![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Состояние внешкольного образования и политико-просветительной работы.
В этот период произошли следующие коренные изменения в системе внешкольного образования: - советское государство включило в свой бюджет всю систему внешкольного образования; - был создан Наркомпрос, в нем открыт Внешкольный отдел, позднее Главполитпросвет, как государственные органы управления внешкольным образованием и политико-просветительной работой; - созданы органы управления внешкольным образованием в губерниях и уездах; - стала широко развиваться система государственных культурно-досуговых учреждений строительство и открытие клубов, народных домов, изб – читален и др.; - государство стало заниматься подготовкой кадров для системы внешкольного образования. Открываются первые вузы. Ленинградский институт внешкольного образовании в 1918 году. Московский библиотечный институт в 1930 году. - развивается система методического руководства по управлению содержанием политико-просветительной работой. Всё это определяло реальное состояние внешкольного образования и политико-просветительной работы в 20 – е годы ХХ века.
Направления развития и формы социально-культурной деятельности: 1. В первую очередь надо отметить, что центральным направлением стала политико-просветительная деятельность; - пропаганда коммунистических идей и использование для этого всей системы политико-просветительной работы и её учреждений (клубы, народные дома, избы-читальни, библиотеки, музеи и др.; Используемые формы – лекции, беседы, народные университеты, лектории, листовки. агитсуды (политические, атеистические, сельскохозяйственные, санитарно-гигиенические, литературные), массовые праздники, митинги, собрания, громкие читки, диспуты и дискуссии, встречи с деятелями партии и государства, политбеседы. - производственная и сельскохозяйственная пропаганда, определенная В. И. Лениным в «Тезисах о производственной пропаганде»; Используемые формы – выставки, фотовитрины, производственные вечера, встречи с учёными, вечера труда и науки, сельскохозяйственные вечеров, сельскохозяйственные вечера. - ликвидация неграмотности среди населения; Используемые формы – открытие ликпунктов и ликбезов, зима просвещения, культпоход и его формы, деятельность общества «Долой неграмотность», месячники и декадники по сбору денег и книг для ликвидации неграмотности, обсуждение вопросов ликвидации неграмотности на съездах по ликвидации неграмотности - широкая информационно-просветительная работа; Используемые формы – распространение листовок, проведение митингов и собраний, проведение громких читок и бесед, распространение газет и журналов, обсуждение постановлений партии и правительства, устные журналы, устные газеты, народные университеты, лектории. - художественная деятельность культурно-досуговых учреждений; Используемые формы – массовые праздники и зрелища в клубных учреждениях и на площадях, «Живая» газета, «Синяя блуза», использование кинофильмов и театральных спектаклей, фестивали, олимпиады и декады художественного творчества, концерты, карнавалы, маскарады, балы, сельскохозяйственные и производственные праздники. - развитие самодеятельного искусства в культурно-досуговых учреждениях; Используемые формы – открытие и развитие деятельности художественных самодеятельных коллективов различных жанров (музыкальные, театральные, хоровые, оркестровые, фольклорные, хореографические, эстрадные, вокальные, художественного слова, кукольные, теневого театра, фотокружки, агитационно-художественные бригады, культбригады), музыкальные студии, и студии изобразительного и прикладного искусства. Различные виды (районных, областных, зональных, всесероссийских, всесоюзных) смотров, фестивалей, праздников и выставок самодеятельного творчества различных жанров и направлений. - открытие новых культурно-досуговых учреждений; Типы учреждений – избы-читальни, клубы, народные дома, районные дома соцкультуры, районные дома культуры, дома офицеров, агитпоезда и агитпароходы, культбазы, дворцы культуры, парки культуры и отдыха, горсады, автоклубы, агиткультбригады (АКБ). - пропаганда «нового» быта учреждениями культуры; Используемые формы – праздники улиц, смотры на лучшее украшение и содержание дома, огородов, лекции и беседы на санитарно-гигиенические темы, семейные вечера, обряды: «красные» свадьбы, «октябрины», «звездины», «комсомольское рождество» и т.д. - подготовка кадров для системы политико – просветительной работы - широкая система атеистического воспитания; - внедрение в быт населения новых праздников и обрядов; - работа с детьми и подростками.
Литература: Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (первая половина XX вв.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Т.4. - Челябинск, 2007. - С. 3 – 622.
|