Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Внутренняя политика Петра I и Екатерины II
Уроки 26—27. «ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ» ЕКАТЕРИНЫ II
Историческая проблема. В чем особенности «просвещенного абсолютизма» Екатерины II? В чем сходство и различие внутриполитического курса двух Великих — Петра I и Екатерины II? Ресурсы: учебник, § 6, 7, 10 (раздел «Общественная мысль»); карта 1 и иллюстрации на цветной вклейке в учебнике. Учебник Борисова Н. С. «История России с древнейших времен до конца XVII века», § 19, раздел «Движение Степана Разина». План уроков.
1. Феномен «просвещенного абсолютизма».
2. В чем сходство и различие внутриполитического курса двух Великих — Петра I и Екатерины II?
3. Крестьянская война 1773—1775 гг. Ход уроков
Вопросы и задания. 1. Определите ключевую проблему, которая лежит в основе научных споров о «просвещенном абсолютизме». 2. Какие точки зрения существуют в исторической науке по поводу «просвещенного абсолютизма»? 3. Как связаны между собой политика «просвещенного абсолютизма» и качества личности монарха? 4. В ходе урока определите, какую трактовку «просвещенного абсолютизма» вы считаете наиболее обоснованной.
Источник 1
«Просвещенным абсолютизмом» называют обычно время примерно с середины XVIII в. до Французской революции 1789 г. и связывают его с именами прусского короля Фридриха II, австрийского императора Иосифа II и Екатерины II. Именно их политика, как считают историки, в наибольшей мере складывалась под влиянием идей просветителей. Многие историки, однако, полагают, что в России «просвещенный абсолютизм» был политикой лишь первых лет царствования Екатерины II и затем, после восстания Пугачева, сменился политикой откровенно реакционной. Другие считают, что «просвещенный абсолютизм» вообще, а в России в особенности, был своего рода либеральной маской, в то время как суть политики не менялась. Наконец, третьи утверждают, что понятие «просвещенный абсолютизм» в принципе несовместимо с российским самодержавием. С другой стороны, некоторые историки считают возможным применять понятие «просвещенный абсолютизм» и к царствованию Елизаветы Петровны и даже Петра I. (См.: История России. 1682—1861 / под ред. В. Шелохаева. — М., 1998.)
Источник 2
Ко времени вступления на российский престол Екатерина была хорошо знакома с новейшими достижениями европейской философской, политической и экономической мысли, на основе которых у нее сложилось определенное представление о том, что необходимо делать для процветания государства. В соединении со знанием российской действительности эти представления повлияли на формирование политической программы императрицы. Некоторые частные положения этой программы, а также способы ее реализации со временем корректировались, но основные цели и идеи оставались неизменными. Поскольку идейно эта программа, а следовательно, и внутренняя политика Екатерины основывались на принципах Просвещения, то и сам этот период русской истории получил в литературе название «просвещенного абсолютизма». Следует, однако, иметь в виду, что, как и многие понятия, употребляемые историками, этот термин носит условный характер уже потому, что был заимствован русской исторической наукой у западноевропейских коллег. Временем «просвещенного абсолютизма» называют обычно несколько десятилетий европейской истории перед Французской революцией 1789 г., а к просвещенным монархам принято относить прежде всего Фридриха II Прусского, Иосифа II Австрийского, Карла III Испанского и Екатерину II. Считается, что эти монархи использовали абсолютную власть для осуществления преобразований, основанных на идеях Просвещения. В это время в европейской политической мысли меняется само представление о роли монарха и его взаимоотношениях с подданными. В монархе начинают видеть как бы первого слугу государства, главу общества, о котором он обязан заботиться. Далеко не все историки согласны с тем, что понятие «просвещенный абсолютизм» применимо к екатерининской России. Во-первых, нет единства мнений о том, что собственно такое абсолютизм, был ли он в России вообще и если был, то когда и как появился. Некоторые современные западные ученые вместо «просвещенного абсолютизма» предпочитают говорить о «просвещенном деспотизме». Своего рода классическим стал вопрос: была ли Екатерина II просвещенным деспотом? Для многих авторов проблема прежде всего в том, что провозглашенные Екатериной идеалы, как часто кажется, невозможно совместить с крепостнической действительностью России второй половины XVIII в. Создается впечатление, что разговоры о просвещении и либеральная идеология, которой пользовалась императрица, были лишь своего рода дымовой завесой, за которой Екатерина скрывала свое тщеславие, властолюбие и реакционные, в сущности, взгляды. Не случайно А. С. Пушкин, сравнивая Екатерину II с героем известной комедии Мольера, назвал ее «Тартюфом в юбке и короне». Однако в последние десятилетия и у нас в стране, и за рубежом взгляд историков на Екатерину стал меняться. (См.: Анисимов Е. В. Россия в XVIII — первой половине XIX в. / Е. В. Анисимов, А. Б. Каменский. — М., 1994.)
2. Сравнить внутреннюю политику Петра I и Екатерины II.
Внутренняя политика Петра I и Екатерины II
Линии сравнения
| Петр I
| Екатерина II
| Обоснование власти
| | | Понимание блага подданных
| | | Отношение к крепостному праву
| | | Преобразования в сфере экономики
| | | Преобразования в социальной сфере
| | | Преобразования в государственном управлении
| | | Преобразования в культуре
| | | Отношение к церкви
| | | Социальные потрясения в период царствования
| | | Выводы
| Общее в политике: Различия в политике:
| Итоги «просвещенного абсолютизма» во внутренней политике:
3. Крестьянская война 1773—1775 гг. При изучении Крестьянской войны под предводительством Пугачева рекомендуется использовать прием сравнения. Сравнительный анализ Крестьянских войн под предводительством С. Разина (1670—1671) и Е. Пугачева (1773—1775). 
2. Проанализируйте источники (сохранена орфография подлинника). Как в них представлены причины выступления (выделите их в тексте)? Сформулируйте цели выступления под предводительством Е. Пугачева. 1) Содержатель войск, светлый государь мира, я, великий воитель, самодержавный властелин всех лутших и простых людей... тех, кто сам видит мое благородное лицо... я буду жаловать вашими землями, водами, рыбными ловлями, покосами, пашнями, лесом, порохом, деньгами, свинцом, хлебом, солью и прочим. Кто не повинуется и противится: бояр, генерал, майор, капитан и иные — голову рубить, имение взять... В одно время они вас объедали, лишали моих рабов воли и свободы, сейчас вы их рубите. Но если не подчиняются (из манифеста Е. И. Пугачева, 29 декабря 1773 г.). 2) Жалуем... всех находившихся прежде в крестьянстве, в подданстве помещиков, быть верноподданными собственной нашей короны рабами, и награждаем вольностию и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и протчих денежных податей, владением земель, лесными, сенокосными угодьями, и рыбными ловлями, и соляными озерами без покупки и без оброку, и протчими всеми угодьями, и освобождаем всех от прежде чинимых от дворян и градских мздоимцев всем крестьяном налагаемых податей и отягощениев (из манифеста Е. И. Пугачева, 28 июля 1774 г.). 3. Проиллюстрируйте конкретными фактами причины поражения восстания под предводительством Е. Пугачева. Заполните таблицу.
Причины поражения
| Факты
| Недостаточная организованность, отсутствие конструктивной программы восстания
|
| Разбойный характер, жестокость восставших
|
| Плохая военная подготовка и вооружение восставших
|
| Сила Российского государства
|
| 4. Выскажите свою точку зрения: Е. Пугачев — народный герой или государственный преступник? 5. В чем сходство и различие между восстаниями под предводительством С. Разина и Е. Пугачева? Кому из лидеров вы сочувствуете больше и почему? 6. Какие характеристики выступления под предводительством Е. Пугачева представляются вам наиболее правильными? Аргументируйте свой выбор: 1) бунт; 2) восстание; 3) гражданская война; 4) крестьянская война; 5) казацкое восстание; 6) мятеж; 7) революция; 8) национально-освободительное движение. 7. Объясните слова, приписываемые Е. Пугачеву: «Иду в Москву наказать жену и посадить на престол сына». Как характеризует сознание участников Крестьянской войны эта идея?
Домашнее задание: 1. Выполнить задания 3 к § 6 и 5 к § 7. 2. Самостоятельно изучить вопрос «Крестьянская война 1773—1775 гг.». 3. По желанию: выполнить задание 8 к § 7.
|