением в системе внешкольного образования и политико-просветительной работы. Самым массовым культурно-досуговым учреждением в деревне являлись избы-читальни. Появление новых типов досуговых учреждений в конце ХХ века - казино, ночные клубы, игровые залы, видеосалоны и видеоклубы, видеоцентры, компьютерные игровые залы и комнаты, компьютерные клубы, досуговые компьютерные центры. Первые клубы в России как центры культурно-досуговой деятельности возникают в 1770 году в Санкт-Петербурге и 1780 году в Москове по образу и подобию " английских клубов". Это были клубы дворянства и аристократов. Каждый клуб имел устав, в котором было определено членство клуба. Вместе с дворянскими клубами возникают офицерские, купеческие, шахматные, артистические клубы в Петербурге и в Москве и других городах России. В 1882 году в городе Томске возникает первый народный дом - досуговое учреждение для рабочих и крестьян. В конце XIX века появляются народные дома на фабриках и заводах. В 1895 году в России в связи с введением винной монополии, по линии Попечительств о народной трезвости, возникают многочисленные народные нома в городах и уездах. В Санкт-Петербурге открывается самый крупный народный дом имени Николая II, финансируемый государством, Министерством финансов. Появляются правительственных и частичные народные дома Введениский народный дом в Москве, частный Лиговский народный дом графини С. В. Паниной в Санкт-Петербурге. Значительную роль в открытии народных домов играет благотворительность и меценатство. Это деятельность Мамонтова, Морозова, братьев Варгуниных, Строгановых и др. Значительную роль играют культурно-просветительные общества, комитеты грамотности, силами которых открываются также народные дома. В 1905 году возникают рабочие клубы, клубов политических партий, которые использовались политическими партиями в своей агитационно-пропагандистской и культурно-досуговой деятельности в идеологическом воспитании масс. В эти же годы возникают женские клубы в России. В начале ХХ века возникают детские клубы по инициативе С.Т. Шацкого. Возникают также клубы бойскаутов. После победы Октябрьской революции 1917 года и созданием Внешкольного отдела Наркомпроса, реализуется государственная система развития культурно-просветительных и досуговых учреждений. Государство берёт на себя финансирование, строительство и открытие многочисленных типов культурно0досуговых учреждений. Сеть и типы культурно-досуговых учреждений как сферы реализации целей и задач идеологической, просветительной и досуговой деятельности, быстро развивается. Появляется система клубных учреждений: государственных, партийных, профсоюзных, пролеткультовских, ведомственных, кооперативных, комсомольских клубов и народных домов.. Широкое распространение получили клубы: рабочие, крестьянские, красноармейские (полковые, батальонные, окружные, партийные, комсомольские Н.К. Крупская, принимавшая непосредственное участие в формировании государственной системы культурно-досуговых учреждений, работая в системе Наркомпроса, определила их задачи в таких работах как «О клубе», «Что такое клуб», «Клуб – очаг строительства социализма». Среди типов культурно-досуговых учреждений особое место занимали народные дома: Н.К. Крупская считала народные дома ведущим учреждением в системе внешкольного образования и политико-просветительной работы. Открываются народные дома кооперативами, в армии. Самым массовым культурно-досуговым учреждением в деревне являлись избы-читальни. Вопрос об открытии и их деятельности был обсужден на Первом Всероссийском совещании по партийной работе в дерене, проходившем в ноябре 1919 года. Основным на этом совещании булл доклад Н. К. Крупской «О работе в деревне». В этом докладе Н. К. Крупская раскрыла основные задачи избы-читальни. Она считала, что изба-читальня – это сумма всех просветительных учреждений в деревне. Это и клуб и читальня и справочный стол, ячейка вокруг которой организуется и школа взрослых и спектакли и разные практические мероприятия культурно-просветительного характера. В конце 1919 года было опубликовано «Положение об избах-читальнях», в котором были определены цели и задачи изб-читален, названы формы ее работы. Агитационно-просветительные пункты. /Агитпункты/ Их возникновение, руководство, деятельность. Парк культуры и отдыха как тип культурно-просветительного досугового учреждения. Возникновение парков культуры и отдыха и их деятельность. Передвижные клубные учреждения - агитпоезда, агитпароходы, агитвагоны, вагоны-клубы, агитсамолеты, автоклубы.. Возникновение передвижных и клубных учреждений и их деятельность. Агитпоезда — «Октябрьская революция», «Советский Кавказ», «Красный Восток», «Красный казак», «Им. В.И. Ленина», агитпароходы «Фронт», «Труд», «Красный Петроград», «Красная звезда», «В. И. Ленин». Н.К. Крупская, М. И. Калинин о деятельности агитпоездов и пароходов, их рейсах по стране, эффективности работы. Появление новых типов досуговых учреждений в конце ХХ века - казино, ночные клубы, игровые залы, видеосалоны и видеоклубы, видеоцентры, компьютерные игровые залы и комнаты, компьютерные клубы, досуговые компьютерные центры. Центры досуга как государственные и ведомственные культурно-досуговые учреждения, осуществляющие спортивно-показательные, развлекательные, художественно-публицистические, игровые программы. Молодежные культурные центры.
Литература: Киселева, Т. Г. Характеристика социально-культурных процессов советского и постсоветского периодов / Т. Г. Киселева //Киселева Т. Г. Социально-культурная деятельность: Учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - М.: МГУКИ, 2004. - С. 27 - 42. Комиссаренко, С. С. Клубы в русской культуре конца XVII - начала ХХ веков / С. С. Комиссаренко // Комиссаренко С. С. Клуб как социально-культурное явление: Исторические аспекты развития: учеб. пособие / С, С. Комиссаренко. - СПб., 1997. - С. 68 - 146. Культурно-просветительная работа в СССР: учеб. пособие /Под ред. Т.А. Ремизовой/ - М: Просвещение, 1974. - 272 с. Культурно-досуговая деятельность: учебник / Под науч. ред. академика РАЕН А. Д. Жаркова и профессора В. М. Чижикова. - М.: МГУК, 1998. - С. 57 - 71. Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России(XVIII – XX вв.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Т. 2. - Челябинск, 2006. - С. 332 – 345. Рябков В. М. Передвижные клубные учреждения в системе Рябков В. М. У истоков советского клуба / В. М. Рябков //Клуб и проблемы развития социалистической культуры. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1974. - С. 83 - 98. Фролова Г. И. Организация и методика клубной работы с детьми и
|