Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для лиц с поражением зрения






Актуальность проблемы профилактики слепоты, физической и со­циальной реабилитации лиц с поражением органов зрения обусловлена высокой распространенностью среди населения России слепоты и ин­валидности вследствие зрительных расстройств и той огромной ролью, которую играет зрение в жизни человека.

За последние годы распространенность слепоты в мире возрастает, причем рост слабовидения опережает рост народонаселения и, по про­гнозам ВОЗ, к 2005 г. может увеличиться вдвое.

Активные занятия физическими упражнениями позволяют частично компенсировать отсутствие у слепых зрения благодаря значительному совершенствованию мышечно-двигательных ощущений и функций дру­гих анализаторов. Физическая культура и спорт, улучшая здоровье чело­века, одновременно способствуют исправлению и координации движе­ний, осанки, походки, развитию физических способностей, воспитанию морально-волевых качеств, социализации и интеграции в общество.

Идея гармоничного и всестороннего развития незрячего человека была и остается чрезвычайно актуальной и современной.

За рубежом начинаются исследования особенностей развития лиц с поражением зрения. В передовых странах Европы открываются школы для слепых: в Париже (1784), Вене (1804), Дрездене (1804) и других городах.

Выходят работы ведущих специалистов, подчеркивающих необхо­димость и пользу общественно полезного труда.

Разрабатывая педагогические основы обучения и воспитания сле­пых детей, Пьер Биллей в своей книге «Педагогика слепых» отмечал, что главная цель воспитания — вырвать ребенка из власти слепоты. Важ­нейшими путями развития личности слепого наряду с образованием, трудовой подготовкой он считал физические упражнения, подвижные игры, умение ориентироваться в пространстве.

Известные зарубежные тифлопедагоги первой половины XIX века, такие как В. Гаюи, Л. Брайль, И. Клейн, А. Цейн, К. Григори и Самуил Гоу, высказывали ряд интересных мыслей, идей, положивших начало активному использованию физических упражнений в жизни слепых.

Историческое воззрение на развитие физического образования сле­пых немыслимо без имени К.К. Грота. Первое небольшое училище для слепых открыл К.К. Грот в Петербурге в 1881 г. В России обучение сле­пых носило благотворительный характер, но училище слепых работало по учебному плану и программам. Курс предметов по объему соответ­ствовал двухклассным городским училищам. Кроме того, в число пред­метов включались пение и гимнастика.


«На гимнастику у слепых должны обращать самое серьезное внима­ние, как на один из важных предметов преподавания, которым улуч­шается мышечная деятельность и исправляются недостатки в движе­ниях» (из записок С. Павловского - преподавателя Александро-Мариинского училища слепых в Петербурге // газета «Слепец», 1893).

Прогрессивные тифлопедагоги того времени, в том числе и К.К. Грот, уделяли должное внимание гимнастике, подвижным играм, укреплению телесности слепых, а следовательно, и здоровья учащихся. Они считали необходимым пробудить в слепых охоту к движению. Учи­лища слепых имели задачу сделать слепого по возможности самостоя­тельным и полезным членом общества. Для этого, они считали, слепо­му необходимо дать: 1) физическое, умственное и нравственное разви­тие и 2) практические знания.

Большое внимание в деле физического воспитания слепых шведский ученый доктор Пикарь уделял их походке. Он писал: «Походка слепого, плохо приспособленная как для свободы движения самого слепого, так равно и для предохранения его от разных случайностей, которым он неизбежно подвергается через свою немощь, зачастую осложняется и другими недостатками: косолапостью и вывернутыми коленями, слабым и колеблющимся торсом и т.д.» (газета «Слепец», 1899). Он рекомендо­вал специально приспособленную гимнастику, которая предусматрива­ла исправить эти недостатки, сделать походку естественной и даже гра­циозной. Доктор Пикарь предлагал, искусно комбинируя движения, развивать гибкость суставов, способствовать общему развитию мускула­туры, правильной работе легких и сердца. Во всех градациях этого специ­ального обучения он требовал от ученика двигаться без посторонней помощи и лишь в крайнем случае прибегать к поддержке помощника.

Фридрих Фребель рассматривал слепого ребенка как цельное, не­раздельное существо, которое необходимо гармонически, всесторон­не развивать. В основу воспитания и образования он ставил не только развитие физическое и умственное, но игры и занятия, воспитание и образование через игру, предлагая детям воспроизвести разные роды движений: работу кузнеца, строгание столяра, качание маятника, пла­вание и т.п. Фребель дает ребенку мяч, как первую игрушку. Упражне­ния с мячом состоят из очень простых приемов, предусматривающих развитие мышц кисти и пальцев.

