Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принцип непрерывности физкультурного образования
В структуре адаптивной физической культуры непрерывное физкультурное образование означает сохранение потребности в двигательной активности на протяжении всей жизни: сначала в семье, затем в образовательных учреждениях (дошкольных, школьных, средних, высших), в рекреативно-оздоровительных и спортивных секциях, командах по видам спорта, реабилитационно-оздоровительных центрах, производственных коллективах, семейных клубах, самостоятельных занятиях и т.п. Биологической основой непрерывного физкультурного образования личности является механизм адаптации. Это свойство - главное в обеспечении жизнеспособности организма, его выживания и саморазвития при непрерывно меняющихся воздействиях факторов внешней среды, а также при меняющихся состояниях самого организма (В.И. Медведев, 1984). При возникновении патологических состояний адаптация играет существенную роль в развитии различных компенсаторных изменений в организме, защитных механизмов, противодействующих болезни (Ф.З. Меерсон, 1993). Процесс непрерывных систематических занятий физическими упражнениями оказывает тренирующие влияние не только на биологические структуры и функции организма, но и на социальную и психическую адаптацию, означающую приспособление личности к условиям социальной среды и созидательное ее преобразование. Можно предположить, что непрерывное физкультурное образование лиц с ограниченными возможностями рассчитано именно на этот комплекс адаптивных реакций организма и личности: оно удовлетворяет потребности в целенаправленной двигательной активности, телесном здоровье, преодолении гиподинамии и гипокинезии, общении и культурном обогащении, повышении физических кондиций и координационных способностей, самореализации в спортивной карьере, самовоспитании и самореабилитации, в совершенствовании знаний, интересов, ценностных ориентации (И.М. Быховская, 1996; В.И. Столяров, 1997; JO.M. Николаев, 1998; СП. Евсеев, 2000; В.М. Выдрин, 2001). Таким образом, непрерывное физкультурное образование, вовлеченность в активные занятия адаптивной физической культурой различных социально-демографических групп инвалидов и лиц с отклонениями здоровья решает сложнейшие задачи социализации личности, приобщения человека к ценностно-нормативной системе общества, воспитания нравственных качеств рациональной организации досуга, активного отдыха, общения людей и т.п. Наряду с прямым положительным эффектом систематические занятия физическими упражнениями снижают влияние ряда негативных факторов: способствуют отказу от вредных привычек (алкоголизма, наркомании, токсикомании), снижению уровня травматизма, простудных заболеваний, повышению устойчивости к агрессивным факторам внешней среды. Все это положительно сказывается на духовном состоянии инвалидов и их окружении, существенно оптимизирует жизненные интересы, привычки и ценностные ориентации. Реальный процесс удовлетворения потребностей человека с патологическими нарушениями в организме весьма сложен и противоречив. Степень его сформированности зависит от уровня общей культуры человека, его образованности, воспитания, характера, специальных знаний, условий жизни, влияния и помощи окружающих. Потребности формируются всю жизнь. В раннем детском возрасте определяющим является уровень педагогической осведомленности семьи, близких родственников (в первую очередь матери), которые не всегда владеют достаточными знаниями и умениями, чтобы грамотно помогать и инициировать двигательную активность ребенка. Гиперопека, тревога за будущее малыша, неразумность поведения, исключение или ограничение двигательного режима сдерживают естественное развитие и тем более не помогают корректировать и компенсировать имеющиеся нарушения. В дальнейшем весь уклад жизни, быт, личная и социальная активность, потенциал духовных и психофизических возможностей инвалида, формирование его мотивов, интересов и ценностных ориентации складываются под влиянием окружающей среды, которая либо помогает, либо тормозит развитие потребностей. На продолжительном этапе образовательной деятельности, особенно в младшем школьном возрасте, когда организм ребенка наиболее пластичен и податлив к обучению, воспитанию и развитию, важно, чтобы игровая деятельность, разнообразный досуг, развлекательные формы занятий с элементами спорта, искусства были повседневной практикой, вызывали неизменный интерес и потребность в двигательной активности, эмоциональном отдыхе, общении. Даже взрослые инвалиды, понимающие остроту проблемы двигательной активности, осознавая реальную угрозу здоровью и даже жизни, все равно ведут пассивный образ жизни, не испытывая потребности в движении. Причинами этого могут быть: — отсутствие двигательного опыта, инертность характера и поведения, отсутствие воли, некоммуникабельность, незнание своих возможностей, неуверенность в успехе, отсутствие семейных традиций; — отсутствие специальных знаний, необходимой информации, справочной литературы, программ и рекомендаций, групп и учреждений для совместных занятий; — отсутствие, недоступность или отдаленность мест занятий (стадиона, корта, спортивной площадки, бассейна, тренажерного зала), невозможность или трудности использования общественного транспорта, дороговизна экипировки и личного инвентаря (спортивных костюмов, колясок, обуви, лыж, мячей, ракеток и т.п.); — ограниченные возможности контроля и самоконтроля в процессе занятий, использования дополнительных восстановительных средств после занятий (душа, массажа, условий для личной гигиены, физиотерапевтических процедур); — недостаточное количество компетентных специалистов (преподавателей, тренеров, реабилитологов, инструкторов, методистов, врачей, психологов), способных оказать консультативную и практическую по- 10-4658 мощь, выбрать соответствующий нозологии и интересам инвалида вид физкультурно-оздоровительной или спортивной деятельности, составить индивидуальную программу занятий, проконтролировать состояние и т.п. Эти и многие другие факторы по сути дела лишают возможности людей не только сформировать и развить свои потребности в двигательной деятельности, но и реализовать свое право на свободное развитие. Только наличие потребности в движении является залогом непрерывного физкультурного образования, благотворными результатами которого пользуется не только сам занимающийся, но и его дети, потомство, будущее поколение (И.В. Муравов, 1988; П.А. Виноградов, 1990).
|