Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В юссии и за рубежом
Организационно-управленческая структура адаптивной физической культуры является частью государственной социальной политики, которая возникает и развивается как особая форма отражения ценностных ориентации государства и культурных норм общества по отношению к лицам с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов. Это отношение и определяет деятельность всей системы социальных институтов, включенных в решение проблем данной категории населения: обслуживания, образования, трудовой деятельности, культуры, отдыха, спорта и др. В настоящее время в России и за рубежом действуют принятые в 1993 году Организацией Объединенных Наций «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов». Политической и моральной основой «Стандартных правил» являются: Международный билль о правах человека, включающий Всеобщую декларацию прав человека; Международный пакт о гражданских и политических правах; Конвенция о правах ребенка, запрещающая дискриминацию по признаку инвалидности и предусматривающая принятие специальных мер для обеспечения прав детей-инвалидов; Всемирная программа действий в отношении инвалидов; и ряд других международных документов, под которыми стоит подпись России. В этих документах признается не только равенство людей вне зависимости от состояния здоровья и наличия особенностей развития, но и их право на самоопределение, выбор собственного пути самоактуализации. Применительно к системе образования, в которой роль и значение адаптивной физической культуры наиболее велики, все большее признание завоевывает идея интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в массовые школы и другие образовательные учреждения. В странах Западной Европы идея интеграции детей с отклонениями в развитии в общеобразовательные учреждения стала следствием окончательного законодательного решения проблемы неравенства лиц с ограниченными возможностями здоровья, произошедшего в 70-е годы XX века. Борьба против дискриминации способствует формированию новой культурной нормы - плюрализма - уважения к различным точкам зрения на природные и общественные явления, а также к различиям между людьми по расовому, половому, национальному, религиозному и другим признакам. Именно в этом широком антидискриминационном движении специальные школы (тем более интернаты, детские дома и другие изолированные учреждения) признаются сегрегационными, а вся система специального (дифференцированного, отдельного от массового) образования - дискриминационной. И если на предшествующих этапах эволюции общество боролось за организацию специальных учебных заведений, то теперь оно стало рассматривать помещение ребенка в специальную школу как нарушение его прав и «навешивание ярлыков» (Малофеев Н.Н., 2001). Поэтому в странах Западной Европы, начиная с 70-х годов, ведущей тенденцией развития системы образования для детей с особыми потребностями становится «включение в общий поток» (mainstreaming) интеграция. Подобные процессы происходят и в других экономически развитых странах мира (США, Канада, Япония и др.). Разумеется, такой сложный социальный процесс, как интеграция, не может проходить гладко, безболезненно. Постоянно проходят дискуссии о полезности и целесообразности интеграции для большого количества детей, появляются противники интеграции как среди родителей, так и специалистов. Однако необходимо иметь в виду, что современный период эволюции отношения общества и государства к лицам с особыми потребностями начался всего лишь около трех десятилетий назад и является незавершенным, масштабная реализация заявленных ценностей открытого мира придется на XXI век (Малофеев Н.Н., 2001). Что же касается организационно-управленческой структуры физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивной физической культуры), то она строится за рубежом в соответствии с общими тенденциями отношения общества и данной категории населения. В большинстве стран организация адаптивной физической культуры и управление ею осуществляются в русле двух направлений: государственном и общественном (в рамках филантропически-благотворительной деятельности различных фондов, ассоциаций, церкви и др.). Безусловно, выделение этих направлений весьма условно, поскольку многие учреждения и организации представляют собой структуры взаимного пересечения финансовых потоков, интересов и влияния государства, общественных организаций, частных (физических) лиц. Однако в таких сферах, как образование, здравоохранение, социальное обеспечение населения в большинстве стран влияние государственного сектора наиболее выражено. Что же касается таких направлений социальной деятельности, как культура, отдых, спорт и других, то здесь чаще доминируют общественные и частные организации. Занятия адаптивной физической культурой проводятся с лицами с отклонениями в состоянии здоровья в учреждениях общего (массового) и специального образования, различных уровней, здравоохранения и социального обеспечения всех звеньев «возрастной вертикали». В данных учреждениях занятия проводятся по авторским программам и методикам, ориентированным на максимальное использование функциональных возможностей занимающихся. В разных странах наблюдаются национальные особенности содержания занятий адаптивной физической культурой. Наиболее общими чертами направленности занятий являются следующие. В учреждениях здравоохранения доминирует так называемый лечебный (реабилитационный) подход, основная направленность которого заключается в активизации деятельности различных органов и систем и коррекции имеющихся дефектов развития занимающихся. В учреждениях образования как общего, так и специального, превалируют образовательно-оздоровительные задачи и задачи формирования жизненной компетенции учащихся и студентов (навыков самообслуживания, пространственно-временной ориентировки, коммуникативной деятельности, социально-бытовой ориентации, социальной мобильности, самосознания и сознательной регуляции собственного поведения в социуме и т.п.). В учреждениях социального обеспечения основная направленность занятий сводится к формированию доступной для воспитанников жизненной компетенции. В качестве положительного примера общественной организационно-управленческой структуры адаптивной физической культуры можно привести систему деятельности благотворительной организации «Спешиал Олимпикс», которая занимается адаптивным спортом с лицами, имеющими поражение интеллекта. Самое активное участие в финансировании этой организации принимает «Фонд Кеннеди». Международная организация «Специальной Олимпиады» — «Special Olympics International* — объединяет 162 страны и реализует самую большую международную программу в мире по организации круглогодичных тренировок и соревнований для детей и взрослых с нарушением интеллекта. Из философии специального олимпийского движения вытекает основная направленность занятий — формирование жизненной компетенции занимающихся, их адаптация к социуму с целью облегчения процесса интеграции в общественные процессы и повышения уровня качества их жизни. Эта благотворительная организация имеет достаточно сложную организационно-управленческую структуру, не зависимую от государства. В Российской Федерации организационно-управленческая структура адаптивной физической культуры в настоящее время переживает период активного развития. Чтобы понять особенности этого периода, принять деятельное участие в формировании современной структуры организации и управления адаптивной физической культурой, будущим специалистам этой сферы социальной практики необходимо учитывать сложившуюся ситуацию в стране, специфику эволюции и происходящей сейчас модернизации специального образования, осуществляемой в контексте либерально-демократических реформ всего общества. Для России период зарождения специального образования (образования для детей с отклонениями в развитии) уникален тем, что в это время произошли две революции, коренным образом изменившие устройство государства и общества. Предпосылки формирования национальной системы специального образования начали складываться в одном типе государства — монархической России, а оформляется она в государстве другого типа — социалистическом. С этого момента данная система коренным образом отличается от западных, так как строится в логике социалистического государства на принципиально новых идеологических, философских основаниях, ценностных ориентациях, ином понимании прав и свобод человека (Малофеев Н.Н., 2001). На протяжении этого периода в России, как и в Европе, развиваются три основных направления помощи детям с отклонениями в развитии: христианско-благотворительное, лечебное, или лечебно-педагогическое, и педагогическое. После революции 1917 года система специального образования строится «в борьбе с филантропическими принципами воспитания и обучения аномальных детей» и ставит перед собой следующие цели: «подготовка через школу и труд к общественно полезной трудовой деятельности». Исходя из концепции «социальной полезности» людей с отклонениями в состоянии здоровья, в России оформление системы специального образования осуществляется в соответствии с идеологией государства диктатуры пролетариата, при отсутствии закона о специальном образовании, вне диалога с общественными движениями, при запрещении филантропически-благотворительной деятельности и единственном источнике финансирования — государственном бюджете. А отсюда вполне логичное заключение - государство и только оно должно решать судьбы аномальных детей, исключая реальное взаимодействие с обществом. При этом очень важно, что на развитие системы специального образования, равно как и на формирование отношения общества к инвалидам вообще, его ценностных ориентации относительно данной категории населения, большое влияние оказывала идеология. С одной стороны, государство ставило задачу формировать из аномальных детей «вполне самостоятельных людей, полезных членов общества», оказывать всяческую поддержку инвалидам, осуществлять их комплексную реабилитацию. С другой стороны, официальная установка на снижение по мере построения социализма и коммунизма — самых, как считается, прогрессивных форм общественного устройства всяких показателей неблагополучия, пережитков «загнивающего капитализма» заставляла говорить о сокращении числа нуждающихся в специальном образовании, количества инвалидов, затушевывать их проблемы, скрывать объективную информацию о реальном положении дел, особенно в средствах массовой информации. Перечисленные обстоятельства привели к тому, что в России до настоящего времени не завершился период окончательного формирования системы специального образования. До сегодняшнего дня не принят закон о специальном образовании, гарантирующий его всем категориям нуждающихся детей; не укомплектованы специальные (коррек-ционные) образовательные учреждения педагогическими кадрами соответствующей квалификации; далеко не все нуждающие охвачены специальным образованием; крайне неравномерно распространены по территории страны специальные школы, дефектологические кадры, центры их подготовки и др. (Малофеев Н.Н., 2001, 2003; Волосовец Т.В., 2003; Чепурных Е.Е., 2003). Характерной особенностью современного периода развития специального образования в России является то, что сегодня одновременно решаются две крупные задачи: достраивание системы специального образования и внедрение интеграционных подходов к обучению детей с особыми потребностями. Однако все это осуществляется в России по сравнению с Западом в более сложных социальных, экономических, политических условиях. Поэтому прямой перенос западных интегратив-ных моделей 90-х годов в систему специального образования в России следует квалифицировать как грубую методологическую ошибку, носящую глобально деструктивный характер (Малофеев Н.Н., 2003). На основе результатов научных исследований институт коррекцион-ной педагогики Российской академии образования предложил в 1997 г. Программу мер, определяющих стратегию и тактику перехода отечественной системы специального образования на качественно новый этап развития — этап интеграции. Эта Программа после широкого обсуждения легла в основу разработанной под руководством Министерства образования Российской Федерации и утвержденной решением его коллегии от 09.02.1999 г. № 3/1 Концепции реформирования системы специального образования. В данной концепции выделены следующие основные направления реформирования системы специального образования, касающиеся прежде всего его структурной перестройки: — опережающее расширенное развитие целостной системы обязательной дошкольной коррекционной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями (создание на основе учреждений детского здравоохранения и психолого-медико-педагогических комиссий (консультаций) диагностических и реабилитационных центров системы образования единой государственной системы раннего выявления отклонений в развитии, раннего вмешательства и консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии; научно-теоретическая разработка основ дошкольной коррекционно-педагогической работы с детьми); — создание системы психолого-педагогической поддержки лиц, не охваченных специальным образованием; — создание и развитие специальных образовательных условий для лиц с ограниченными возможностями в системе образования общего назначения, на всех ее ступенях, во всех типах и видах образовательных учреждений (содействие развитию интеграционных процессов), а также обеспечение условий для коррекционно-развивающего обучения детей в семье; — стабилизацию деятельности существующих и развитие инновационных видов специальных (коррекциониых) образовательных учреждений, условий их функционирования (материальных, учебно-методических, кадровых и др.); — создание там, где это целесообразно, достаточного числа малокомплектных специальных (коррекциониых) образовательных учреждений по месту жительства детей с целью максимального возвращения ребенка с ограниченными возможностями в семью и обеспечения семейного воспитания и внешкольного интеграционного процесса; — создание службы специальной психологии в системе специального образования и постоянно действующей системы психолого-медико-педагогического сопровождения. Таким образом, важнейшей содержательной линией модернизации специального образования является создание нового механизма взаимодействия специальных и общеобразовательных учреждений, переход от их автономии к единой образовательной системе. Для этого требуется создание образовательных учреждений нового (комбинированного) типа, где наравне с нормально развивающимися детьми смогут обучаться дети с отклонениями в развитии, а также расширение функций уже существующих специальных образовательных учреждений за счет оказания консультативной помощи детям, интегрированным в близлежащие общеобразовательные учреждения, консультирования педагогов этих учреждений и родителей детей (Малофеев Н.Н., 2003). На основании двух концепций: реформирования системы специального образования и развития адаптивной физической культуры (см. «Введение» данного учебника) СП. Евсеевым (2004) разработаны основные установочные положения концепции дополнительного образования в области адаптивной физической культуры, которыми целесообразно руководствоваться при дальнейшем развитии организационно-управленческой структуры этого вида социальной практики. К основным установочным положениям этой концепции относятся: 1. Дополнительное образование в области адаптивной физической культуры должно составлять неотъемлемую часть комплексной реабилитации и социальной интеграции всех категорий лиц с отклонениями в состоянии здоровья, полноценного развития у них реабилитационного потенциала и повышения уровня качества жизни. 2. Дополнительное образование в области адаптивной физической культуры должно охватывать индивидуумов всех возрастов (от рождения до старости), всех нозологических групп (с сенсорными, интеллектуальными поражениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата, речи, эмоционально-волевой сферы и др.), независимо от тяжести поражений (нарушений). 3. Дополнительное образование в области адаптивной физической культуры целесообразно включать во все сферы социальной жизни: • образование — дошкольное, общее (начальное, основное, среднее), профессиональное (начальное, среднее, высшее, послевузовское), специальное, дополнительное (для детей и взрослых); • здравоохранение; • социальное обеспечение; • физическую культуру и спорт; • другие сферы. 4. Содержание дополнительного образования в области адаптивной физической культуры должно включать в себя не только программы по видам адаптивного спорта (паралимпийским, сурдлимпийским, специальным олимпийским и др.), которые, безусловно, составляют его основу (костяк), но и по адаптивной двигательной рекреации (особенно по адаптивному туризму), экстремальным и креативным (художественно-музыкальным) видам двигательной активности. 5. Дополнительное образование в области адаптивной физической культуры позволяет создать наиболее благоприятные условия для целенаправленного формирования жизненной компетенции лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов (навыков пространственно-временной ориентировки, социально-бытовой ориентации, коммуникативной деятельности, самосознания и сознательной регуляции собственного поведения в социуме, социальной мобильности, навыков самообслуживания, жизненного и профессионального самоопределения, жизненного кругозора и др.). 6. Дополнительное образование в области адаптивной физической культуры позволяет построить своеобразные «мостики» между массовым и специальным образованием (по всей «возрастной вертикали» этих видов образования), в значительно более короткие сроки по сравнению с традиционным специальным образованием добиться реальной интеграции занимающихся в социум, что способствует ускорению процесса модернизации системы специального образования, переводу его на новый качественный уровень, получивший название «mainstreaming» («включение в общий поток»). 7. Дополнительное образование в области адаптивной физической культуры может быть реализовано только в случае принятия определенной частью общества (в первую очередь специалистами социальной сферы) личностно ориентированной гуманистической концепции отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Функционирование же учреждений дополнительного образования в области адаптивной физической культуры является своеобразным ускорителем формирования этой концепции у широких слоев населения. 8. Подготовку специалистов для системы дополнительного образования в области адаптивной физической культуры целесообразно осуществлять по интегрированным профессионально образовательным программам. Например, по учебному плану, интегрирующему требования государственных стандартов по направлению 032100 «Физическая культура» и специальности 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» (как это делается в Санкт-Петербургском ГУФК им. П.Ф. Лесгафта на факультете адаптивной физической культуры) (Евсеев СП., 2002) или по специальностям 050716 «Специальная психология» и 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» (как это делается в институте специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга). Исходя из рассмотренной концепции современной системы дополнительного образования в области адаптивной физической культуры, концепции реформирования системы специального образования (Малофеев Н.Н., 2001, 2003), можно констатировать, что в настоящее время в Российской Федерации система дополнительного образования детей-инвалидов в области физической культуры и спорта лишь только начинает формироваться. Поэтому будущим специалистам по адаптивной физической культуре необходимо не только знать существующее положение дел, но и представлять его перспективы, а также быть готовым к воплощению в жизнь рассмотренных положений концепции дополнительного образования в этой сфере социальной практики. В настоящее время в России функционирует следующая структура организации и управления адаптивной физической культурой. Прежде всего необходимо выделить органы исполнительной власти в областях физической культуры и спорта, образования, здравоохранения и социального обеспечения всех уровней: федерального, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления. Именно они и осуществляют управление всей системой адаптивной физической культуры в стране. Например, в федеральном органе исполнительной власти в области физической культуры и спорта (ныне Федеральное агентство по физической культуре и спорту) существует специальный отдел рекреации и спорта инвалидов (ранее — отдел рекреации и физической реабилитации), который и управляет развитием адаптивной физической культуры. В органах исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации также выделяются специальные структурные подразделения (отделы, сектора, группы), выполняющие аналогичные функции, или назначаются специалисты, курирующие данную работу в структурных подразделениях, занимающихся развитием массовых форм физической культуры. В федеральном органе исполнительной власти в области образования функционирует Управление специального образования, на уровне субъектов Российской Федерации в органах исполнительной власти в области образования тоже имеются отделы (управления, сектора и т.п.), управляющие специальным образованием в регионе. Органы местного самоуправления осуществляют планирование, организацию, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления физической культурой и спортом, образованием, здравоохранением, социальным обеспечением и учреждений и организаций в целях осуществления государственной политики в перечисленных областях социальной сферы. Помимо государственных органов исполнительной власти значительную роль в развитии адаптивной физической культуры, особенно адаптивного спорта, в управлении этими процессами играют общественные организации, занимающиеся проблемами инвалидов: Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское общество глухих, Всероссийское общество слепых и их региональные представительства. При них созданы федерации, ассоциации, союзы, управляющие адаптивным спортом в работе с инвалидами соответствующих нозологических групп (более подробно об этом в главе, посвященной организации адаптивного спорта). Организация и непосредственное проведение занятий по адаптивной физической культуре осуществляются в государственных учреждениях и организациях, относящихся к перечисленным областям социальной сферы и в которых обучаются, воспитываются, лечатся, проживают лица с ограниченными возможностями, включая инвалидов. К таким учреждениям и организациям относятся: общеобразовательные учреждения, в том числе дополнительного образования; специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; детские дома и интернаты, реабилитационные центры и др. Помимо государственных учреждений и организаций большую практическую работу по организации адаптивной физической культуры, проведению занятий в этой области осуществляют общественные объединения инвалидов: физкультурно-спортивные клубы инвалидов, физ-культурно-спортивные организации, физкультурно-спортивные федерации, союзы, ассоциации и т.п. Так, за последние пять лет количество физкультурно-спортивных клубов инвалидов в России увеличилось в два раза и составляет в настоящее время 688 клубов, а численность занимающихся адаптивной физической культурой и спортом возросла в три раза и насчитывает сегодня более 95, 8 тысяч человек*. При этом очень важно то, что многие клубы получают государственную поддержку в финансировании своей деятельности. В зависимости от выделенных видов адаптивной физической культуры, удовлетворяющих те или иные потребности личности и государства (см. гл. 4, раздел I), все занятия по адаптивной физической культуре делятся на две крупных группы: - обязательные занятия, предусмотренные государственными образовательными стандартами, индивидуальными программами реабилитации инвалидов, лечебными назначениями врачей и др.; - дополнительные занятия, которые реализуются по желанию занимающихся (или их родителей) в целях всестороннего удовлетворения их потребностей.
* О государственной поддержке развития физической культуры и спорта инвалидов в Российской Федерации. - М.: Советский спорт, 2003. - С. 13-14. В настоящее время обязательные занятия по адаптивной физической культуре проводятся в рамках физической реабилитации и адаптивного физического воспитания детей, подростков, молодежи с отклонениями в развитии, а дополнительные — в рамках адаптивного спорта, адаптивной двигательной рекреации, креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных и экстремальных видов двигательной активности. Экономическое обеспечение деятельности в области адаптивной физической культуры предполагает развитие и совершенствование механизмов многоканального финансирования этой сферы социальной практики. Что касается обязательных занятий адаптивной физической культурой, то они, безусловно, должны быть обеспечены средствами государственных бюджетов соответствующего уровня (федерального, субъектов Российской Федерации, местных органов самоуправления). К финансированию дополнительных занятий адаптивной физической культурой и связанных с ней мероприятий (соревнований, конкурсов, смотров и т.п.) необходимо в дополнение к бюджетным отчислениям государственных органов привлекать средства, выделяемые на федеральные целевые программы («Молодежь России», «Дети-инвалиды» и др.), социальные, медико-социальные, комплексные, отраслевые региональные программы, а также пожертвования на благотворительную деятельность, спонсорские взносы, бюджеты общественных организаций и др. К наиболее важным законодательным и нормативно-правовым документам, регламентирующим физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов), относятся: — Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты в 1993 г.); — Конституция Российской Федерации; — Федеральные законы — «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «Об образовании» и др.; — Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; — Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей; — Примерное положение о реабилитационном учреждении; — Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации «О специфике деятельности специальных (коррекциониых) образовательных учреждений I—VIII видов»; — Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18.02.2000 г. «О согласовании дополнений в разряды оплаты труда и тарифно-квалификационные характеристики по долж- ностям работников физической культуры и спорта Российской Федерации» (узаконившее должности тренера-преподавателя по адаптивной физической культуре и инструктора-методиста по адаптивной физической культуре) и др. Большинство из этих документов систематизированы и представлены А.В. Цариком (автором-составителем) в специальном сборнике «Физическая реабилитация и спорт инвалидов: нормативные правовые документы, механизмы реализации, практический опыт, рекомендации», второе издание которого вышло в свет в издательстве «Советский спорт» в 2003 г.
Контрольные вопросы и задания 1. Что обозначает в системе специального образования термин «mainstreaming» «включение в общий поток»? 2. Какова характерная особенность современного периода развития специального образования в России? 3. Расскажите об основных установочных положениях концепции дополнительного образования в области адаптивной физической культуры. 4. Охарактеризуйте основные черты организационно-управленческой структуры адаптивной физической культуры в зарубежных странах. 5. Какие органы исполнительной государственной власти управляют адаптивной физической культурой в нашей стране? 6. Какие общественные организации участвуют в реализации программ по адаптивной физической культуре в России? 7. Какие учреждения осуществляют организацию и непосредственное проведение занятий по адаптивной физической культуре и се видам?
|