Еще в 1819 г. учитель слепых Иоганн Вильгельм Клейн обратил внимание на то, что у слепых плохо развиты руки. Он писал: «Слепому руки заменяют глаза, поэтому слабо развитые руки большая помеха при обучении». В связи с этим он разработал прибор с целью укрепле­ния пальцев.

Тифлопедагогами, специалистами физического воспитания уделялось большое внимание телесным упражнениям, гимнастике со снарядами, гимнастике дыхания. Рекомендовались занятия на велосипеде, способ­ствующие развитию мускулов. Движение, по их мнению, возбуждает ап­петит, а вместе с ним является сила, энергия, умственное развитие.

П.Ф. Лесгафт, известный русский ученый, создатель теории физи­ческого образования, писал: «Физическое, умственное и нравственное


образование находятся в такой тесной и неразрывной связи между со­бой, что заниматься одним, оставляя без внимания другое, совершен­но невозможно» (Лесгафт П.Ф. Собр. соч. - М., 1954. Т. 5). Профессор Лесгафт не обошел вниманием и систему физического образования сле­пых. Он читал лекции о физическом образовании слепых в пользу Мари-инского Попечительства, председателем которого был К.К. Грот; орга­низовывал и проводил курсы по образовательной подготовке специали­стов, предполагающих работать со слепыми детьми; рекомендовал ме­тодику проведения занятий со слепыми. По мнению профессора П.Ф. Лесгафта, основное положение при физическом образовании то, что со всеми требуемыми действиями необходимо знакомить занимаю­щихся непременно по слову, а не по показанному. А со слепыми толь­ко таким образом, т.е. по слову, и возможно заниматься.

К.К. Грот понимал, что движение приносит слепым детям много пользы, развивает их телесность и укрепляет здоровье. В 1895 г. в саду Алек-сандро-Мариинского училища слепых появился новый источник удоволь­ствия и забавы. К.К. Грот подарил детям «гигантские шаги», они оказались не только приятным, но и полезным подарком. Вокруг «гигантских ша­гов» в свободное время непрерывно слышался смех, детские крики и по­стоянно летали детские фигурки с раскрасневшимися от быстрого движе­ния и воздуха лицами. Так зарождалась адаптивная двигательная рекреация.

Мысли и идеи тифлопедагогов XIX века о значении физического воспитания слепых детей имеют свое отражение в работах тифлопедаго­гов последующего периода.

На втором Русском съезде по попечению о слепых и по предупрежде­нию слепоты поднимался вопрос о физическом воспитании слепых детей. Гимнастический зал в школах слепых считался так же необходимым, как и классная комната. Физические упражнения входят в план преподавания наравне с научными предметами и обучением мастерству. В тот период отмечалась деятельность А.И. Скребицкого, К.Ф. Лейко, М.И. Рейха.

В. Гандер в работе «Первоначальное воспитание и обучение слепых детей» (1934) описывал, что слепота прежде всего вызывает боязнь про­странства, ведет к ограничению движений и лишает такого мощного средства воспитания, как зрительное подражание. Устранение этих недо­статков он прежде всего видел в улучшении двигательной деятельности.

Значительный прогресс в развитии теории воспитания, в том числе и средствами физической культуры, был достигнут за годы советской власти. Научно-педагогическая деятельность Л.С. Выготского, А.А. Кро-гиуса, Б.И. Коваленко, М.И. Земцовой, А.И. Зотова, Ё? С. Сверлова, Л.Б. Самбикина оказала решающее влияние на развитие тифлопедагогики.

В научно-исследовательской работе таких ученых, как Н.Б. Кова­ленко, М.И. Земцова, Л.И. Солнцева, Б.П. Ермаков, В.А. Феоктистова, А.Г. Литвак, Б.В. Сермеев, Б.А. Кручинин, Л.Ф. Касаткин, Р.Н. Азарян и др., большое место отводилось проблемам физического воспитания сле­пых детей, играм и пространственной ориентировке.

Большой вклад в теорию и практику физического воспитания детей с нарушениями зрения внесла научно-практическая деятельность заслу­женного учителя РСФСР, учителя ленинградской школы слепых и слабо-


видящих детей Н.Н. Шеповальникова. Им была написана первая програм­ма по физическому воспитанию учащихся школ для слепых детей (1948).

Развитие в нашей стране адаптивного спорта для незрячих самым тесным образом связано с созданием Всероссийского общества слепых (ВОС) в 1924 г. Физическая культура и спорт для лиц с поражением органов зрения получают новый, поступательный толчок к дальней­шему развитию. Центральное Правление Всероссийского общества сле­пых (ЦП ВОС) взяло на себя все вопросы, связанные с организацией и пропагандой адаптивного спорта в России. В тот период эта обществен­ная организация имела достаточное финансирование для претворения этой идеи в жизнь.

По рекомендации спортивного отдела ЦП ВОС вводятся занятия по физическому воспитанию в специальных школах, создаются физкуль-турно-спортивные клубы и секции. Организуются и проводятся сорев­нования как внутри страны, так и за рубежом. Первые такие соревнова­ния среди юношей проходили в 1957 г. в Ленинграде, а взрослые спорт­смены-слепые приняли участие в международных соревнованиях в 1974 г. в Софии (Болгарии).

В мировом спортивном движении спортсмены-слепые начинают уча­ствовать только с 1976 г. в Торонто (Канада), а в паралимпийском наци­ональная сборная СССР - с 1988 г. в Сеуле (Корея), где состоялись летние Паралимпийские игры. Следует отметить, что на этих соревно­ваниях от нашей страны приняли участие только спортсмены с пора­жением зрения, продемонстрировав высокое спортивное мастерство. Они завоевали 21 золотую, 19 серебряных и 15 бронзовых наград.

Этому успеху предшествовала большая кропотливая работа.

С 1958 г. национальная сборная СССР принимает участие в чемпи­онатах Европы и мира. На V чемпионате Европы в 1987 г. в Москве сборная СССР соревновалась с соперниками из 20 стран. Спортсме­ны-инвалиды нашей команды побили 13 мировых рекордов из 26 уста­новленных.

В 1996 г. на X летних Паралимпийских играх в Атланте (США) наци­ональную сборную России представляли спортсмены с поражением опорно-двигательного аппарата и с поражением зрения. Они завоевали 16-е место среди 103 стран-участниц, завоевав 27 медалей: 9 золотых, 7 серебряных, 11 бронзовых. Это было первое выступление спортсме­нов России как суверенного государства.

На Паралимпийских играх 2000 г. в Сиднее (Австралия) сборная России заняла 14-е место из 125 команд, выиграв 35 медалей: 12 золотых, 11 серебряных и 12 бронзовых. Больших успехов добились незрячие спорт­смены. Необходимо отметить выдающиеся достижения Риммы Батало­вой (тренер П.З. Буйлов), выигравшей 3 золотые медали в беге на 800, 1500 и 5000 метров, причем на последней дистанции она установила ми­ровой рекорд - 17 минут 52, 42 секунды!

Великолепно выступили, завоевав золотые медали: Сергей Севасть­янов (тренер П.З. Буйлов) - пятиборье, Ольга Семенова (тренер В.А. Протасов) - пятиборье, Ильдар Помыкалов (тренер П.З. Буйлов) -марафон и другие паралимпийцы.


Отлично выступили незрячие спортсмены и на XII летних Пара­лимпийских играх 2004 года в Афинах (Греция), где они внесли в об­щую копилку сборной команды России 23 медали (9 золотых, 3 сереб­ряных и 11 бронзовых). Особо отличились А. Строкин (Уфа, Башкор­тостан), завоевавший 3 золотые и 1 бронзовую медали, и О. Семенова (Иркутск) - 2 золотые награды. Золотые медали выиграли Е. Паутова и И. Помыкалов (оба из Уфы), О. Соколова (Москва), М. Казакова (Да­гестан).

С 1966 г. по настоящее время ВОС является членом Всемирной шах­матной ассоциации и участвует в соревнованиях с 1968 г. Во всемирных шахматных олимпиадах слепые спортсмены являются шестикратными победителями состязаний.

Спортивное движение спортсменов с нарушением зрения в мире объединяет Международная спортивная ассоциация слепых (IBSA), со­зданная в 1981 г.

В настоящее время общее руководство спортивно-оздоровительной работой в России осуществляет Спортивная федерация Всероссийского общества слепых, объединяющая 76 субъектов Российской Федерации.

Помимо летних Паралимпийских игр российские спортсмены-слепые участвуют и в зимних Паралимпийских играх начиная с 1988 г. в Инсбруке.

Удачным было выступление сборной страны и на зимних Играх 1994 г. в Лиллехаммере, где было завоевано 9 золотых, 12 серебряных и 7 брон­зовых медалей. В связи с этим следует назвать имена спортсменов-инвали­дов по зрению, это лыжники: Г. Климов, В. Шелудков, О. Мунц, А. Наса-рулип, Л. Паниных, О. Назаренко, Н. Чиркова, И. Селиванова.

Чемпионы Барселонской олимпиады и Олимпиады в Атланте В. Кры­лов, В. Чеснов, С. Ходаков приложили много силы и проявили муже­ство, защищая спортивную честь страны.

В Солт-Лейк-Сити (США) на последних зимних Паралимпийских играх в 2002 году отличных результатов среди незрячих спортсменов добились В. Купчинский (2 золотые и 1 бронзовая медали), И. Манна-нов (1 золотая и 2 серебряные), Н. Илыоченко (золотая, серебряная и бронзовая).

Что касается видов адаптивного спорта, используемых в работе с лицами, имеющими нарушения органов зрения, то наряду с традици­онно выделямыми олимпийскими и неолимпийскими видами они под­разделяются на виды: полностью перенесенные от здоровых людей, адап­тированные для слепых, и специальные (специфические), созданные именно для этой категории спортсменов. Среди наиболее популярных видов спорта для незрячих: легкая атлетика, гимнастика, плавание, классическая борьба, вольная борьба, дзюдо; лыжные гонки, коньки, коньки на тандемах, радиоспорт, шахматы и шашки.

В середине 1970-х спортсмены с патологией зрения начинают осваи­вать спортивные игры. Первая из них - роллингболл, представляющий собой игру на площадке размером 24x12 м с озвученным мячом, где играют две команды по 5 человек; затем голбол, в который могут играть абсолютно незрячие спортсмены, поле 8x9 м, в команде 3 человека, мяч также озвучен. Начиная с 1986 г. в СССР проводятся чемпионаты по голболу. Первыми чемпионами стали спортсмены команды г. Москвы.


 

  Основные летние виды  
  адаптивного спорта  
Паралимпийские виды   Виды спорта, не входящие в программу Паралимпийских игр
Борьба дзюдо      
Верховая езда   Армрестлинг
Голбол     Шашки
Парусный спорт Плавание   Шахматы
Легкая атлетика   Пауэрлифтинг
Футбол        

Основные виды адаптивного спорта для лиц с поражением зрения

 

В последующие годы появилась игра - торбол, разновидность гол-бола, отличающаяся размерами игрового поля (16x17м) и тактически­ми особенностями.

Распад СССР, перестройка резко отразились на физкультурно-мас­совой и спортивной работе среди лиц с поражением зрения. Перестали существовать многие клубы и секции.

Спортивная федерация Всеросийского общества слепых в настоя­щее время развивает 11 видов спорта: легкую атлетику: лыжные гон­ки, биатлон, дзюдо, плавание, спортивные игры, пауэрлифтинг, армрестлинг, шахматы, шашки (см. рисунок). Она сотрудничает с Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, спортивно-реабилитационным клубом «Луч» (г. Уфа), спортивным клубом «Полюс» (г. Москва), Централь­ным научно-исследовательским института экспертизы и трудоспособ­ности, является одним из учредителей Паралимпийского комитета России (А.В. Царик, 2000).

При проведении соревнований по адаптивному спорту большое зна­чение имеет спортивно-медицинская класификация.

В настоящее время категории слепоты и слабовидения соответству­ют кретериям снижения зрения, соответствующим X Международной классификации болезней. На основании этого решением Исполкомом IBSA была принята в 1982 г. существующая в настоящее время спортив­но-медицинская классификационная система (Р.А. Толмачев, 2001).

Определение функционального класса у спортсменов с нарушени­ем зрения во всех видах спорта подразделяется на три класса.

В первом - спортсмен этого класса не имеет светочувствительности в одном из глаз (тотальная потеря зрения) или имеет частичную светочувствительность при отсутствии реакции на движение руки на любом расстоянии от глаза.

Во втором — спортсмен может видеть движение руки на расстоянии до 2 м (при норме 60 м).

В третьем — спортсмен может видеть движение руки на расстоянии от 2 до 6 м. Поле зрения спортсмена варьирует от 5 до 20 градусов (Н.А. Сладкова, 2000).

В нашей стране проводятся целенаправленные научные исследова­ния проблем адаптивного воспитания и адаптивного спорта среди не­зрячих.

При Одесском педагогическом институте была создана проблемная лаборатория по физическому воспитанию аномальных детей НИИ де­фектологии АПН СССР, объединившая специалистов по физическому воспитанию лиц с нарушением зрения из различных городов и регио­нов страны (Сермеев Б.В., 1989).

Совместно с Одесским НИИ глазных болезней и тканевой терапии им. В.П. Филатова проводились исследования, доказывающие, что физи­ческие упражнения могут как улучшать состояние зрительных функций, так и приводить к нежелательным изменениям в показателях органа зре­ния. Были сделаны попытки выявления оптимальных нагрузок для лиц с нарушением зрения, способствующие сохранению зрительных функций. Большой вклад в решение этих проблем внесли: Р.Н. Азарян, Д.М. Маллаев, В.А. Кручинин, B.C. Николаев, А.К. Акимов, Я.И. Дуд-кевич, В.А. Ковалев, А.П. Павлов и другие. Этими исследователями была усовершенствована программа физического воспитания слабо­видящих школьников. Особенностью ее стала выраженная направ­ленность на коррекцию дефектов органа зрения.

В.В. Вишнев (1989) исследовал вопросы работоспособности в уп­ражнениях на выносливость для школьников с учетом возраста и со­стояния органов зрения.

Особенности двигательных способностей, коррекция двигатель­ных нарушений у детей с дефектами зрения изложена в работе В.Н. Долинского, Ю.В. Павлова, В.Л. Палыга, А.П. Чустарк (1989). Роли, значению, системе домашних заданий по физической культуре для слабовидящих учащихся посвящена работа А.В. Ким (1989).

Продуктивными путями совершенствования пространственной ори­ентировки в процессе физического воспитания слепых детей должно быть, по мнению В.А. Кручинина, повышение двигательной подготов­ленности и активности слепых, развитие сенсорики (особенно мышеч-но-двигательной и вестибулярной чувствительности), освоение учащи­мися слов (пространственной терминологии, выражающей различные пространственные понятия), совершенствование ориентировки. Вопросы педагогического контроля в процессе физического воспитания в шко­лах для слабовидящих изложены в работе И.С. Мунтяна (1989).

Особенности методики обучения плаванию инвалидов по зрению интересно описаны в работах В.Г. Жаркого, В.Л. Курилова и В.В. Пыжова. Вопросы показаний и противопоказаний к занятиям адаптивным спортом широко освещены РА. Толмачевым (1989, 2000).


Значение и применение тренажеров в системе физического воспита­ния слепых и слабовидящих детей мы находим в работах СВ. Хрущева, Л.А.Семенова, Л.М. Цофнас, Л.И. Кирилова, СД. Полякова, Т.Ю. Моисе­ева, B.C. Николаева, Ю.Н. Верхало.

Н.И. Ларионова раскрывает вопросы физической и социальной реа­билитации слабовидящих детей (1993).

О динамике состояния зрения у студентов специальных медицинс­ких групп, путях его улучшения можно узнать из работ О.Н. Трофимова (1994), В.И. Осик, АГ. Ахромовой (1993).

Специфика моторно-психических реакций обеспечения двигатель­ных действий инвалидов по зрению рассматривается в исследовании Е. Ершовой, В.Б. Режунова, С. Мишариной (1994). Поданной проблеме публикуются учебные пособия. Одно из них - «Реализация программы ЛФК для младших школьников с тяжелой патологией зрения» (Л.Н. Ро-стомашвили, 1997) представляет методику обучения слепых и слабови­дящих, предусматривающую коррекцию отклонений в физическом раз­витии и состоянии опорно-двигательного аппарата.

Представленные исследования подтверждают пользу, важность и необходимость занятий адаптивной физической культурой для лиц с нарушением органов зрения.

 

Контрольные вопросы и задания

1. В какой период начинаются исследования особенностей развития лиц с нарушением зрения?

2. Назовите зарубежных исследователей, отметивших пользу заня­тий физическими упражнениями для слепых и слабовидящих?

3. Какова позиция П.Ф. Лесгафта в вопросе о физическом образова­нии слепых?

4. Раскройте вклад К.К. Грота в развитие физического воспитания слепых детей.

5. Расскажите об истоках адаптивного спорта незрячих в нашей стране.

6. С какого времени незрячие спортсмены нашей страны участвуют в Паралимпийских играх (летних и зимних)?

7. Какие выдающиеся российские незрячие спортсмены вам изве­стны?

8. Перечислите известных вам отечественных ученых, занимавших­ся проблемами адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал