Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конфликты в процессе общения и стратегия поведения в конфликтных ситуациях
Аннотация. Конфликт как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций (ценностей, интересов, целей) в сознании человека, в межличностных или групповых взаимодействиях, связанное с отрицательными переживаниями. Виды конфликтов: внутриличностные, межличностные, межгрупповые. Причины возникновения конфликтов: организационно-управленческие, социально-психологические, личностные. Структура конфликта: предмет конфликта, его участники, условия протекания, мотивы сторон, их цели и позиции. Динамика конфликта. Три этапа: предконфликтный, открытый и послеконфликтный. Пять основных стратегий поведения при конфликте и их характеристика: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание (уклонение), приспособление. Требование использования различных стилей поведения, владения технологиями всех стратегий, в зависимости от обстоятельств, применение наиболее предпочтительных. Конфликт ( от лат.- столкновение ) - столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций (ценностей, интересов, целей) в сознании отдельного индивида; в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными переживаниями. Причины возникновения конфликтов: организационно-управленческие, социально-психологические, личностные. - Структура конфликта: В каждом конфликте выделяются такие составляющие, как предмет конфликта, его участники, условия протекания, мотивы сторон, их цели и позиции. Предмет конфликта - это то противоречие, ради разрешения которого стороны вступили в противоборство; проблема, которая служит основой конфликта. Участниками конфликта называются все лица (частные, официальные, юридические), имеющие отношение к конфликту, его развитию и разрешению. Условия протекания конфликта - это микро- и макросреда, в которой развивается конфликт, социальное окружение его участников, существенно влияющее на понимание содержательной стороны конфликта, его целей и мотивов. Мотивы сторон - побудительные причины, поводы к вступлению в конфликт. Поэтому различают мотивы явные и скрытные. Цели сторон - то, чего добиваются конфликтующие субъекты. Различают стратегические и тактические цели. Позиции участников конфликта - это отношение оппонентов к конфликтной ситуации, проявляющееся в поведении и поступках. - Динамика конфликта: исс ледователи выделяют три основных периода развёртывания конфликта: предконфликтный, открытый и послеконфликтный. Предконфликтный период включает этапы: возникновение проблемной ситуации; осознание её субъектами взаимодействия; попытки сторон разрешить эту ситуацию неконфликтными способами (убеждением, разъяснением, просьбами, информированием противостоящей стороны и т.д.). Открытый период представляет собой собственно конфликт. Он начинается с первого столкновения сторон. Если у одного из оппонентов достаточно сил, чтобы решить вопрос в свою пользу, то конфликт может закончиться. Однако чаще всего первый инцидент сменяется вторым, третьим и т. д., происходит разрастание конфликта. Последний этап открытого периода конфликта - его завершение. Наиболее распространёнными формами завершения конфликта считаются следующие: урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт. Послеконфликтный период состоит в частичной или полной нормализации отношений оппонентов, преодолении негативных оценок, установлении доверия, налаживания продуктивного сотрудничества. Слова, действия или бездействие, которые могут привести к конфликту называются конфликтогенами. " Способы предупреждения конфликтов: не употреблять конфликтогенов; не отвечать конфликтогеном на конфликтоген; проявлять симпатию к собеседнику; делать благожелательные посылы по отношению к партнёру.
|