Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Педагогические функции
Коррекционно-компенсаторная функция АФК является ведущей для всех ее видов. Основанием для коррекции служат отклонения в физической и психической сфере, в состоянии здоровья. Как правило, коррекция двигательных нарушений в процессе многократного повторения упражнений оказывает и развивающее воздействие, а развивающая функция всегда носит индивидуальный характер, потому ее с полным правом можно назвать коррекционно-развивающей. Многообразие коррекционных задач позволило выделить следующие основные направления: 1) коррекция, профилактика и развитие сенсорных функций (зрительной, слуховой, кинестетической, тактильной, вестибулярной и др.); 2) коррекция психических нарушений: внимания, памяти, речи, представлений, восприятия, эмоционально-волевой сферы, поведения, мотивации, личностных установок. 3) коррекция соматических нарушений: осанки, плоскостопия и других деформаций телосложения, дыхания, сердечно-сосудистой системы и т.п.; 4) коррекция координационных способностей: согласованности движений отдельных звеньев тела, точности тонкой моторики рук, ориентировки в пространстве, равновесия, расслабления и др.; 5) коррекция нарушений физической подготовленности — целенаправленное «подтягивание» отстающих в развитии физических качеств, ограничивающих двигательную активность; 6) коррекция техники основных движений (пространственных, временных, динамических, ритмических характеристик в ходьбе, беге, прыжках, метании и т.п.). Деление это носит теоретический характер, в практической работе таких разграничений нет. Одно упражнение одновременно может решать несколько задач. Профилактическая функция. В широком смысле профилактика в здравоохранении рассматривается как общегосударственная задача предупреждения заболеваний, требующая координации информационной, просветительской работы среди населения, создания технологий широкомасштабных мер оздоровления, диагностики и контроля за состоянием здоровья и т.п. Для всех инвалидов без исключения в целях борьбы с негативными последствиями гиподинамии профилактическая функция заключается в очевидной целесообразности всех доступных видов двигательной активности, а также гигиенических и природных факторов закаливания организма и внедрения их в повседневную жизнь. Разъяснительная работа касается соблюдения двигательного режима, отдыха и рационального питания, сохранения и формирования осанки, ликвидации вредных привычек и др. В условиях стационара профилактическая функция ЛФК направлена на предупреждение осложнений, обусловленных малоподвижным или ограниченным двигательным режимом, а также на сдерживание возможных вторичных отклонений в системах организма. Перспективным, но малоизученным средством профилактики состояний фрустрации, депрессии являются экстремальные виды двигательной активности. Образовательная функция в широком смысле представляет часть образовательной деятельности человека, связанную с удовлетворением потребности в специфических знаниях, умениях, навыках и качествах в области физической культуры. Это непрерывный процесс физического образования личности в течение всей жизни — в семье, в учебных заведениях, лечебных учреждениях, в процессе самообразования (В.М. Выдрин, 2001). В узком смысле образовательная функция представляет формирование знаний и двигательных умений на оптимальном для жизнедеятельности каждого человека уровне. Эта функция пронизывает вес виды АФК, но особенно ярко она выражена в адаптивном физическом воспитании и адаптивном спорте. Для детей с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями — это обучение основным видам физических упражнений, освоение «школы движений» и, в первую очередь, обучение естественным локомоциям: ходьбе и бегу, так как они служат основным способом перемещения и составной частью многих физических упражнений. Трудности решения образовательных задач обусловлены характером основного дефекта. Так, для незрячих детей — это страх открытого пространства, отсутствие зрительного подражания, для глухих и слабослышащих — ограниченность восприятия вербальных методов обучения, для умственно отсталых — низкий уровень познавательных способностей, для детей с поражением опорно-двигательного аппарата — неспособность сохранять равновесие и вертикальную позу. Важной стороной учебно-познавательной деятельности детей является не только освоение широкого диапазона умений, но и интеллектуализация этого процесса. В качестве наиболее существенных, обеспечивающих полноценность образовательной функции адаптивного физического воспитания выступают следующие теоретические сведения: знания об элементарных движениях, частях тела, суставах, с которыми они связаны (названия, понятия, роль в движении), о целостных движениях (бег, метания, прыжки и др.), их технике и влиянии на организм, знания о телосложении, требованиях к осанке, дыханию, питанию, режиму дня, гигиене тела и одежды, закаливанию, значению движения в жизни человека и самостоятельных занятиях физическими упражнениями на улице и дома для сохранения и улучшения здоровья, развлечения и спортивной подготовки. В адаптивном спорте образовательная деятельность носит полифункциональный характер, так как представляет собой совокупность разных видов подготовки: технической, тактической, физической, волевой, психологической, интеллектуальной. Их освоение требует от спортсмена не только напряженной физической деятельности, но и огромного объема знаний о рациональном построении индивидуальной спортивной техники и тренировочного процесса в целом, планировании нагрузки, тактике и этике спортивной борьбы, правилах соревнований, динамике функционального состояния, врачебно-педагогическом контроле и т.п. Образовательная функция адаптивного спорта реализуется не только в собственно-тренировочной и соревновательной деятельности, познании собственных возможностей, но и в творческом освоении широкого диапазона специальных знаний. Развивающая функция. Физическое развитие человека как естественный процесс изменения морфофункциональных свойств организма происходит независимо от воли человека и осуществляется по эволюционным законам возрастного развития. Самая общая закономерность развития моторики проявляется в ее неуклонном и положительном изменении в детские и юношеские годы и таком же неуклонном угасании в зрелом и пожилом возрасте (В.К. Бальсевич, 1988). Период жизни до 20 лет является самым активным этапом формирования жизненно важных двигательных функций. Именно этот период включает инвалидов детства, детей дошкольного и школьного возраста, обучающихся в специальных (коррекционных) школах, детей, находящихся длительное время в лечебных стационарах, «домашних» детей, неспособных в силу патологии посещать учебные учреждения. У детей с нарушениями развития несформированность и отставание двигательной сферы, несовершенство управления движениями находятся в тесной зависимости от тяжести основного дефекта, нарушающего структуру и функции всех систем и органов. Процесс ретардации проявляется в общем ослаблении организма, быстрой утомляемости, снижении сопротивляемости к простудным заболеваниям, ухудшении показателей физического развития и физической подготовленности. По данным А.А. Дмитриева (1991), Е.С. Черника (1997), дети с умственной отсталостью существенно отстают от здоровых сверстников: по показателям силы основных мышечных групп туловища и конечностей на 15—30%, быстроты движений — 10—15%, выносливости — 20—40%, скоростно-силовых качеств — 15—30%, подвижности в суставах — на 10—20%, что является следствием вторичных нарушений. В разном соотношении аналогичные отклонения отмечаются у детей со зрительной патологией (Л.Ф. Касаткин, 1980; В.А. Кручинин, 1987; Р.Н. Азарян, 1989; Л.Н. Ростомашвили, 1999); у глухих и слабослышащих школьников (Т.В. Панченко, 1983; Н.Г. Бай-кипа, Б.В. Сермеев, 1991; Я.А. Смекалов, 2000); у студентов-инвалидов (Г.А. Хомутов, 1999); у детей и взрослых после ампутации конечностей (С.Ф. Курдыбайло, 1993; АС. Солодков, О.В. Морозова, 1996). Таким образом, нарушения физического развития и физической подготовленности являются закономерными для всех нозологических групп, поэтому развивающая функция АФК заключается в целенаправленном воздействии на развитие мышечной силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, координационных способностей. Их развитие происходит за счет перестройки и совершенствования регуляции физиологических функций, мобилизации резервных ресурсов, активизации защитных сил организма, адаптации всех систем и функций организма, волевых усилий. Физические способности проявляются в конкретных движениях: многократное их повторение улучшает и качество техники двигательного действия, и функции, его обеспечивающие. На практике педагогические воздействия осуществляются двумя путями: попутно — стимулированием способностей в процессе формирования новых двигательных умений и целенаправленно — в специально организованных занятиях с использованием усвоенных физических упражнений. Доступное и постепенное увеличение физической нагрузки сопровождается благоприятными перестройками в организме, развитием целого комплекса физических способностей, необходимых в учебной, бытовой, профессиональной, спортивной деятельности. Развивающая функция реализуется во всех видах АФК. Адаптивное физическое воспитание создает начальную базу для разностороннего развития физических способностей и двигательных навыков, формирует предпосылки для их дальнейшего развития. Адаптивный спорт дает возможность полнее раскрыть эти способности, испытать радость и полноту жизни от владения своим телом и способности преодолевать трудности (Н.О. Рубцова, 2000). Направленность занятий, выбор средств и методов, определение индивидуальной величины нагрузки зависит от конкретных задач, физических возможностей и возраста занимающихся, состояния здоровья и сохранных функций, характера вторичных нарушений и медицинских противопоказаний. Например, тотально слепым и глухим силовая с большими отягощениями нагрузка не противопоказана (А.В. Мухина, 2000), а для людей с остаточным зрением и слухом рекомендуется выполнять силовые упражнения с умеренной интенсивностью, не вызывающей повышения внутричерепного давления, натуживания, сотрясения тела, так как они могут усугубить основной дефект. Воспитательная функция. На воспитание личности человека с ограниченными функциональными возможностями оказывает влияние среда, семья, учителя и наставники, врачи, психологи, друзья, сверстники, природа, искусство, образование и т.п. (СМ. Хорош, 1989; Е.М. Мас-тюкова, 1992; А.В. Васильев, 1998 и др.). К воспитательным функциям АФК правомерно отнести лишь те, которые являются прямым результатом педагогической деятельности на занятиях физическими упражнениями. Цель воспитания — всестороннее гармоническое развитие личности, раскрытие ее потенциальных возможностей при суженных сенсорных, моторных, интеллектуальных функциях, дисгармоническом развитии и дезадаптации. Исходная позиция воспитания по отношению к данной категории людей — воспринимать их личностями, обладающими возможностями формировать себя, осознавать свое поведение, усваивать знания и строить жизнь в человеческом обществе. Сознательность освоения знаний, тех или иных двигательных действий характеризуется тем, какой смысл они приобретают для человека. Но смыслу не учат — смысл воспитывается, поэтому если ребенок (или взрослый инвалид) понял пользу и смысл физического упражнения для себя лично, то знания в этой области могут только усилить воспитательный эффект, повысить мотивацию и интерес, а следовательно, осознанно воспринимать процесс учения. Это важное положение имеет существенное значение для специалиста АФК, так как определяет выбор общей дидактической линии в формировании личности, а также постановки конкретных педагогических задач, к числу которых относятся следующие: — воспитание адекватной оценки собственных физических и психических возможностей, преодоление комплексов неуверенности, неполноценности; — воспитание осознанного и активного отношения к телесному здоровью, систематическим занятиям физическими упражнениями; — формирование положительной мотивации, устойчивого интереса и потребности к физкультурной деятельности; — воспитание гуманного отношения к себе и окружающим, формирование коммуникативных отношений; — воспитание ответственности, инициативы, целеустремленности, творчества, настойчивости в преодолении трудностей; — воспитание дисциплины, умения управлять своими эмоциями, подчиняться общим правилам и нормам социального поведения; — формирование навыков самовоспитания: самоорганизации, самодисциплины, самонаблюдения, самооценки, самоконтроля, самоограничения, самовнушения, самопобуждения, саморегуляции, самореабилитации и др. Самовоспитание это не автономный процесс. Направляющая роль принадлежит педагогу, хотя формы и степень педагогического руководства меняются в зависимости от меры созревания личности. Постепенно усиливая функции самовоспитания, педагог вовлекает в этот цроцесс учащихся-инвалидов, предоставляя им расширенные возможности для проявления самостоятельности и инициативы, а затем полностью передает им свои функции. Переход от воспитания к самовоспитанию, от внешних направленных норм и требований поведения к внутренним имеет принципиальное значение (Л.И. Рувинский, А.Е. Соловьева, 1982; И.С. Кон, 1984), так как самовоспитание личности в последующие годы является предпосылкой активного использования ценностей АФК, физического и духовного самоутверждения, формирования здорового стиля жизни, социализации и интеграции инвалидов в общество. Ценностно-ориентационная функция. Ценности АФК связаны с освоением, совершенствованием, поддержанием, восстановлением, самореализацией физических и духовных сил человека. Именно в этом единстве деятельности реализуется культурно-духовные потребности, формируются умения и навыки, способности, самовоспитание, коммуникативные отношения, самоопределение в обществе. Устойчивое приобщение к ценностям адаптивной физической культуры является залогом здоровья, жизнеспособности, формирования здорового образа жизни. Но для каждого отдельно взятого человека имеют значение ценности индивидуального существования, которые включают познание самого себя, отношение к физкультурной деятельности и реальное поведение. Познание самого себя означает субъективную оценку своих возможностей, включающую «Я-концепцию» как основу самоопределения личности. Отношение к физкультурной деятельности отражает уровень потребностей, мотивации, заинтересованности в ней. Оно может быть позитивным и негативным. Сдерживающими факторами являются: общая ослабленность организма, неуверенность в своих силах, физическая неполноценность и психологический дискомфорт, депрессивные состояния, боль, отсутствие знаний и привычки заниматься физическими упражнениями, предпочтение другим видам деятельности (ремеслу, чтению, музыке). Позитивными факторами является внутренняя установка человека не на уход в болезнь и инвалидность, а наоборот — на выздоровление, активную полноценную жизнь (В.М. Боголюбов, 1995). Ценностные ориентации, мотивы и потребности могут быть разными: это укрепление здоровья, коррекция телосложения и физического развития, перспектива завести новые знакомства, уйти от одиночества и замкнутого жизненного пространства, получить определенный статус, добиться максимальных спортивных результатов, удовлетворить эмоциональные и эстетические потребности, приобрести знания и опыт для самостоятельных занятий. Ценностные ориентации как отражение внутренних установок и желаний людей еще не гарантируют успеха, хотя и выступают как специфический объект освоения (В.П. Загороднюк, 1992; Н.И. Пономарев, 1996). Физкультурная деятельность в сфере адаптивного физического воспитания, адаптивного спорта, адаптивной двигательной рекреации и физической реабилитации направлена на реализацию этих потребностей и ценностных ориентации. Как в любой образовательной и культурной деятельности, в адаптивной физической культуре личность человека, его здоровье и телесно-духовное развитие, имеющие своеобразные особенности, являются высшими ценностями. Лечебно-восстановительная функция. Эта функция является главной в физической реабилитации. Лечебное применение физических упражнений основывается на педагогических, психологических и физиологических закономерностях формирования движений и управления ими. Конечная цель — восстановление человека как личности, ускорение восстановительных процессов после травм, заболеваний и др., предотвращение или уменьшение инвалидизации. Ее достижение обеспечивается реализацией следующих положений: — применением обоснованных методов патогенетического лечения; — дифференциацией задач и направлений воздействий физическими упражнениями; — ранним активным использованием восстановительного лечения; — активным участием больного в этом процессе (М.В. Потехина, В.З. Кучеренко, 1989; А.Ф. Каптелип с соавт., 1995). В адаптивном спорте лечебно-восстановительные процедуры (физиотерапия, ЛФК, массаж и др.) проводятся в случае микротравм во время или после тренировочных и соревновательных нагрузок высокой интенсивности и продолжительности преимущественно для инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата (легкая атлетика, баскетбол в колясках, волейбол сидя и др.) (В.Г. Григоренко, Б.В. Сермеев, 1991; В.П. Жиленкова, Е.С. Ульрих и др., 1997, 2001). Профессионально-подготовительная функция. Актуальность этой функции обусловлена тем, что по окончании учебного заведения (школы, ПТУ, техникума, вуза) перед инвалидами встает проблема занятости, конкурентоспособности на рынке труда, удовлетворения потребности в деятельности, экономической независимости (С.Н. Кавокин, 1997). Формирование профессиональной ориентации у детей с дефектами развития начинается с раннего возраста в семье, дошкольном учреждении и включает: — приобщение к доступным видам труда в игровой форме, поощрения интересов и склонностей ребенка, создание устойчивых социальных установок; — коррекцию и компенсацию основного дефекта за счет использования сохранных функций; — развитие профессионально важных умений, физических и психических способностей. В условиях учебных заведений подготовка к будущей профессии осуществляется мастерами производственного обучения при участии врачей, педагогов, психологов, родителей. Каждое специальное образовательное учреждение имеет производственные мастерские, набор специальностей, ориентированных на конкретную нозологическую группу учащихся и учебные программы. Предварительно ведется профориентация, психолого-физиологическая диагностика для определения профессиональной пригодности (Л.А Сторожева, 1992; Г.Г. Иванов, А.Б. Ми-ненко, 1997; Е.М. Старобина, 1997). При участии большого количества специалистов в профессиональной подготовке инвалидов часть ее является самостоятельным разделом адаптивного физического воспитания. Всю работу от составления программы до ее практической реализации осуществляет учитель физической культуры. Для разработки профессионально-подготовительной программы необходимы следующие знания: характеристика предстоящей трудовой деятельности, основные факторы утомления, степень нервного и физического напряжения, наличие монотонности (характер двигательного режима), рабочая поза, продолжительность рабочего дня, условия труда (шум, вибрация, температура воздуха и пр.), преимущественная направленность функциональной нагрузки (на зрение, слух, сердечнососудистую систему, опорно-двигательный аппарат), особенности распределения внимания, возможные профзаболевания. Такой же анализ трудовой деятельности требуется при составлении программы двигательной реабилитации и восстановления трудоспособности больного по своей профессии или при переориентации на освоение новой специальности лицами, внезапно получившими инвалидность в результате тяжелых соматических заболеваний, ампутации конечности, потери зрения, слуха и др. Помощь специалиста адаптивной физической культуры состоит в том, чтобы за счет целенаправленной активности максимально улучшить общее физическое состояние, помочь овладеть необходимыми формами движений, подготовить сенсорные и вегетативные системы к новым условиям труда, развить физические и психические качества, необходимые в конкретной профессиональной деятельности. В условиях стационара эти задачи решаются средствами лечебной физической культуры и трудотерапии. Творческая функция заключается в раскрытии многогранных способностей людей с ограниченными возможностями в разных видах физкультурной деятельности. Так, физическая рекреация — наиболее массовая и демократичная форма активного отдыха инвалидов — часто строится на принципах самоорганизации. Эта деятельность требует специальных знаний, выдумки, инициативы, творчества в организации и использовании физических упражнений, модернизации оборудования, мест занятий, освоении территорий, удовлетворяющих двигательные и эмоционально-эстетические потребности разных возрастных и нозологических групп инвалидов. В адаптивном спорте творчество проявляется особенно ярко в освоении индивидуальной спортивной техники и тактики, приспособленных к дефекту, в подготовке технических средств, поиске оптимальных величин допустимой нагрузки, эффективных способов лечебно-восстановительной и профилактической работы и др. Однако наибольшее развитие творческая функция получает в креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных практиках. Для школьников разных нозологических групп выбираются такие формы креативных телесно-ориентированных практик, физкультурно-оздоровительной работы, в которых они могут развить и продемонстрировать свои максимальные способности и фантазию, характер и личностные качества. В настоящее время ведется широкий поиск новых технологий спар-тианского движения. Игротерапия, музыкотерапия, сказко- и драмоте-рапия, арттерапия, интегрирующие в себе движение и искусство, нацелены не только на коррекцию и компенсацию нарушений и преодоление дезадаптации, но и на развитие творческого, интеллектуального потенциала ребенка (ТА. Сергеева, 2001). Так, в системе Специального олимпийского комитета Санкт-Петербурга в течение 10 лет действуют программы Спешиал Олимпикс и Спешиал Арт, в которых участвуют сотни школьников с умственной отсталостью. Эти программы представляют собой круглогодичную подготовку и, как финал, — массовые выступления в лучших залах и дворцах Санкт-Петербурга в форме фестивалей, конкурсных соревнований-праздников, гала-концертов, постановок художественных композиций, в которых дети демонстрируют спортивные достижения, одухотворенные движения с элементами искусства: музыки, хореографии, танца и т.п., требующие индивидуального и коллективного творчества детей. Такие формы работы позволяют не только вовлечь детей с нарушениями интеллекта в систематические занятия, раскрыть их творческие способности и таланты, показать всем людям, чего они могут достичь, но главное — изменить общество вокруг себя, сформировать новое мнение о категории умственно отсталых, сделать окружающих добрее (Т.А. Шамрай, 2000). Как в любом новом направлении, все заинтересованные специалисты, разрабатывающие его, так или иначе связаны с творческой деятельностью, направленной на создание новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, частных методик АФК, методов диагностики, новых и адаптированных видов спорта для инвалидов разных нозологических групп и др. Рекреативно-оздоровительная функция реализуется как удовлетворение потребности в активном отдыхе, содержательном развлечении, как средство переключения на другой вид деятельности, восстановления физических и духовных сил. Наиболее типичными формами физической рекреации являются занятия в условиях быта и семьи, учебной и трудовой деятельности, а также в сфере досуга и отдыха. В семье, имеющей инвалида, закладывается начальный процесс гуманизации, укрепления семейных отношений во взаимодействиях: ребенок-инвалид — здоровые родители, здоровый ребенок — отец или мать — инвалид. Поэтому так важны семейные и бытовые формы рекреации. К ним относятся упражнения гигиенической гимнастики в сочетании с закаливанием и «домашним» плаванием, подвижные и малоподвижные игры, коррекционные и развивающие игры в условиях «домашнего стадиона», индивидуальные программы саморазвития, самореабилитации по видео- и аудиотрансляции и др. В учебной и трудовой деятельности двигательная рекреация всегда носит организованный характер: вводная гимнастика, утренняя зарядка (в интернатах, детских домах), профилактическая гимнастика, физкультминутки, игры на переменах (в школе), в перерывах, после работы - подвижные игры, спортивные игры по упрощенным правилам, аэробика, плавание, релаксационная пластика, упражнения на тренажерах и др. виды физических упражнений. В условиях досуга двигательная рекреация представляет самый широкий арсенал физических упражнений и форм занятий. К основным средствам относятся разнообразные подвижные и спортивные игры (бадминтон, настольный теннис, мини-футбол, дартс, бильярд, баскетбол, в том числе в колясках, городки, шахматы, шашки и др.), плавание, купание, катание на санках, лыжах, коньках, лодках, бег «трусцой», ориентирование на местности, прогулки и туристические походы, спортивные развлечения, танцы, аттракционы, забавы, викторины в сочетании с театральными представлениями, а также физкультурные праздники типа «Веселые старты», конкурсы, спартакиады, фестивали, дни здоровья, слеты, встречи со знаменитыми спортсменами и т.п. Двигательная рекреация утоляет двигательный и эмоциональный «голод» и больше всего соответствует интересам и потребностям данной категории людей, так как является добровольной, доступной и естественной формой реализации своих физических возможностей, где главное не результат, а сам процесс. В адаптивном спорте рекреативные занятия проводятся с целью восстановления сил, разгрузки и переключения спортсмена на другие виды деятельности, интересный досуг и общение. Общение имеет особое значение для инвалидов. Занятия часто объединяют детей и взрослых, здоровых и людей с различными патологическими нарушениями, лиц разного уровня образования, социального положения, профессий и национальностей, что создает благоприятный психологический климат и условия равной личности, при этом удовлетворяется потребность в сопереживании, сопричастности к определенной группе, обществу. Гедонистическая функция (от греч. he'done — наслаждение, удовольствие; направление, возникшее в античности, утверждающее наслаждение как высший мотив и цель человеческого поведения) проявляется в тех видах двигательной деятельности, которые доставляют радость, восторг, ощущение счастья. Можно себе представить ребенка с ДЦП, едва передвигающегося по земле, и его ощущения себя верхом на лошади, свободно плавающим в бассейне или танцующим в коляске. Л.В. Кульбах (2001) так описывает реакцию детей с ДЦП, танцующих в колясках: «В эмоциональном порыве они начинают лучше двигаться, держать голову, говорить, улучшается координация и амплитуда движений, они светятся от счастья». Люди с различными нарушениями и ограничениями в движении острее переживают даже малейшие успехи в своих двигательных способностях. Они искренне выражают свои чувства, радуются возможности ходить, играть, соревноваться, общаться, побеждать. Задача специалиста АФК состоит в том, чтобы создать атмосферу психологического комфорта, доверия, доброжелательности, свободы, раскованности, дать возможность радоваться, получать удовольствие от физических упражнений. Спортивная и соревновательная функция. Адаптивный спорт, активно развивающийся в настоящее время во всем мире, включает в себя три основные разновидности: паралимпийское, специальное олимпийское и сурдлимпийское движения (Всемирные игры глухих — «Тихие игры») (СП. Евсеев, 2000). Многолетний опыт отечественной и зарубежной практики в области спорта инвалидов свидетельствует о том, что для данного контингента тренировочный процесс и участие в соревнованиях является действенными способами физической, психической, социальной адаптации (Н.О. Рубцова, 1998). Учебно-тренировочный процесс рассматривается как врачебно-педагогическая дисциплина, где в оптимальном соотношении функционируют лечебные и педагогические факторы, обеспечивающие реализацию физического, интеллектуального, эмоционально-психического потенциала спортсмена-инвалида, удовлетворяющие эстетические и этические потребности, стремление к физическому совершенству (Б.В. Сермеев, В.Г. Григоренко и др., 1991). В спорте инвалидов выделились два направления: спорт высших достижений и рекреативно-оздоровительный спорт. В первом направлении технология тренировочного процесса, построение, структура и содержание педагогических воздействий строятся на основе закономерностей срочной и долговременной адаптации организма к физической нагрузке (В.Н. Платонов, 1988), принципов и закономерностей спортивной тренировки, разработанных в теории спорта (В.М. Дьячков, 1972; Л.П. Матвеев, 1977, 1997; М.А. Годик, 1980; Э. Майнберг, 1995). Соревнования являются специфической функцией адаптивного спорта и занимают центральное место в жизни инвалида. Спортивное соревнование это всегда соперничество, конкурентное сопоставление реальных возможностей спортсмена (или команды), не только демонстрация физической и технико-тактической подготовленности, но и предельная мобилизация и саморегуляция психического состояния. Психическая обостренность, эмоциональный накал зависят от личного и общественного значения соревнования, от масштаба и престижности участия в нем, от наличия сильных конкурентов, опасности конфликтных ситуаций, поведения болельщиков и т.п. (А.П. Глоба, А.А. Чехов, 1989; Ю.Ф. Курамшин, 1996). Для участия в соревнованиях все спортсмены-инвалиды проходят специальную медицинскую комиссию, которая соответственно спортивно-медицинским классификациям распределяет спортсменов на равные по своим функциональным возможностям группы и классы (Н.А. Сладкова, 2000; В.П. Жиленкова, 2001). В разных нозологических группах инвалидов соревновательная деятельность имеет свои особенности. Соревнования инвалидов с нарушением слуха, зрения, поражением опорно-двигательного аппарата имеют достаточно жесткие правила и требования и проводятся в условиях острой конкурентной борьбы. Соревнования спортсменов с отклонениями интеллектуального развития, хотя и регистрируют лучшие результаты и рекорды, преследуют другие цели. Философия и принципы международного движения Спсшиал Олимпикс направлены в первую очередь на решение гуманистических задач: с помощью физических упражнений, круглогодичных тренировок и соревнований обеспечить стимул личностного роста, проявить свой человеческий потенциал, укрепить характер, физические силы и умения, дать смелость и радость общения, сделать их счастливыми благодаря заботе, вниманию и уважению всего сообщества людей (М.М. Башкирова, СИ. Гуськов, 1994; Т.А. Шамрай, 2000). В рамках второго направления адаптивный спорт выполняет оздоровительно-рекреативную функцию, выступая как средство и метод эффективного здорового отдыха — восстановления и поддержания оперативной работоспособности, развития физических качеств и способностей в избранном виде спорта, организации интересного эмоционального досуга (К. Ричард, 1980; Л.П. Матвеев, 1997). Типичными чертами оздоровительно-рекреативного спорта является систематическая тренировка (2—3 раза в неделю), специализация, как правило, в одном виде спорта, участие в соревнованиях и др. Такая форма спортивной деятельности общедоступна, реализуется добровольно в свободное время и не является доминирующей в жизни инвалида. К числу наиболее популярных видов спорта относятся плавание, спортивные игры (баскет- В зависимости от того, в какой социальной сфере культивируется оздоровительно-рекреативный спорт, специфика занятий модифицируется соответственно условиям, составу групп (однородные по нозологии или интегрированные), по возрасту, интересам занимающихся (школьный, студенческий, спорт инвалидов зрелого возраста). Главные стратегические принципы в оздоровительно-рекреативном спорте следующие: адекватность содержания физической подготовки и ее условий индивидуальному состоянию человека, гармонизация и оптимизация нагрузки, свобода выбора вида спорта в соответствии с личными склонностями и способностями (В.К. Бальсевич, 1990). Исходными условиями для занятий и участия в соревнованиях является наличие медицинского допуска с учетом противопоказаний, устойчивая мотивация, стабилизация физического и психического состояния. В соревнованиях участвуют все желающие, а наиболее талантливые приглашаются в сборные команды по видам спорта. Элементы соревновательной деятельности имеют место и в адаптивном физическом воспитании при проведении спортивных и подвижных игр, эстафет, в отдельных видах физических упражнений (бег, прыжки, метание и др.).
|