Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Как пересчитать обязательства по налогу на прибыль, если на момент обнаружения ошибки одно обособленное подразделение ликвидировано (п. 2 ст. 288 НК РФ)?
Налоговый кодекс РФ специальных правил по данному вопросу не содержит. Официальной позиции нет. По мнению авторов, сумма налога на прибыль должна распределяться (перераспределяться) исходя из того количества обособленных подразделений и той их доли в налоговой базе в целом по налогоплательщику, которые были заявлены в первичной налоговой декларации за отчетный период совершения ошибки. Судебной практики нет.
Подробнее см. документы
Консультация эксперта, 2005 По мнению автора, при ликвидации подразделения сумма налога на прибыль должна распределяться (перераспределяться) между обособленными подразделениями в соответствии с порядком, установленным в ст. 288 НК РФ. При распределении суммы налога, исчисленной в уточненной декларации, нужно учитывать количество обособленных подразделений и их долю в налоговой базе в целом по налогоплательщику, которые были заявлены в первичной налоговой декларации за период совершения ошибки. Аналогичные выводы содержит: Консультация эксперта, 2007 Консультация эксперта, 2005
ДЕКЛАРАЦИЯ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ (ПО СТ. 289 НК РФ)
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ
1.1. Можно ли привлечь налогоплательщика к ответственности по ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление декларации по налогу на прибыль за отчетный период (ст. 289, п. 1 ст. 80 НК РФ)? > > > 1.2. Должны ли плательщики УСН представлять декларацию по налогу на прибыль в отношении полученных доходов от долевого участия в деятельности российских организаций (дивидендов) (ст. 289 НК РФ)? > > > 1.3. Должны ли представительства иностранных организаций, не являющиеся постоянными и не получающие дохода при осуществлении деятельности в РФ, подавать декларации по налогу на прибыль? Можно ли привлечь их к ответственности за непредставление деклараций (п. 1 ст. 246, п. 1 ст. 289, ст. 119 НК РФ)? > > > 1.4. Вправе ли налоговый орган приостановить операции по счетам налогового агента в банке и переводы его электронных денежных средств, если он нарушил сроки представления расчетов по налогу на прибыль (п. п. 3, 11 ст. 76, п. 1 ст. 289 НК РФ)? > > >
Можно ли привлечь налогоплательщика к ответственности по ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление декларации по налогу на прибыль за отчетный период (ст. 289, п. 1 ст. 80 НК РФ)?
В п. 1 ст. 80 НК РФ даны определения понятий налоговой декларации и расчета авансового платежа. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговой базе, налоговых льготах, исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Указанный документ подается в тот налоговый орган, в котором лицо состоит на учете, по каждому налогу, подлежащему уплате, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Расчет авансового платежа - это письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, используемых льготах, сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Такой документ представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ в отношении конкретных налогов. В силу п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять налоговые декларации. В п. 3 названной статьи указано, что налогоплательщики подают декларации не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют декларации в сроки, которые установлены для уплаты авансовых платежей. Статья 119 НК РФ предусматривает ответственность за непредставление налоговой декларации. Возникает вопрос: можно ли привлечь налогоплательщика к ответственности по ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление налоговой декларации за отчетный период? По данному вопросу существует две точки зрения. Согласно официальной позиции ФНС России налоговые органы в практической работе должны руководствоваться единой позицией, сформированной по данному вопросу в п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57. Эта позиция заключается в следующем: налогоплательщика нельзя привлечь к ответственности по ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление расчета авансовых платежей по итогам отчетного периода независимо от того, как данный документ поименован в главах части второй Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения выражена и в других судебных актах. Есть разъяснение Минфина России (выпущенное до принятия Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57), в котором высказана противоположная позиция: налогоплательщика, который несвоевременно представил декларацию за отчетный период, можно привлечь к ответственности по ст. 119 НК РФ. УФНС России по Московской области придерживается аналогичной точки зрения. Есть судебные акты, в том числе Постановление Президиума ВАС РФ, подтверждающие данный подход. Такая же точка зрения высказывается в работах авторов.
Подробнее см. документы
Позиция 1. Несвоевременное представление налоговой декларации за отчетный период не влечет ответственности по ст. 119 НК РФ
Письмо ФНС России от 30.09.2013 N СА-4-7/17536 Налоговый орган рассмотрел вопрос о привлечении налогоплательщика к ответственности по ст. 119 НК РФ за непредставление (несвоевременное представление) деклараций по налогу на прибыль по итогам отчетных периодов. Разъясняется, что по указанному вопросу сформирована единая позиция в п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, которой следует руководствоваться налоговым органам в практической работе.
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 " О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (п. 17) ВАС РФ в п. 17 данного Постановления указал, что п. 3 ст. 58 НК РФ устанавливает существенную разницу между налогом и авансовым платежом (предварительным платежом по налогу), который уплачивается не по окончании, а в течение налогового периода. Из этой нормы и п. 1 ст. 80 НК РФ можно сделать вывод, что декларация, которая подается по итогам налогового периода, и расчет авансового платежа, представляемый по истечении отчетного периода, являются разными документами. Таким образом, налогоплательщика нельзя привлечь к ответственности по ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление расчета авансовых платежей по итогам отчетного периода независимо от того, как данный документ поименован в главах части второй Налогового кодекса РФ.
Письмо Минфина России от 05.05.2009 N 03-02-07/1-228 По мнению финансового ведомства, налогоплательщик, несвоевременно представивший налоговую декларацию за отчетный период, которая является, по существу, расчетом авансового платежа, не может быть привлечен к ответственности по ст. 119 НК РФ. В данном случае лицо привлекается к ответственности на основании п. 1 ст. 126 НК РФ. Минфин России руководствовался п. 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71. Согласно указанному пункту предусмотренный ст. 119 НК РФ штраф не может быть взыскан в случае несвоевременного представления налогоплательщиком расчета авансового платежа по налогу.
Постановление ФАС Московского округа от 07.09.2010 N КА-А40/9743-10 по делу N А40-156701/09-80-1216 (Определением ВАС РФ от 25.02.2011 N ВАС-17573/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) Суд указал, что налоговые декларации по налогу на прибыль за первый квартал, полугодие и девять месяцев фактически являются расчетами авансовых платежей, поэтому установленные ст. 119 НК РФ санкции в отношении них не применяются. Аналогичные выводы содержит: Постановление ФАС Московского округа от 16.09.2008 N КА-А40/8744-08 по делу N А40-29563/07-107-169
Позиция 2. Несвоевременное представление налоговой декларации за отчетный период влечет ответственность по ст. 119 НК РФ
Письмо Минфина России от 25.09.2012 N 03-02-08/86 Финансовое ведомство разъясняет, что обязанность налогоплательщика представлять декларацию по налогу на прибыль организаций по итогам как налогового, так и отчетного периодов установлена гл. 25 НК РФ. При этом Минфин ссылается на Постановление Президиума ВАС РФ от 12.10.2010 N 3299/10. Следовательно, в случае нарушения сроков подачи декларации по налогу на прибыль за отчетный период налогоплательщик может быть привлечен к ответственности по ст. 119 НК РФ.
Письмо УФНС России по Московской области от 22.01.2007 N 24-17/0038 Разъясняется, что гл. 25 НК РФ предусмотрено представление налоговой декларации не только по итогам налогового периода, но и по итогам отчетных периодов. Поэтому при нарушении сроков ее подачи налогоплательщик совершает налоговое правонарушение, состав которого предусмотрен ст. 119 НК РФ.
Постановление Президиума ВАС РФ от 12.10.2010 N 3299/10 по делу N А32-19097/2009-51/248 Суд указал, что налогоплательщик правомерно привлечен к ответственности по ст. 119 НК РФ ввиду несвоевременного представления налоговой декларации за отчетный период. Аналогичные выводы содержит: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2006 по делу N А82-2065/2005-27 Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.04.2010 по делу N А69-2291/2009 Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.01.2009 N А74-1719/08-Ф02-7037/08 по делу N А74-1719/08 Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.11.2010 по делу N А27-15327/2009 Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.01.2010 по делу N А70-7521/2009 Постановление ФАС Московского округа от 12.05.2011 N КА-А40/4050-11 по делу N А40-86405/10-142-458 (Определением ВАС РФ от 18.08.2011 N ВАС-10766/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) Постановление ФАС Московского округа от 28.12.2006, 29.12.2006 N КА-А40/12955-06-П по делу N А40-71070/05-90-584 Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.10.2011 по делу N А05-1352/2011 Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.06.2006 по делу N А05-19286/05-34 Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.03.2011 по делу N А32-4395/2010 Консультация эксперта, 2012 Консультация эксперта, 2011 Консультация эксперта, 2011 Консультация эксперта, 2010
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 16.08.2006, 09.08.2006 N Ф03-А51/06-2/2552 по делу N А51-2347/2006-33-91 Суд указал, что налоговая инспекция неправомерно привлекла налогоплательщика к ответственности по ст. 126 НК РФ за несвоевременную подачу декларации за отчетный период. Суд отметил, что ответственность за данное правонарушение предусмотрена ст. 119 НК РФ. Аналогичные выводы содержит: Постановление ФАС Дальневосточного округа от 23.03.2006, 16.03.2006 N Ф03-А59/06-2/479 по делу N А59-5203/2005-С5 Постановление ФАС Дальневосточного округа от 23.03.2006, 16.03.2006 N Ф03-А59/06-2/478 по делу N А59-5480/2005-С5 Постановление ФАС Дальневосточного округа от 23.03.2006, 16.03.2006 N Ф03-А59/06-2/477 по делу N А59-5482/2005-С5 Постановление ФАС Уральского округа от 20.03.2006 N Ф09-1695/06-С7 по делу N А60-31320/05 Постановление ФАС Уральского округа от 27.02.2006 N Ф09-884/06-С7 по делу N А50-37803/05 Постановление ФАС Центрального округа от 14.04.2006 по делу N А35-3440/05-С28 Постановление ФАС Центрального округа от 16.01.2006 N А68-АП-721/12-04
Постановление ФАС Центрального округа от 27.08.2007 по делу N А48-4756/06 (Определением ВАС РФ от 15.11.2007 N 14580/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) Суд указал, что инспекция правомерно привлекла налогоплательщика к ответственности по ст. 119 НК РФ за непредставление в срок по месту учета обособленного подразделения налоговой декларации за отчетный период. Аналогичные выводы содержит: Постановление ФАС Московского округа от 28.08.2006, 29.08.2006 N КА-А40/8026-06 по делу N А40-10640/06-126-78 Консультация эксперта, 2007
Должны ли плательщики УСН представлять декларацию по налогу на прибыль в отношении полученных доходов от долевого участия в деятельности российских организаций (дивидендов) (ст. 289 НК РФ)?
Согласно п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ применение организациями УСН предусматривает их освобождение от обязанности уплачивать налог на прибыль организаций (за исключением налога, который уплачивается с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ). Если источником дохода налогоплательщика в виде дивидендов является российская организация, то такая организация признается налоговым агентом и определяет сумму налога с учетом положений п. 2 ст. 275 НК РФ. Вместе с тем Налоговый кодекс РФ не разъясняет, должны ли плательщики УСН представлять в инспекцию декларацию относительно полученных дивидендов. По данному вопросу есть две точки зрения. Согласно официальной позиции, выраженной в Письме ФНС России, представлять декларации в указанном случае не требуется. Аналогичной точки зрения придерживаются и авторы. В то же время ранее Минфин России указывал, что при получении дивидендов от участия в деятельности российских организаций плательщики УСН должны представлять декларации по налогу на прибыль. Судебной практики нет.
Подробнее см. документы
Позиция 1. Представлять декларацию не нужно
Письмо ФНС России от 01.03.2010 N 3-2-10/4 Разъясняется, что обязанность налогоплательщика самостоятельно исчислять и уплачивать налог с доходов от долевого участия в деятельности российской организации Налоговым кодексом РФ не предусмотрена. Соответственно, налогоплательщик, применяющий УСН, не обязан составлять налоговую декларацию по налогу на прибыль. Аналогичные выводы содержит: Статья: Дивиденды (Моисеев М.В.) (" Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2011, N 7) Статья: Доходы, не учитываемые при УСНО. Уплата налога на прибыль и НДФЛ " упрощенцами" (Серебрякова А.В.) (" Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 9)
Позиция 2. Представлять декларацию нужно
Письмо Минфина России от 23.09.2009 N 03-11-06/2/197 Ведомство указывает, что плательщик УСН в случае получения им дивидендов от российской организации должен представлять декларацию.
Должны ли представительства иностранных организаций, не являющиеся постоянными и не получающие дохода при осуществлении деятельности в РФ, подавать декларации по налогу на прибыль? Можно ли привлечь их к ответственности за непредставление деклараций (п. 1 ст. 246, п. 1 ст. 289, ст. 119 НК РФ)?
По общему правилу налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ). Плательщики налога на прибыль обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы декларации независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу. Такое правило предусмотрено п. 1 ст. 289 НК РФ. Иностранные организации, осуществляющие деятельность не через постоянное представительство и не получающие доход в Российской Федерации, не названы в ст. 246 НК РФ в качестве плательщиков налога на прибыль. В то же время Инструкцией по заполнению налоговой декларации по налогу на прибыль иностранных организаций (утв. Приказом МНС России от 07.03.2002 N БГ-3-23/118 (действовавшим до 19.12.2012)), установлена обязанность по заполнению декларации всеми иностранными организациями, осуществляющими деятельность в Российской Федерации и состоящими на учете в налоговых органах РФ. В Методических рекомендациях налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций (утв. Приказом МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150), установлено, что декларацию представляют все иностранные организации, имеющие отделения в России. При этом неважно, привела их деятельность к образованию постоянного представительства или нет. Однако указанные документы согласно ст. 1 НК РФ к законодательству о налогах и сборах не относятся. Возникает вопрос: должно ли представительство иностранной организации, не являющееся постоянным, которое осуществляет деятельность в Российской Федерации и не получает доходы от источников в РФ, подавать декларацию по налогу на прибыль? По данному вопросу есть две точки зрения. Согласно официальной позиции, выраженной Минфином России и УФНС России по г. Москве, обязанность представлять декларацию возникает у всех представительств иностранных организаций, состоящих на учете в налоговых органах Российской Федерации, вне зависимости от наличия статуса постоянного представительства и финансовых результатов деятельности. В то же время имеется судебный акт с выводом о том, что иностранные организации, осуществляющие деятельность не через постоянное представительство и не получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являются налогоплательщиками. Поэтому они не должны подавать налоговые декларации.
Подробнее см. документы
Позиция 1. Представительства иностранных организаций, не являющиеся постоянными и не получающие дохода при осуществлении деятельности в Российской Федерации, должны подавать декларации
Письмо Минфина России от 26.05.2011 N 03-03-06/1/310 Минфин России рассмотрел вопрос о необходимости подачи декларации отделением иностранной организации, состоящим на налоговом учете, но не являющимся постоянным представительством и не получающим дохода, однако осуществляющим деятельность подготовительного и вспомогательного характера. Разъяснено, что иностранные организации, деятельность которых в России не приводит к образованию постоянного представительства, не освобождаются от обязанности представлять декларацию по налогу на прибыль. Сославшись на положения Инструкции по заполнению налоговой декларации по налогу на прибыль иностранных организаций (утв. Приказом МНС России от 07.03.2002 N БГ-3-23/118), ведомство разъяснило, что декларацию нужно подавать независимо от того, что такая организация может вести только подготовительно-вспомогательную деятельность.
Письмо УФНС России по г. Москве от 23.11.2004 N 24-11/75163 По мнению налогового ведомства, декларацию по налогу на прибыль представляют все иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации (вне зависимости от налогового статуса и финансовых результатов деятельности).
Позиция 2. Представительства иностранных организаций, не являющиеся постоянными и не получающие дохода при осуществлении деятельности в Российской Федерации, не должны подавать декларации
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.02.2012 по делу N А56-20651/2011 Суд установил, что представительство иностранной организации не обладало статусом постоянного, осуществляло подготовительно-вспомогательную деятельность и не имело доходов от источников в Российской Федерации. Как указал суд, представительство иностранной компании не является налогоплательщиком и не обязано подавать декларации. Значит, представительство не может быть привлечено к ответственности по ст. 119 НК РФ. При этом суд отклонил ссылку инспекции на Приказ МНС России от 07.03.2002 N БГ-3-23/118 как противоречащий нормам ст. ст. 23, 246, 289, п. 8 ст. 307 НК РФ.
Вправе ли налоговый орган приостановить операции по счетам налогового агента в банке и переводы его электронных денежных средств, если он нарушил сроки представления расчетов по налогу на прибыль (п. п. 3, 11 ст. 76, п. 1 ст. 289 НК РФ)?
Налоговый орган вправе приостановить операции по счетам в банке и переводы электронных денежных средств, если налогоплательщик не представит налоговую декларацию в течение 10 дней по истечении установленного срока ее подачи (п. 3 ст. 76 НК РФ). Правила, установленные ст. 76 НК РФ, применяются также в отношении приостановления операций по счетам налогового агента в банках налогового агента и переводов его электронных денежных средств (п. 11 ст. 76 НК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 289 НК РФ налоговые агенты обязаны по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором они производили выплаты налогоплательщикам, подавать в инспекции по месту своего нахождения налоговые расчеты в порядке, определенном данной статьей. Такие расчеты представляются по итогам отчетного периода - не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода и по итогам налогового периода - не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Это установлено п. п. 3, 4 ст. 289 НК РФ. Согласно разъяснениям, данным в п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, налоговый орган не вправе приостанавливать операции по счетам налогового агента в случае нарушения им сроков представления расчетов, предусмотренных частью второй Налогового кодекса РФ. ФНС России, основываясь на позиции Пленума ВАС РФ, изложенной в названном Постановлении, указала, что приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств в отношении такого налогового агента применить нельзя.
Подробнее см. документы
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 " О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (п. 23) ВАС РФ отметил, что в соответствии с п. 3 ст. 76 НК РФ основанием для приостановления операций по счетам в банках является несвоевременное представление налоговых деклараций. В силу п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация может быть представлена только налогоплательщиком. Следовательно, при нарушении налоговым агентом сроков представления расчетов не может быть применена мера в виде приостановления операций по его счетам в банках. Примечание. Пленум ВАС РФ не сделал вывода о недопустимости приостановления переводов электронных денежных средств налогового агента в случае несвоевременного представления им налогового расчета. Однако, на наш взгляд, отраженный в приведенном Постановлении подход, предусматривающий невозможность приостановления операций по счетам в банках, может быть распространен в том числе и на рассматриваемую меру, которая также закреплена в п. 3 ст. 76 НК РФ.
Письмо ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692 ФНС России направила нижестоящим налоговым органам разъяснения по вопросам применения отдельных положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57. В частности, разъясняется следующее: поскольку п. 3 ст. 76 НК РФ предусмотрено приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств в случае непредставления налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в течение 10 дней по окончании срока ее подачи, указанная мера не может быть применена к налоговому агенту, на которого возложена обязанность представлять расчеты сумм налога. Данная позиция подтверждается положениями п. 23 названного Постановления Пленума ВАС РФ.
|