Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В юссии и за рубежом






Организационно-управленческая структура адаптивной физической культуры является частью государственной социальной политики, ко­торая возникает и развивается как особая форма отражения ценност­ных ориентации государства и культурных норм общества по отноше­нию к лицам с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвали­дов. Это отношение и определяет деятельность всей системы социальных институтов, включенных в решение проблем данной категории насе­ления: обслуживания, образования, трудовой деятельности, культуры, отдыха, спорта и др.

В настоящее время в России и за рубежом действуют принятые в 1993 году Организацией Объединенных Наций «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов». Политической и моральной основой «Стандартных правил» являются: Международный билль о правах человека, включающий Всеобщую декларацию прав че­ловека; Международный пакт о гражданских и политических правах; Конвенция о правах ребенка, запрещающая дискриминацию по при­знаку инвалидности и предусматривающая принятие специальных мер для обеспечения прав детей-инвалидов; Всемирная программа действий в отношении инвалидов; и ряд других международных документов, под которыми стоит подпись России.

В этих документах признается не только равенство людей вне зави­симости от состояния здоровья и наличия особенностей развития, но и их право на самоопределение, выбор собственного пути самоактуа­лизации.

Применительно к системе образования, в которой роль и значение адаптивной физической культуры наиболее велики, все большее при­знание завоевывает идея интеграции детей с ограниченными возмож­ностями здоровья в массовые школы и другие образовательные учреж­дения.


В странах Западной Европы идея интеграции детей с отклонениями в развитии в общеобразовательные учреждения стала следствием окон­чательного законодательного решения проблемы неравенства лиц с ограниченными возможностями здоровья, произошедшего в 70-е годы XX века. Борьба против дискриминации способствует формированию новой культурной нормы - плюрализма - уважения к различным точ­кам зрения на природные и общественные явления, а также к различи­ям между людьми по расовому, половому, национальному, религиоз­ному и другим признакам.

Именно в этом широком антидискриминационном движении спе­циальные школы (тем более интернаты, детские дома и другие изоли­рованные учреждения) признаются сегрегационными, а вся система специального (дифференцированного, отдельного от массового) обра­зования - дискриминационной. И если на предшествующих этапах эво­люции общество боролось за организацию специальных учебных заве­дений, то теперь оно стало рассматривать помещение ребенка в специ­альную школу как нарушение его прав и «навешивание ярлыков» (Малофеев Н.Н., 2001).

Поэтому в странах Западной Европы, начиная с 70-х годов, веду­щей тенденцией развития системы образования для детей с особыми потребностями становится «включение в общий поток» (mainstreaming) интеграция. Подобные процессы происходят и в других экономически развитых странах мира (США, Канада, Япония и др.).

Разумеется, такой сложный социальный процесс, как интеграция, не может проходить гладко, безболезненно. Постоянно проходят дис­куссии о полезности и целесообразности интеграции для большого ко­личества детей, появляются противники интеграции как среди родите­лей, так и специалистов. Однако необходимо иметь в виду, что совре­менный период эволюции отношения общества и государства к лицам с особыми потребностями начался всего лишь около трех десятилетий назад и является незавершенным, масштабная реализация заявленных ценностей открытого мира придется на XXI век (Малофеев Н.Н., 2001).

Что же касается организационно-управленческой структуры фи­зической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивной физической культуры), то она строится за рубежом в со­ответствии с общими тенденциями отношения общества и данной категории населения. В большинстве стран организация адаптивной фи­зической культуры и управление ею осуществляются в русле двух направлений: государственном и общественном (в рамках филантро­пически-благотворительной деятельности различных фондов, ассоци­аций, церкви и др.).

Безусловно, выделение этих направлений весьма условно, поскольку многие учреждения и организации представляют собой структуры вза­имного пересечения финансовых потоков, интересов и влияния госу­дарства, общественных организаций, частных (физических) лиц. Одна­ко в таких сферах, как образование, здравоохранение, социальное обес­печение населения в большинстве стран влияние государственного сектора наиболее выражено. Что же касается таких направлений социальной деятельности, как культура, отдых, спорт и других, то здесь чаще доминируют общественные и частные организации.

Занятия адаптивной физической культурой проводятся с лицами с отклонениями в состоянии здоровья в учреждениях общего (массово­го) и специального образования, различных уровней, здравоохране­ния и социального обеспечения всех звеньев «возрастной вертикали». В данных учреждениях занятия проводятся по авторским программам и методикам, ориентированным на максимальное использование функ­циональных возможностей занимающихся. В разных странах наблюда­ются национальные особенности содержания занятий адаптивной физической культурой.

Наиболее общими чертами направленности занятий являются сле­дующие.

В учреждениях здравоохранения доминирует так называемый лечеб­ный (реабилитационный) подход, основная направленность которого заключается в активизации деятельности различных органов и систем и коррекции имеющихся дефектов развития занимающихся.

В учреждениях образования как общего, так и специального, прева­лируют образовательно-оздоровительные задачи и задачи формирова­ния жизненной компетенции учащихся и студентов (навыков самооб­служивания, пространственно-временной ориентировки, коммуника­тивной деятельности, социально-бытовой ориентации, социальной мобильности, самосознания и сознательной регуляции собственного поведения в социуме и т.п.).

В учреждениях социального обеспечения основная направленность занятий сводится к формированию доступной для воспитанников жиз­ненной компетенции.

В качестве положительного примера общественной организацион­но-управленческой структуры адаптивной физической культуры мож­но привести систему деятельности благотворительной организации «Спе­шиал Олимпикс», которая занимается адаптивным спортом с лицами, имеющими поражение интеллекта. Самое активное участие в финанси­ровании этой организации принимает «Фонд Кеннеди».

Международная организация «Специальной Олимпиады» — «Special Olympics International* — объединяет 162 страны и реализует самую боль­шую международную программу в мире по организации круглогодич­ных тренировок и соревнований для детей и взрослых с нарушением интеллекта.

Из философии специального олимпийского движения вытекает ос­новная направленность занятий — формирование жизненной компе­тенции занимающихся, их адаптация к социуму с целью облегчения процесса интеграции в общественные процессы и повышения уровня качества их жизни. Эта благотворительная организация имеет достаточ­но сложную организационно-управленческую структуру, не зависимую от государства.

В Российской Федерации организационно-управленческая структу­ра адаптивной физической культуры в настоящее время переживает период активного развития.


Чтобы понять особенности этого периода, принять деятельное уча­стие в формировании современной структуры организации и управле­ния адаптивной физической культурой, будущим специалистам этой сферы социальной практики необходимо учитывать сложившуюся си­туацию в стране, специфику эволюции и происходящей сейчас модер­низации специального образования, осуществляемой в контексте ли­берально-демократических реформ всего общества.

Для России период зарождения специального образования (образо­вания для детей с отклонениями в развитии) уникален тем, что в это время произошли две революции, коренным образом изменившие уст­ройство государства и общества.

Предпосылки формирования национальной системы специального образования начали складываться в одном типе государства — монар­хической России, а оформляется она в государстве другого типа — со­циалистическом. С этого момента данная система коренным образом отличается от западных, так как строится в логике социалистического государства на принципиально новых идеологических, философских основаниях, ценностных ориентациях, ином понимании прав и свобод человека (Малофеев Н.Н., 2001).

На протяжении этого периода в России, как и в Европе, развивают­ся три основных направления помощи детям с отклонениями в разви­тии: христианско-благотворительное, лечебное, или лечебно-педаго­гическое, и педагогическое.

После революции 1917 года система специального образования стро­ится «в борьбе с филантропическими принципами воспитания и обуче­ния аномальных детей» и ставит перед собой следующие цели: «подго­товка через школу и труд к общественно полезной трудовой деятельно­сти».

Исходя из концепции «социальной полезности» людей с отклоне­ниями в состоянии здоровья, в России оформление системы специаль­ного образования осуществляется в соответствии с идеологией госу­дарства диктатуры пролетариата, при отсутствии закона о специальном образовании, вне диалога с общественными движениями, при запре­щении филантропически-благотворительной деятельности и единствен­ном источнике финансирования — государственном бюджете. А отсюда вполне логичное заключение - государство и только оно должно ре­шать судьбы аномальных детей, исключая реальное взаимодействие с обществом.

При этом очень важно, что на развитие системы специального об­разования, равно как и на формирование отношения общества к инва­лидам вообще, его ценностных ориентации относительно данной кате­гории населения, большое влияние оказывала идеология. С одной сто­роны, государство ставило задачу формировать из аномальных детей «вполне самостоятельных людей, полезных членов общества», оказы­вать всяческую поддержку инвалидам, осуществлять их комплексную реабилитацию. С другой стороны, официальная установка на снижение по мере построения социализма и коммунизма — самых, как считает­ся, прогрессивных форм общественного устройства всяких показателей неблагополучия, пережитков «загнивающего капитализма» застав­ляла говорить о сокращении числа нуждающихся в специальном обра­зовании, количества инвалидов, затушевывать их проблемы, скрывать объективную информацию о реальном положении дел, особенно в сред­ствах массовой информации.

Перечисленные обстоятельства привели к тому, что в России до настоящего времени не завершился период окончательного формиро­вания системы специального образования. До сегодняшнего дня не при­нят закон о специальном образовании, гарантирующий его всем кате­гориям нуждающихся детей; не укомплектованы специальные (коррек-ционные) образовательные учреждения педагогическими кадрами со­ответствующей квалификации; далеко не все нуждающие охвачены спе­циальным образованием; крайне неравномерно распространены по территории страны специальные школы, дефектологические кадры, центры их подготовки и др. (Малофеев Н.Н., 2001, 2003; Волосовец Т.В., 2003; Чепурных Е.Е., 2003).

Характерной особенностью современного периода развития специ­ального образования в России является то, что сегодня одновременно решаются две крупные задачи: достраивание системы специального об­разования и внедрение интеграционных подходов к обучению детей с особыми потребностями. Однако все это осуществляется в России по сравнению с Западом в более сложных социальных, экономических, политических условиях. Поэтому прямой перенос западных интегратив-ных моделей 90-х годов в систему специального образования в России следует квалифицировать как грубую методологическую ошибку, нося­щую глобально деструктивный характер (Малофеев Н.Н., 2003).

На основе результатов научных исследований институт коррекцион-ной педагогики Российской академии образования предложил в 1997 г. Программу мер, определяющих стратегию и тактику перехода отече­ственной системы специального образования на качественно новый этап развития — этап интеграции.

Эта Программа после широкого обсуждения легла в основу разра­ботанной под руководством Министерства образования Российской Федерации и утвержденной решением его коллегии от 09.02.1999 г. № 3/1 Концепции реформирования системы специального образования.

В данной концепции выделены следующие основные направления реформирования системы специального образования, касающиеся преж­де всего его структурной перестройки:

— опережающее расширенное развитие целостной системы обяза­тельной дошкольной коррекционной психолого-педагогической помо­щи детям с ограниченными возможностями (создание на основе уч­реждений детского здравоохранения и психолого-медико-педагогических комиссий (консультаций) диагностических и реабилитационных цент­ров системы образования единой государственной системы раннего выявления отклонений в развитии, раннего вмешательства и консуль­тирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии; научно-теоретическая разработка основ дошкольной коррекционно-педагогической работы с детьми);


— создание системы психолого-педагогической поддержки лиц, не охваченных специальным образованием;

— создание и развитие специальных образовательных условий для лиц с ограниченными возможностями в системе образования общего назначения, на всех ее ступенях, во всех типах и видах образовательных учреждений (содействие развитию интеграционных процессов), а также обеспечение условий для коррекционно-развивающего обучения детей в семье;

— стабилизацию деятельности существующих и развитие инноваци­онных видов специальных (коррекциониых) образовательных учрежде­ний, условий их функционирования (материальных, учебно-методи­ческих, кадровых и др.);

— создание там, где это целесообразно, достаточного числа мало­комплектных специальных (коррекциониых) образовательных учреж­дений по месту жительства детей с целью максимального возвращения ребенка с ограниченными возможностями в семью и обеспечения се­мейного воспитания и внешкольного интеграционного процесса;

— создание службы специальной психологии в системе специально­го образования и постоянно действующей системы психолого-медико-педагогического сопровождения.

Таким образом, важнейшей содержательной линией модернизации специального образования является создание нового механизма взаи­модействия специальных и общеобразовательных учреждений, переход от их автономии к единой образовательной системе.

Для этого требуется создание образовательных учреждений нового (комбинированного) типа, где наравне с нормально развивающимися детьми смогут обучаться дети с отклонениями в развитии, а также рас­ширение функций уже существующих специальных образовательных учреждений за счет оказания консультативной помощи детям, интег­рированным в близлежащие общеобразовательные учреждения, кон­сультирования педагогов этих учреждений и родителей детей (Малофе­ев Н.Н., 2003).

На основании двух концепций: реформирования системы специаль­ного образования и развития адаптивной физической культуры (см. «Вве­дение» данного учебника) СП. Евсеевым (2004) разработаны основные установочные положения концепции дополнительного образования в области адаптивной физической культуры, которыми целесообразно руководствоваться при дальнейшем развитии организационно-управлен­ческой структуры этого вида социальной практики.

К основным установочным положениям этой концепции относятся:

1. Дополнительное образование в области адаптивной физической культуры должно составлять неотъемлемую часть комплексной реаби­литации и социальной интеграции всех категорий лиц с отклонениями в состоянии здоровья, полноценного развития у них реабилитационно­го потенциала и повышения уровня качества жизни.

2. Дополнительное образование в области адаптивной физической культуры должно охватывать индивидуумов всех возрастов (от рожде­ния до старости), всех нозологических групп (с сенсорными, интеллектуальными поражениями, нарушениями опорно-двигательного ап­парата, речи, эмоционально-волевой сферы и др.), независимо от тя­жести поражений (нарушений).

3. Дополнительное образование в области адаптивной физической культуры целесообразно включать во все сферы социальной жизни:

• образование — дошкольное, общее (начальное, основное, сред­нее), профессиональное (начальное, среднее, высшее, послевузов­ское), специальное, дополнительное (для детей и взрослых);

• здравоохранение;

• социальное обеспечение;

• физическую культуру и спорт;

• другие сферы.

4. Содержание дополнительного образования в области адаптивной физической культуры должно включать в себя не только программы по видам адаптивного спорта (паралимпийским, сурдлимпийским, специ­альным олимпийским и др.), которые, безусловно, составляют его ос­нову (костяк), но и по адаптивной двигательной рекреации (особенно по адаптивному туризму), экстремальным и креативным (художествен­но-музыкальным) видам двигательной активности.

5. Дополнительное образование в области адаптивной физической культуры позволяет создать наиболее благоприятные условия для целе­направленного формирования жизненной компетенции лиц с откло­нениями в состоянии здоровья, включая инвалидов (навыков простран­ственно-временной ориентировки, социально-бытовой ориентации, коммуникативной деятельности, самосознания и сознательной регу­ляции собственного поведения в социуме, социальной мобильности, навыков самообслуживания, жизненного и профессионального само­определения, жизненного кругозора и др.).

6. Дополнительное образование в области адаптивной физической культуры позволяет построить своеобразные «мостики» между массо­вым и специальным образованием (по всей «возрастной вертикали» этих видов образования), в значительно более короткие сроки по сравне­нию с традиционным специальным образованием добиться реальной интеграции занимающихся в социум, что способствует ускорению про­цесса модернизации системы специального образования, переводу его на новый качественный уровень, получивший название «mainstreaming» («включение в общий поток»).

7. Дополнительное образование в области адаптивной физической культуры может быть реализовано только в случае принятия опреде­ленной частью общества (в первую очередь специалистами социальной сферы) личностно ориентированной гуманистической концепции от­ношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Функци­онирование же учреждений дополнительного образования в области адаптивной физической культуры является своеобразным ускорителем формирования этой концепции у широких слоев населения.

8. Подготовку специалистов для системы дополнительного образо­вания в области адаптивной физической культуры целесообразно осу­ществлять по интегрированным профессионально образовательным


программам. Например, по учебному плану, интегрирующему требо­вания государственных стандартов по направлению 032100 «Физичес­кая культура» и специальности 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культу­ра)» (как это делается в Санкт-Петербургском ГУФК им. П.Ф. Лесгафта на факультете адаптивной физической культуры) (Евсеев СП., 2002) или по специальностям 050716 «Специальная психология» и 032102 «Фи­зическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адап­тивная физическая культура)» (как это делается в институте специаль­ной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга).

Исходя из рассмотренной концепции современной системы допол­нительного образования в области адаптивной физической культуры, концепции реформирования системы специального образования (Ма­лофеев Н.Н., 2001, 2003), можно констатировать, что в настоящее время в Российской Федерации система дополнительного образования детей-инвалидов в области физической культуры и спорта лишь только начи­нает формироваться. Поэтому будущим специалистам по адаптивной физической культуре необходимо не только знать существующее поло­жение дел, но и представлять его перспективы, а также быть готовым к воплощению в жизнь рассмотренных положений концепции дополни­тельного образования в этой сфере социальной практики.

В настоящее время в России функционирует следующая структура организации и управления адаптивной физической культурой.

Прежде всего необходимо выделить органы исполнительной власти в областях физической культуры и спорта, образования, здравоохране­ния и социального обеспечения всех уровней: федерального, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления. Именно они и осу­ществляют управление всей системой адаптивной физической культу­ры в стране. Например, в федеральном органе исполнительной власти в области физической культуры и спорта (ныне Федеральное агентство по физической культуре и спорту) существует специальный отдел рек­реации и спорта инвалидов (ранее — отдел рекреации и физической ре­абилитации), который и управляет развитием адаптивной физической культуры. В органах исполнительной власти в области физической куль­туры и спорта субъектов Российской Федерации также выделяются спе­циальные структурные подразделения (отделы, сектора, группы), вы­полняющие аналогичные функции, или назначаются специалисты, курирующие данную работу в структурных подразделениях, занимаю­щихся развитием массовых форм физической культуры.

В федеральном органе исполнительной власти в области образова­ния функционирует Управление специального образования, на уровне субъектов Российской Федерации в органах исполнительной власти в области образования тоже имеются отделы (управления, сектора и т.п.), управляющие специальным образованием в регионе.

Органы местного самоуправления осуществляют планирование, организацию, регулирование и контроль деятельности местных (муни­ципальных) органов управления физической культурой и спортом, образованием, здравоохранением, социальным обеспечением и учрежде­ний и организаций в целях осуществления государственной политики в перечисленных областях социальной сферы.

Помимо государственных органов исполнительной власти значи­тельную роль в развитии адаптивной физической культуры, особенно адаптивного спорта, в управлении этими процессами играют обществен­ные организации, занимающиеся проблемами инвалидов: Всероссий­ское общество инвалидов, Всероссийское общество глухих, Всерос­сийское общество слепых и их региональные представительства. При них созданы федерации, ассоциации, союзы, управляющие адаптивным спортом в работе с инвалидами соответствующих нозологических групп (более подробно об этом в главе, посвященной организации адаптив­ного спорта).

Организация и непосредственное проведение занятий по адаптив­ной физической культуре осуществляются в государственных учрежде­ниях и организациях, относящихся к перечисленным областям соци­альной сферы и в которых обучаются, воспитываются, лечатся, про­живают лица с ограниченными возможностями, включая инвалидов. К таким учреждениям и организациям относятся: общеобразователь­ные учреждения, в том числе дополнительного образования; специаль­ные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающих­ся, воспитанников с отклонениями в развитии; детские дома и интер­наты, реабилитационные центры и др.

Помимо государственных учреждений и организаций большую прак­тическую работу по организации адаптивной физической культуры, проведению занятий в этой области осуществляют общественные объе­динения инвалидов: физкультурно-спортивные клубы инвалидов, физ-культурно-спортивные организации, физкультурно-спортивные феде­рации, союзы, ассоциации и т.п. Так, за последние пять лет количество физкультурно-спортивных клубов инвалидов в России увеличилось в два раза и составляет в настоящее время 688 клубов, а численность зани­мающихся адаптивной физической культурой и спортом возросла в три раза и насчитывает сегодня более 95, 8 тысяч человек*. При этом очень важно то, что многие клубы получают государственную поддержку в финансировании своей деятельности.

В зависимости от выделенных видов адаптивной физической культу­ры, удовлетворяющих те или иные потребности личности и государ­ства (см. гл. 4, раздел I), все занятия по адаптивной физической культу­ре делятся на две крупных группы:

- обязательные занятия, предусмотренные государственными об­разовательными стандартами, индивидуальными программами реаби­литации инвалидов, лечебными назначениями врачей и др.;

- дополнительные занятия, которые реализуются по желанию занимающихся (или их родителей) в целях всестороннего удовлетворе­ния их потребностей.

 

 

* О государственной поддержке развития физической культуры и спорта инвалидов в Российской Федерации. - М.: Советский спорт, 2003. - С. 13-14.


В настоящее время обязательные занятия по адаптивной физичес­кой культуре проводятся в рамках физической реабилитации и адаптив­ного физического воспитания детей, подростков, молодежи с отклоне­ниями в развитии, а дополнительные — в рамках адаптивного спорта, адаптивной двигательной рекреации, креативных (художественно-му­зыкальных) телесно-ориентированных и экстремальных видов двига­тельной активности.

Экономическое обеспечение деятельности в области адаптивной физической культуры предполагает развитие и совершенствование ме­ханизмов многоканального финансирования этой сферы социальной практики.

Что касается обязательных занятий адаптивной физической куль­турой, то они, безусловно, должны быть обеспечены средствами государственных бюджетов соответствующего уровня (федерально­го, субъектов Российской Федерации, местных органов самоуправ­ления).

К финансированию дополнительных занятий адаптивной физиче­ской культурой и связанных с ней мероприятий (соревнований, кон­курсов, смотров и т.п.) необходимо в дополнение к бюджетным отчис­лениям государственных органов привлекать средства, выделяемые на федеральные целевые программы («Молодежь России», «Дети-инвали­ды» и др.), социальные, медико-социальные, комплексные, отрасле­вые региональные программы, а также пожертвования на благотвори­тельную деятельность, спонсорские взносы, бюджеты общественных организаций и др.

К наиболее важным законодательным и нормативно-правовым до­кументам, регламентирующим физкультурно-оздоровительную и спор­тивную деятельность лиц с отклонениями в состоянии здоровья (вклю­чая инвалидов), относятся:

— Стандартные правила обеспечения равных возможностей для ин­валидов (приняты в 1993 г.);

— Конституция Российской Федерации;

— Федеральные законы — «О социальной защите инвалидов в Рос­сийской Федерации», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «Об образовании» и др.;

— Типовое положение о специальном (коррекционном) образова­тельном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонения­ми в развитии;

— Типовое положение об образовательном учреждении дополни­тельного образования детей;

— Примерное положение о реабилитационном учреждении;

— Инструктивное письмо Министерства общего и профессиональ­ного образования Российской Федерации «О специфике деятельности специальных (коррекциониых) образовательных учреждений I—VIII видов»;

— Постановление Министерства труда и социального развития Рос­сийской Федерации от 18.02.2000 г. «О согласовании дополнений в разря­ды оплаты труда и тарифно-квалификационные характеристики по долж-


ностям работников физической культуры и спорта Российской Федера­ции» (узаконившее должности тренера-преподавателя по адаптивной фи­зической культуре и инструктора-методиста по адаптивной физической культуре) и др.

Большинство из этих документов систематизированы и представле­ны А.В. Цариком (автором-составителем) в специальном сборнике «Физическая реабилитация и спорт инвалидов: нормативные правовые документы, механизмы реализации, практический опыт, рекоменда­ции», второе издание которого вышло в свет в издательстве «Советский спорт» в 2003 г.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Что обозначает в системе специального образования термин «mainstreaming» «включение в общий поток»?

2. Какова характерная особенность современного периода развития специального образования в России?

3. Расскажите об основных установочных положениях концепции дополнительного образования в области адаптивной физической куль­туры.

4. Охарактеризуйте основные черты организационно-управленческой структуры адаптивной физической культуры в зарубежных странах.

5. Какие органы исполнительной государственной власти управля­ют адаптивной физической культурой в нашей стране?

6. Какие общественные организации участвуют в реализации про­грамм по адаптивной физической культуре в России?

7. Какие учреждения осуществляют организацию и непосредствен­ное проведение занятий по адаптивной физической культуре и се видам?



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал