Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деловая беседа как форма делового общения






Аннотация. Деловая беседа как форма речевого общения между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия для установления деловых контактов с целью разрешения деловых проблем или выработки конструктивных подходов к их решению Зависимость деловой беседы от профессиональных интересов ее участников, от типа их отношений (субординационные – «по вертикали» или партнерские – «по горизонтали»). Деление деловой беседы по условиях проведения: формальные и неформальные. По характеру обсуждаемых вопросов: кадровые, дисциплинарные, организационные, творческие и др. Характеристика этапов проведения деловой беседы. Характеристика методики подготовки и проведения деловой беседы. Приемы создания благоприятной атмосферы для проведения деловой беседы. Роль деловой беседы как эффективной профессиональной деятельности специалиста социокультурной сферы.

 

В настоящее время, с развитием делового взаимодействия получают развитие различные формы делового общения. Традиционными формами являются деловые беседы, переговоры, совещания, публичные выступления и др., среди возникших относительно недавно следует выделить пресс-конференции, брифинги, презентации, Интернет-общение, общение связанное с использованием электронных средств связи.

Наиболее распространенной формой делового общения является деловая беседа.

Под деловой беседой понимается речевое общение между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия от своих организаций и фирм для установления деловых контактов, разрешения деловых проблем или выработки конструктивных подходов к их решению.

Характер деловой беседы, особенности её протекания определяются профессиональными и деловыми интересами её участников, типом отношений её участников (субординационные - «по вертикали» или партнерские - «по горизонтали»).

По характеру обстановки, в которой обсуждаются те или иные вопросы, деловые беседы могут быть официальными или неофициальными.

По характеру обсуждаемых вопросов выделяются следующие виды деловых бесед: кадровые (приём на работу, увольнение, перемещение на должности), дисциплинарные (связанные с нарушением трудовой дисциплины, уклонением от выполнения служебных обязанностей и т.д.); организационные, определяющие технологию выполнения задания; творческие, посвященные разработке проектов и т.п.; беседы, связанные с приёмом посетителей.

Этапы деловой беседы: начало беседы (установление контакта, создание благоприятной атмосферы); изложение своей позиции и её обоснование (информирование партнера); выяснение позиции собеседника; совместный анализ проблемы; принятие решения; завершение беседы.

Направляют беседу заранее сформулированные вопросы для обсуждения. Вопросы условно можно разделить на: закрытые (предполагающие однозначные ответы типа «да» или «нет», ответы на них несут мало информации); беседа принимает вид допроса); применяются на заключительном этапе беседы - для закрепления достигнутых договорённостей; открытые вопросы (предполагают развёрнутые высказывания мнений, суждений - они более информационно значимы); риторические вопросы (не предполагают ответов, их цель - заинтересовать собеседника); переломные вопросы (их цель - переключение с одного вопроса на другой); вопросы для обдумывания (цель: стимулирование размышлений, создание атмосферы взаимопонимания).

Методика подготовки деловой беседы: сформулируйте конкретную цель беседы; составьте план беседы (сформулируйте вопросы для обсуждения); подготовьте тезисы беседы; определите логику аргументов (их движение от слабых к средним, затем к сильным); подготовьте необходимые документы (статистические данные, необходимые материалы); определите состав участников (их количество должно быть необходимым и достаточным, они должны быть компетентными и наделены полномочиями от своих организаций для решения поставленных вопросов); выберите время проведения беседы (оно должно быть согласованно с другими участниками); определите подходящее место для проведения деловой беседы; подготовьте заранее проект решений, которые планируете достигнуть.

Большое значение в процессе беседы имеют приёмы создания благоприятной атмосферы, среди которых следует выделить улыбку, комплименты, приём «имя собственное» (обращение к собеседнику по имени или имени-отчеству), приём «личная жизнь» и др.

 

Литература:

1. Айви, А. Лицом к лицу: практическое пособие для освоения приемов и навыков делового общения. / А. Айви. – Новосибирск: ЭКОР, 1995.

2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М.: Наука, 1994.

3. Архангельская, М. Д. Бизнес–этикет или Игра по правилам / М. Д. Архангельская. – М.: Издательство ЭКСМО–Пресс, 2001.

4. Бороздина, Г. В. Психология делового общения: учебник / Г. В. Бороздина. – М.: ИНФРА, 2003.

5. Введенская, Л. А. Деловая риторика: учебное пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – Ростов-на-Дону: издательский центр «Март», 2002.

6. Козлов, В. В., Управление конфликтами / В. В. Козлов, А. В. Козлова. – М.: Издательство «Эксмо», 2006.

7. Кузин, Ф. А. Культура делового общения: практическое пособие / Ф. А. Кузин. – М.: Ось – 89, 2003.

8. Панфилова, А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учеб. пособие / А. П. Панфилова. – СПб, 2001.

9. Перелыгина, Е. М. Психология имиджа: учеб. пособие / Е. М. Перелыгина. – М.: Аспект–Пресс, 2002.

10. Психология и этика делового общения: учебник для вузов/ под ред. В. Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2003.

11. Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения: учеб. пособие для сред. проф. образования / Г. М. Шеламова. – М.: Издательский центр академия, 2004.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал