Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воплощение замысла.






3 этапа.

1) Застольный период связан с первоначальной встречей режиссера с исполнителями закладка фундамента постановки

- распределение ролей

- характеристика персонажей

- режиссер посвящает в свои задумки людей, которые будут их воплощать. Цель его - знакомство с задумкой режиссера Основная задача режиссера – заразить своими идеями коллектив. Не надо выкладывать всё сразу для исполнителя, чтобы не навязать свои идеи по персонажам, пластике, характеру. Необходимо активизировать творческие предложения со стороны актеров. Только при диалоге актёры воспримут замысел как свой, смогут его принять.

Данный этап строится в форме диалога Актёр – режиссер.

2часть застольного периода – выстраивается логика и последовательность какой-то сцены, разбор по эпизодам, читка по ролям уточнение интонаций.

Корректируется замысел, проводится «разведка действием» и «разведка умом». Данный этап не имеет резкой границы с последующим.

2) «Разводка»репетиция в выгородке»). Характерной чертой этого периода являются поиски мизансцен. Он самый продолжительный по времени.

Режиссер на этом этапе пользуется рядом заданий.

Формы заданий:

- Словесное объяснение (рассказ)

- Показ Опасность – обезличивание актёра, механическое слепое копирование. Преимущество – может быстро синтетически выразить мысль (идею) режиссера Режиссер эмоционально может заразить своим показом. Плюс в том, что это экономит время.

Более безопасен этот метод, когда актёр уже состоялся как творческая личность, это значит, что механического копирования можно не опасаться.

Должен быть намёк на будущего исполнителя Показ – исходя из индивидуальности исполнител.

- Подсказ. Направление актёра по методу действия, а не чувства.

3) Этап прогонных репетиций - окончательная шлифовка, отделка, уточнение, закрепление. Все элементы сценической выразительности соединяются воедино. Прогоны бывают:

· Монтировочный - свет, музыка шумы, реквизит, костюм, перестановки.

· Сводная репетиция – соединение разных коллективов, подготовка сводных номеров, репетиция пролога и финала

· Черновой прогон- воплощение всех технических средств.

· Генеральный прогон;

· Этап сдачи, проверка на зрителя.

· Премьера

 

Литература:

1. Жарков, А. Д. Организация культурно-просветительной работы / А. Д. Жарков. – М., 1989.

2. Захава, Б. Е. Мастерство актера и режиссера / Б. Е. Захава. – М., 1978.

3. Поламишев, А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы / А. М. Поламишев. – М.: Просвещение, 1982.

4. Товстоногов, Г. А.Зеркало сцены. В 2-х т. / Г.А. Товстоногов. – Л.: Искусство, 1984.

5. Туманов, И. М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. – М.: Просвещение, 1976.

 

Разработка федеральных и региональных программ и планов социально-культурной деятельности

Социально-культурные программы в области проектной деятельности должны решать задачи массового эстетического воспитания населения: формировать художественную культуру личности на примере лучших образцов мирового искусства (путем организации концертной деятельности, пропагандистской, студийной и просветительной работы); создавать условия для регулярных контактов с художественными ценностями, активного восприятия художественных произведений; возрождать местные народные традиции, фольклор (с его недифференцированностью жанров и видов, органической встроенностью в быт, труд, праздник) и т. д.

Социально-культурные программы в этой области проектной деятельности должны решать задачи массового эстетического воспитания населения: формировать художественную культуру личности на примере лучших образцов мирового искусства (путем организации концертной деятельности, пропагандистской, студийной и просветительной работы); создавать условия для регулярных контактов с художественными ценностями, активного восприятия художественных произведений; возрождать местные народные традиции, фольклор (с его недифференцированностью жанров и видов, органической встроенностью в быт, труд, праздник); содействовать воспитанию любви к подлинному фольклору путем воссоздания форм непосредственной, устной передачи традиций от мастера к ученику в процессе живого общения, созданию аутентичных ансамблей, стремящихся к «вживанию» в самобытную народную культуру и ориентирующихся на устранение границ между сценой и зрителем, на импровизированность пения, игры, танца; способствовать возрождению и пропаганде народных ремесел и промыслов, освоению местных традиций; воспитывать историческое сознание и формировать у неселения чувство идентичности с образом местной культуры. Формирование интереса к народному искусству лежит в основе эстетического воспитания детей и подростков, оно тесно связано с патриотическим воспитанием, которое начинается с любви «к малой родине», своему родному краю. С этой целью можно планировать проведение недель детского народного творчества, детских народных праздников, смотров и конкурсов юных собирателей фольклора, тематических экспедиционных походов.

Примерные идеи проектов в сфере художественной культуры:

Программа “Народное творчество”.

Задачи программы: воспитание у детей, подростков, молодежи интереса к традиционному народному творчеству; содействие формированию неповторимого культурно-эстетического облика города; восстановление преемственности знаний, умений, технологий, традиций, культурных и духовно-нравственных ценностей различных социальных и возрастных групп населения города; пропаганда обычаев, традиций, промыслов, ремесел, характерных для региона; создание новых рабочих мест путем разработки проектов и программ развития традиционных ремесел и промыслов, восстановления историко-культурных объектов, памятников.

Направления деятельности в рамках проекта:

— Поисково-исследовательская работа и создание банка данных о носителях ремесел, художественно одаренных людях и т.п. (организация и проведение детских экспедиций " Традиции, промыслы, фольклор: сохранение и изучение");

— Проведение праздников, народных гуляний, ярмарок народного творчества и выставок народных умельцев, национальных свадеб, престольных праздников, старинных обрядов и ритуалов; фестивалей детского фольклора " Радуга детства", семейного творчества; детских фольклорных утренников, цикла мероприятий " В гостях у мастера";

— Организация детских клубных объединений и группп раннего эстетического развития, клубов любителей искусства, семейных театров, обрядовых комнат, горниц, художественных мастерских для совместного творчества детей и родителей, студий и лабораторий фольклора, авторские художественных школ, специализированных детских и подростковых клубов;

— Учреждение Фонда поддержки народных умельцев и мастеров;

— Разработка и внедрение в общеобразовательные школы города программ художественного воспитания с максимальной опорой на традиционное народное искусство;

Проект " Юные дарования”.

Задачи проекта: выявление и поддержка художественно одаренных детей и подростков; помощь перспективной творческой молодежи в профессиональном самоопределении; популяризация творчества юных полярнозоринцев.

Направления деятельности в рамках проекта:

— Создание постоянно действующей многоуровневой системы конкурсов по выявлению художественно одаренных детей и подростков (проведение детских и юношеских конкурсов, смотров, фестивалей, выставок в области музыкального, танцевального, изобразительного и прикладного искусств с целью раннего выявления юных дарований);

— Учреждение именных стипендий для лауреатов и дипломантов конкурсов;

— Организация концертно-исполнительской деятельности и турне молодых дарований;

— Проведение детского фестиваля классической музыки " Юные музыканты Заполярья";

— Открытие в музыкальной школе отделения народной культуры.

Из действующих в различных регионах России проектов, которые могут быть адаптированы с учетом специфики конкретной территории, можно назвать: “Возвращенные имена”, клуб-музей “Живая история”, “День города”; “Забытые страницы культурной жизни”; “Комната крестьянского быта”; “Возрождение усадеб”.

Особое место в сфере исторической культуры занимают проекты и программы, ориентированные на проблемы и интересы конкретной этнической группы. В зависимости от идеи проекта, его аудиторию могут составить представители различных этнических групп, имеющих специфические социокультурные проблемы:

В социально-культурном проектировании регион занимает особое место. Именно на уровне региона сегодня складывается стратегия развития культуры с учетом социально-экономических особенностей развития территории, ее культурного потенциала, интересов и запросов различных категорий населения и др.

Процессы, тенденции, конкретные факты культурной жизни, наблюдаются на двух уровнях: глобальном, т.е. в масштабе страны и на региональном (локальном), т.е. на уровне области, края, района, отдельного города. Здесь они имеют более выраженный характер, обладают столь сильно проявляющейся спецификой, что на этом уровне может и должна формироваться система приоритетов культурного развития, т.е. складываться культурная политика, которая органически связывала бы в себе учет глобальных тенденций и местных особенностей. Целесообразность такого подхода аргументируется следующими соображениями:

Во-первых, анализ статистики показывает, что при господстве общих, генеральных тенденций в одних и тех же временных рамках развитие профессиональной художественной деятельности, самодеятельного творчества, любительства происходит неодинаково на различных территориях: в одних местах наблюдается развитие, в других – спад. Следовательно, определяющими для культуры во многом являются факторы регионального характера.

Во-вторых, на уровне региона возможен наиболее оптимальный вариант культурного развития с учетом региональной специфики и самобытности, возможностей территории – институциональных, материальных, человеческих и т.д.

В-третьих, именно на локальном пространстве достигается максимальная активность участия различных социальных групп в культурных процессах, в общественной жизни в целом.

Наконец, регион представляет собой совершенно конкретный объект управления (от regire — править; отсюда же слова, закрепившиеся в русском языке — режиссура, режим, регулирование и др.). В силу этого именно на региональном уровне имеется объективная возможность осуществлять управляющее воздействие на культурные процессы, обеспечивая необходимое сочетания развития и саморазвития, управления и самоуправления и т.д.

В последние годы некоторые регионы делают попытки перейти на новую стратегию культурной политики, находящую выражение в региональных программах социокультурного развития. Однако эта работа далеко не всегда эффективна, особенно в тех случаях, когда она не опирается на научно обоснованную методику и технологию. Сегодня на передний план выходит проблема разработки новых механизмов региональной культурной политики на всех ее уровнях, что требует глубокого и всестороннего анализа ее теоретико-методологических оснований, уточнения ее целевой установки, четкого определения объекта и субъекта, механизмов их взаимосвязи и взаимодействия и т.д.

На региональном уровне наиболее четко просматривается органическая связь социально-культурного проектирования и культурной политики. Здесь социокультурное проектирование, с одной стороны, выступает как один из инструментов реализации культурной политики, составляя ее технологический уровень, с другой — в процессе социально-культурного проектирования рефлексируется специфика социокультурной ситуации в регионе, более четко формулируются цели культурного развития, всесторонне учитываются местные ресурсы и т.д. Это делает региональную культурную политику более целенаправленной и реалистичной за счет учета всех многообразных факторов, используемых в процессе проектирования.

Социально-культурная программа выступает одновременно и как форма интеграции всех элементов, составляющих культурную политику, и как способ “опредмечивания” этой политики (т.е. практического решения ее задач путем наиболее эффективного использования средств, ресурсов и т.д.).

Литература:

- Марков А.П., Бирженюк Г.М., Основы социокультурного проектирования. Учебное пособие. Санкт-Петербург.1997.-

Луков В.A. Социальное проектирование: Учеб. пособие. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2006.-240с.

- Лукс Г.А. Социальное инновационное проектирование в региональной молодежной политике. Издательство " Самарский университет", 2003

- Фатхуллина Л.В. Социокультурное проектирование: Учебно-методическое пособие / Казан.гос.университет культуры и искусств.- Казань.2008. – 56с.

- Мухина, Т. Готовим проектную заявку [Текст] / Т. Мухина // Библиотека в школе. – 2010. – № 10. – С. 23-28.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал