Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внутренняя политика Петра I и Екатерины II

Уроки 26—27. «ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ» ЕКАТЕРИНЫ II

Историческая проблема. В чем особенности «просвещенного абсолютизма» Екатерины II? В чем сходство и различие внутриполитического курса двух Великих — Петра I и Екатерины II? Ресурсы: учебник, § 6, 7, 10 (раздел «Общественная мысль»); карта 1 и иллюстрации на цветной вклейке в учебнике. Учебник Борисова Н. С. «История России с древнейших времен до конца XVII века», § 19, раздел «Движение Степана Разина». План уроков.

1. Феномен «просвещенного абсолютизма».

2. В чем сходство и различие внутриполитического курса двух Великих — Петра I и Екатерины II?

3. Крестьянская война 1773—1775 гг.
Ход уроков

Вопросы и задания. 1. Определите ключевую проблему, которая лежит в основе научных споров о «просвещенном абсолютизме». 2. Какие точки зрения существуют в исторической науке по поводу «просвещенного абсолютизма»? 3. Как связаны между собой политика «просвещенного абсолютизма» и качества личности монарха? 4. В ходе урока определите, какую трактовку «просвещенного абсолютизма» вы считаете наиболее обоснованной.

Источник 1

«Просвещенным абсолютизмом» называют обычно время примерно с середины XVIII в. до Французской революции 1789 г. и связывают его с именами прусского короля Фридриха II, австрийского императора Иосифа II и Екатерины II. Именно их политика, как считают историки, в наибольшей мере складывалась под влиянием идей просветителей. Многие историки, однако, полагают, что в России «просвещенный абсолютизм» был политикой лишь первых лет царствования Екатерины II и затем, после восстания Пугачева, сменился политикой откровенно реакционной. Другие считают, что «просвещенный абсолютизм» вообще, а в России в особенности, был своего рода либеральной маской, в то время как суть политики не менялась. Наконец, третьи утверждают, что понятие «просвещенный абсолютизм» в принципе несовместимо с российским самодержавием. С другой стороны, некоторые историки считают возможным применять понятие «просвещенный абсолютизм» и к царствованию Елизаветы Петровны и даже Петра I. (См.: История России. 1682—1861 / под ред. В. Шелохаева. — М., 1998.)

Источник 2

Ко времени вступления на российский престол Екатерина была хорошо знакома с новейшими достижениями европейской философской, политической и экономической мысли, на основе которых у нее сложилось определенное представление о том, что необходимо делать для процветания государства. В соединении со знанием российской действительности эти представления повлияли на формирование политической программы императрицы. Некоторые частные положения этой программы, а также способы ее реализации со временем корректировались, но основные цели и идеи оставались неизменными. Поскольку идейно эта программа, а следовательно, и внутренняя политика Екатерины основывались на принципах Просвещения, то и сам этот период русской истории получил в литературе название «просвещенного абсолютизма».
Следует, однако, иметь в виду, что, как и многие понятия, употребляемые историками, этот термин носит условный характер уже потому, что был заимствован русской исторической наукой у западноевропейских коллег. Временем «просвещенного абсолютизма» называют обычно несколько десятилетий европейской истории перед Французской революцией 1789 г., а к просвещенным монархам принято относить прежде всего Фридриха II Прусского, Иосифа II Австрийского, Карла III Испанского и Екатерину II. Считается, что эти монархи использовали абсолютную власть для осуществления преобразований, основанных на идеях Просвещения.
В это время в европейской политической мысли меняется само представление о роли монарха и его взаимоотношениях с подданными. В монархе начинают видеть как бы первого слугу государства, главу общества, о котором он обязан заботиться. Далеко не все историки согласны с тем, что понятие «просвещенный абсолютизм» применимо к екатерининской России. Во-первых, нет единства мнений о том, что собственно такое абсолютизм, был ли он в России вообще и если был, то когда и как появился. Некоторые современные западные ученые вместо «просвещенного абсолютизма» предпочитают говорить о «просвещенном деспотизме». Своего рода классическим стал вопрос: была ли Екатерина II просвещенным деспотом? Для многих авторов проблема прежде всего в том, что провозглашенные Екатериной идеалы, как часто кажется, невозможно совместить с крепостнической действительностью России второй половины XVIII в. Создается впечатление, что разговоры о просвещении и либеральная идеология, которой пользовалась императрица, были лишь своего рода дымовой завесой, за которой Екатерина скрывала свое тщеславие, властолюбие и реакционные, в сущности, взгляды. Не случайно А. С. Пушкин, сравнивая Екатерину II с героем известной комедии Мольера, назвал ее «Тартюфом в юбке и короне». Однако в последние десятилетия и у нас в стране, и за рубежом взгляд историков на Екатерину стал меняться. (См.: Анисимов Е. В. Россия в XVIII — первой половине XIX в. / Е. В. Анисимов, А. Б. Каменский. — М., 1994.)

2. Сравнить внутреннюю политику Петра I и Екатерины II.

Внутренняя политика Петра I и Екатерины II

Линии сравнения Петр I Екатерина II
Обоснование власти    
Понимание блага подданных    
Отношение к крепостному праву    
Преобразования в сфере экономики    
Преобразования в социальной сфере    
Преобразования в государственном управлении    
Преобразования в культуре    
Отношение к церкви    
Социальные потрясения в период царствования    
Выводы Общее в политике: Различия в политике:

Итоги «просвещенного абсолютизма» во внутренней политике:

 

3. Крестьянская война 1773—1775 гг.
При изучении Крестьянской войны под предводительством Пугачева рекомендуется использовать прием сравнения. Сравнительный анализ Крестьянских войн под предводительством С. Разина (1670—1671) и Е. Пугачева (1773—1775).

2. Проанализируйте источники (сохранена орфография подлинника). Как в них представлены причины выступления (выделите их в тексте)? Сформулируйте цели выступления под предводительством Е. Пугачева.
1) Содержатель войск, светлый государь мира, я, великий воитель, самодержавный властелин всех лутших и простых людей... тех, кто сам видит мое благородное лицо... я буду жаловать вашими землями, водами, рыбными ловлями, покосами, пашнями, лесом, порохом, деньгами, свинцом, хлебом, солью и прочим. Кто не повинуется и противится: бояр, генерал, майор, капитан и иные — голову рубить, имение взять... В одно время они вас объедали, лишали моих рабов воли и свободы, сейчас вы их рубите. Но если не подчиняются (из манифеста Е. И. Пугачева, 29 декабря 1773 г.).
2) Жалуем... всех находившихся прежде в крестьянстве, в подданстве помещиков, быть верноподданными собственной нашей короны рабами, и награждаем вольностию и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и протчих денежных податей, владением земель, лесными, сенокосными угодьями, и рыбными ловлями, и соляными озерами без покупки и без оброку, и протчими всеми угодьями, и освобождаем всех от прежде чинимых от дворян и градских мздоимцев всем крестьяном налагаемых податей и отягощениев (из манифеста Е. И. Пугачева, 28 июля 1774 г.).
3. Проиллюстрируйте конкретными фактами причины поражения восстания под предводительством Е. Пугачева. Заполните таблицу.

Причины поражения Факты
Недостаточная организованность, отсутствие конструктивной программы восстания  
Разбойный характер, жестокость восставших  
Плохая военная подготовка и вооружение восставших  
Сила Российского государства  

4. Выскажите свою точку зрения: Е. Пугачев — народный герой или государственный преступник?
5. В чем сходство и различие между восстаниями под предводительством С. Разина и Е. Пугачева? Кому из лидеров вы сочувствуете больше и почему?
6. Какие характеристики выступления под предводительством Е. Пугачева представляются вам наиболее правильными? Аргументируйте свой выбор:
1) бунт;
2) восстание;
3) гражданская война;
4) крестьянская война;
5) казацкое восстание;
6) мятеж;
7) революция;
8) национально-освободительное движение.
7. Объясните слова, приписываемые Е. Пугачеву: «Иду в Москву наказать жену и посадить на престол сына». Как характеризует сознание участников Крестьянской войны эта идея?

Домашнее задание: 1. Выполнить задания 3 к § 6 и 5 к § 7. 2. Самостоятельно изучить вопрос «Крестьянская война 1773—1775 гг.». 3. По желанию: выполнить задание 8 к § 7.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Уважаемые коллеги! Филиал Российского экономического университета имени Г.В.Плеханова в г.Пятигорске приглашает Вас принять участие в Международном экономическом форуме | Вызовы современному христианину на рабочем месте. Часть 2
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал