Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Муниципальное общеобразовательное учреждение






«ГИМНАЗИЯ №1 г. ВОЛОКОЛАМСКА»

143600, Московская область, г. Волоколамск, улица Школьная, 12

Телефон: 8 (49636) 2-15-35

E-mail: vlk_gimn_1@mail.ru

 

Открытая межрегиональная конференция школьников:

«Православие – основа нравственного и культурного возрождения русского народа»

 

СЕКЦИЯ: Историко-литературные исследования

ТЕМА: «Всё наше – остаётся с нами. Священномученик протоиерей Николай Виноградов – последний настоятель храма Вознесения Господня села Теряево» (реферат)

 

Автор:

Былба Неонила Геннадиевна,

ученица 8 «Г» класса

МОУ «Гимназия №1 г. Волоколамска»

г. Волоколамск

 

Руководитель:

Орлова Наталья Львовна,

учитель географии

МОУ «Гимназия №1 г. Волоколамска"

г. Волоколамск

 

Дмитров, 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Введение _____________________________________________3-4

II. Развитие Теряевской Слободы (ХV-ХVI вв.)________________4-5

III. Строительство храма в селе Теряево______________________5-8

1. Ильинский храм в подмонастырской слободе (ХУП в.)____________5-6

2. Закладка и освящение Вознесенского храма как памятника в честь победы над поляками (1812-1825 гг.)_____________________________6-7

3. Антирелигиозная компания в Волоколамском уезде (1920-1930-е гг.)_7-8

IV. Священномученик Николай Виноградов - последний настоятель храма Вознесения Господня в период гонений на церковь___________8-14

1. Семья Николая Ивановича Виноградова________________________8-9

2. Служение и научные труды священника Николая Виноградова до революции 1917 года__________________________________________9-10

3. Послужной список отца Николая с 1917 по 1933 год_____________10

4. Первый арест и ссылка (1933-1935 гг.)________________________11-12

5. Служение протоиерея Николая Виноградова в Вознесенском храме села Теряево (1936-1937 гг.)____________________________________12

6. Второй арест ______________________________________________13

7. Мученический подвиг_______________________________________14

V. Закрытие и разрушение храма Вознесения Господня в селе Теряево_____________________________________________________14-16

VI. Начало восстановления храма__________________________17-18

Литература__________________________________________________19

 

I. Введение

Я родилась в республике Молдова, в семье священника. И так сложилось, что наша семья оказалась на Волоколамской земле Иосифо-Волоцкого монастыря. Мой отец, иерей Геннадий Былба, является священнослужителем приписного храма Вознесения Господня Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря. На моих глазах меняется облик этого храма, мимо проходит история, люди, события. Именно это послужило идеей создания данной работы. В ней мы постарались раскрыть историю рождения храма Вознесения Господня села Теряево, жизнь и судьбу последнего настоятеля храма священномученика протоиерея Николая Виноградова, а также ответить на вопрос: -Случайно ли Господь выбрал нашу семью служению Богу в этом храме? Хотелось бы выразить искреннюю признательность всем тем, кто подвиг нас на столь благотворное дело.

Актуальность выбранной темы – память о новомучениках земли русской и необходимости восстановления истории, по имеющимся литературным документам, храма Вознесения Господня села Теряево Волоколамского района. Данная цель предполагает решение следующих задач:

- систематизировать и охарактеризовать исторические условия существования храма в разные времена;

- изучить внутренний и внешний облик храма и его территории;

- узнать и изучить биографию последнего настоятеля храма Вознесения Господня протоиерея Николая Виноградова;

- показать роль новой коммунистической идеологии в стране и повлёкших страданий священнослужителей;

- ответить на вопрос пребывания моей семьи в этом храме.

Ответить на эти вопросы мне помогла литература и рассказы моего отца. По своей направленности литература делится на научную, краеведческую и церковную.

Для церковной литературы характерна своя идеология, свой подход, теологическая трактовка событий и исторических фактов. Краеведческая литература написана на широкой публицистике, но порой несёт исследовательский элемент. Значительное число книг посвящено личности священномученика протоиерея Николая Виноградова, которые очень полно описываются в книгах «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века», Свт. Николай Сербский. Миссионерские письма.

Из материалов Иеромонаха Нектария «Историческое описание Иосифо- Волоколамского второклассного монастыря Московской губернии и Холмогоровых В. и Г. «Исторические материалы о церквах и селах ХVI- XVII» мы узнаём о месте постройки сначала деревянной, а затем и каменной церкви. Очень красиво и богато было убранство храма, его территории и постройках. О нём я узнала из исторических материалов о Церквах и сёлах XVI-XVIII ст. выпуск 9 1896 г. Памятник «Победы» назван храм в дело об освящении церкви во имя Вознесения Господня, что в Теряевой слободе Клинской округи - победы над польско-литовскими интервентами. Проделанный обзор литературы позволяет судить о содержании имеющихся книг, которые легли в основу данной работы.

II. Развитие Теряевской Слободы (ХV-ХVI вв.).

«Новомученики и исповедники Российские, невероятными страданиями запечатлевшие свою верность Святому Православию, уподобились евангельскому зерну, которое, претерпев смерть, обрело воскресение и новую жизнь. Ныне из этого благодатного зерна возрастает обильная нива духовного обновления народа Божия» Послание Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви

от 16 августа 2000 года.

Старинное подмосковное село Теряево Волоколамского района своим рождением обязано Иосифо-Волоцкому монастырю. Когда-то это место называлось Теряева Дорок и в середине 16-го века было передано владельцем монастырю. Тогда здесь было всего четыре дома.

Сейчас это большое поселение, протянувшееся по обеим сторонам дороги, соединяющей города Волоколамск и Клин. Разделено село рекой Большой Сестрой, так что было время, когда улицы по одному берегу относились к Волоколамскому уезду, а по другому к Клинскому, и в каждой части села, соответственно, приходилось иметь какие-то свои конторы, учреждения. О былом богатстве здешних жителей свидетельствуют во множестве сохранившиеся купеческие двухэтажные дома, большинство из которых сейчас находится в достаточно плачевном состоянии.

Значительный рост села произошел во 2-й половине 16-го века, когда образовались две слободы Теряева и Стрелецкая, что, в первую очередь, связано с превращением монастыря мощную крепость на западных границах Московской Руси. Здесь жили и военные, несшие ратную службу при крепости, жили и люди мастеровые, трудившиеся в монастыре, а также люди торговые, дело которых процветало благодаря тому, что монастырь во все времена привлекал себе множество богомольцев. К началу 20-го века село процветало и по насыщенности торговой и промышленной жизни не уступало уездному городу.

III. Строительство храма в селе Теряево.

Долгий период времени слобода была приписной к монастырю. В период времени в документах не сохранилось известий о том, был ли здесь построен храм в конце 16 начале 17-го века. Но, зная историю многих других наших сел, и поработав с документами, я нашла раннее подтверждение, что около 1670 года здесь была построена небольшая деревянная церковь Ильи пророка, которая в Смутное время была сожжена поляками. Интересным фактом является следующее, что с 1625 года Сестринский стан деревни Теряева Дорок относилась к Рузскому уезду, а в 1684 г. Ильинская церковь «по близость» приписана к Волоколамской десятине. В 1670-е годы появились церкви в соседних селах Покровское и Шестаково.

В результате проведенной Екатериной II секуляризации, после 1764 года монастырь лишился своих вотчин. Село стало «казенным», то есть перешло в государственное ведомство.

В начале 19-го века в самом Теряеве жило уже более 400 человек, а приход храма составляло еще несколько деревень с населением около 1500 человек. В начале 19-го века постановили жители возвести в своем селе каменную церковь. Ее построили к 1825 году и освятили в честь Вознесения Господня. В храме устроили придел в честь пророка Илии, местные жители и сейчас считают главным престольным праздником своего села Ильин день. Но откуда же взялось новое посвящение храма? В документах указаний на это обстоятельство нет, однако логику событий все-таки проследить можно.

Начались работы по сооружению храма в 1812 году, и вроде бы, можно было связать этот факт с победой над Наполеоном. Но это не объясняет, почему церковь стала Вознесенской, да и события отечественной войны 1812 году совершенно не затронули бывшие монастырские вотчины. Даже ноги французов здесь не было.

И все-таки этот храм – памятник Победы. Правда, победы над другим врагом. Здесь надо уже вернуться к событиям Смутного времени, к страшным событиям начала 17-го века, когда по Московской Руси прокатилась польско-литовская интервенция.

Неисчислимы бедствия, причиненные тогда поляками. Волоцкие земли были заселены достаточно густо множество поселений, храмов. Все сожгли поляки. Много людей было перебито. Вся земля залилась кровью. Везде воцарилось запустение. Есть русская поговорка - «как Мамай прошел». Но при Мамае было не так страшно. Можно было спастись, укрывшись в монастыре, что и пытались делать люди. Но поляки не просто хотели разграбить, покорить народ, завоевать богатые земли. Действия хозяйничавших на Руси врагов сочетались с лютой ненавистью ко всему православному. Сжигали и оскверняли храмы, мучили и убивали священников и монахов. Пострадал и Волоцкий монастырь. Поляки осадили его, а когда голод заставил укрывавшихся в крепости монахов и крестьян сдаться, интервенты заняли обитель, вывезли оттуда все ценное и превратили в разбойничье гнездо, откуда совершали набеги на окрестные поселения, нещадно грабя и убивая. Но кара Божия не заставила себя ждать. Вскоре уже сами поляки оказались осажденными русскими отрядами. В праздник Вознесения Господня донские казаки, бывшие тогда союзниками интервентов, подняли мятеж и потребовали выхода из монастыря. Тайком, ночью враги покинули монастырь, на рассвете вышли к реке и начали переправу, но вдруг их накрыл такой густой туман, что, потеряв брод, утонуло почти все польское войско.

Два века жила в людях память о той страшной беде, которая постигла тогда русский народ, и в память об избавлении, полученном милостью Божией, был построен храм.

14 июня 1825 года Спасо-Андрониевский архимандрит Гермоген совершил освящение новой церкви, ставшей центром села. При храме была сооружена колокольня, вокруг – каменная ограда. Новый храм был богато убран: пятиярусный резной иконостас, прекрасные росписи, утварь из серебра с позолотой, пол чугунный.

Во 2-й половине 19-го века церковь расширили за счёт увеличения трапезной, была надстроена колокольня. Рядом с церковью, на кладбище, была построена часовня для отпевания прихожан.Неподалеку открыли земскую школу и больницу.

Тяжелые времена для церкви настали после революции.

В Волоколамском уезде события развивались сравнительно спокойно. Не было кровопролития во время компании по изъятию церковных ценностей, когда большевики грабили храмы. Активного закрытия церквей на первых порах не происходило. Уезд был сельскохозяйственный, крестьянство преобладало. Городское население составляло незначительный процент. Религиозные традиции вследствие этого держались основательно. Так к примеру, лишь в 1929 году безбожная власть потребовала, чтобы в учреждениях и в домах были убраны иконы, а до этого они спокойно соседствовали с портретами вождей.

Давление на духовенство становилось все ощутимее. Но пока священников только без конца переводили из храма в храм, не давая долго задерживаться на одном месте, а вскоре, в 1935-36 годах, начались аресты и ссылки. В Волоколамске это стало происходить несколько позднее, чем в Москве, но цель была та же - изгнание духовенства и закрытие храмов. Самым жестоким периодом гонений стали 1937-1938 годы, когда священников, монахов и просто верующих людей расстреливали десятками и сотнями. Среди погибших в эти годы священников - последний настоятель Вознесенской церкви протоиерей Николай Виноградов.

В эти годы в Волоколамске оказался целый ряд видных служителей Церкви, которых после ареста и отбывания срока ссылки отправляли подальше от Москвы, «за 101-й километр». И послужной список отца Николая свидетельствует о том, что этот московский священник в другое время ни при каких обстоятельствах не мог оказаться в роли сельского батюшки. Его биография достаточно ярка и интересна.

IV. Священномученик Николай Виноградов - последний настоятель храма Вознесения Господня в период гонений на церковь.

Отец Николай (Виноградов Николай Иванович) родился 1 апреля 1876 года в городе Дмитрове Московской губернии. Его отец служил диаконом. В соответствии с сословным положением Николай обучался в Вифанской семинарии, после окончания которой был оставлен в ней надзирателем и одновременно преподавал в образцовой школе при семинарии, что несомненно, свидетельствует о его одаренности. Тогда же Николай женился на Екатерине Павловне Соколовой и в 1901 году был рукоположен в священный сан. В браке у отца Николая было четверо детей -дочери Галина, Ангелина, Ирина и сын Сергей.

Первым местом служения молодого священника стал храм в селе Покровское на Городне Московского уезда.

В 1907 году отец Николай поступил в Московскую духовную Академию, которую успешно окончил получив в 1911 году степень кандидата богословия.

Следующим, очень кратким, этапом его биографии стала высокая должность инспектора в Костромском епархиальном училище. Однако уже с 8 декабря 1912 года он поставлен законоучителем в Московском Александровском институте благородных девиц и одновременно настоятелем храма при институте.

Церковная наука всегда привлекала отца Николая. В 1914 году он успешно защитил диссертацию на тему «Книга пророка Аггея» и был утвержден Святейшим Синодом в степени магистра богословия. 28 мая 1915 года за диссертацию он был награжден академической премией епископа Курского Михаила. Вышел целый ряд статей отца Николая в церковных изданиях, он был автором нескольких брошюр. Его деятельность была отмечена наградой Святейшего Синода - наперсным крестом.

Революционные события изменили ход жизни отца Николая. Про научные занятия пришлось забыть. Александровский институт был закрыт, теперь местом его служения стала Никольская церковь в Пупышах. Вскоре его перевели в Благовещенскую церковь на Тверской. Одновременно отец Николай служил еще и в Петропавловской церкви при Мариинской больнице.

В 1920 году отца Николая возвели в сан протоиерея, а в 1924 году митрополит Петр (Полянский) назначил его благочинным 1-го отдела Замоскворецкого сорока, затем, с 8 сентября 1927 года – благочинным и 3-го отдела того же сорока. Тогда же протоиерей Николай получил еще одну высокую церковную награду - право ношения митры.

В 1929 году отца Николая поставили настоятелем в другой московский храм - церковь святых Флора и Лавра на Зацепе. Тогда же ОГПУ вынудило его подписать соглашение о сотрудничестве. Но осведомителем отец Николай не стал. Он не мог нарушить священническую присягу, в частности, обязательство соблюдать тайну исповеди. Он не стал ни предателем, ни доносителем. Это упорство дорого ему обошлось. 1 января 1933 года отца Николая вместе с другими служителями храма и несколькими членами так называемой " церковной двадцатки " арестовали и отвезли в Бутырскую тюрьму.

На следующий день был допрос. Священник признался, что действительно рассказывал анекдот о 15-летии октябрьской революции, -это был случай, свидетелем которого он оказался на улице. Признался и в том, что рассказывал анекдоты, в которых «высмеивалась личность Сталина». Эти обвинения были очень серьезными в то время, когда жестоко насаждалась новая коммунистическая идеология, и складывался культ великого вождя, призванные заменить в умах и сердцах людей православную веру. Однако, обвинения в антисоветском характере произносимых им проповедей отец Николай не признал.

19 февраля того же 1933 года следствие завершилось. Приговор гласил, что все обвиняемые «являлись участниками контрреволюционной группировки церковников при церкви Флора и Лавра. Основное содержание контрреволюционной деятельности обвиняемых заключалось в систематической антисоветской агитации пораженческого и антиколхозного характера и в устройстве нелегальных антисоветских собраний по квартирам участников группировки".

Тогда, действительно, многие священники говорили о том, что советская власть долго не продержится. С точки зрения здравого смысла все происходившее со страной и народом казалось разгулом безумия, которое вот-вот кончится, и жизнь опять вернется в нормальное русло. Многие вспоминали слова Афанасия Великого, сказанные во времена правления Юлиана Отступника, объявившему жестокую войну христианству. «Пройдет эта тучка!» - говорил святой Афанасий своей страдающей пастве.

Епископ Сербский Николай (Велимирович) в эти годы писал о нашем Отечестве: «Мы можем увидеть в муках России знак Божий всем народам, чтобы убереглись они от материализма и в теории и на практике, в мыслях и в делах. Самые благородные умы 19-го века доказывали безумие и гибельность таких идей. Но слова не убедили, потому и был допущен ужас воплощения этих теорий. Для того чтобы род человеческий увидел и отрезвился, отринул пагубные и разрушительные идеи. Ни одна революция не завершилась тем, для чего началась. Часто то, что революция низвергает, впоследствии торжествует как истина».

Да, действительность оказалась куда более жестокой, безумие торжествовало. И в припадке этого общего безумия новая власть обрекла представителей «старого мира», носителей «вредной идеологии» на уничтожение.

15 марта 1933 года священник Николай Виноградов был осужден особым Совещанием при коллегии ОГПУ по статье 58-10 УК РСФСР и отправлен на три года в ссылку в город Каргoполь Архангельской области. Освободили отца Николая 2 января 1936 года, а 21 января он получил назначение в Вознесенский храм села Теряева Слобода Волоколамского района.

Но, оказавшись в столь удаленном от столицы селе, неожиданно отец Николай обрел здесь очень близкого по духу человека, единомышленника. В храме соседнего села Спирово служил священник Димитрий Лебедев. Они оказались близки и по возрасту, и по воспитанию, и по образованию.

Отец Димитрий родился в Спирове, в семье сельского священника. Так же, как и отец Николай, был выпускником Вифанской семинарии и Московской Духовной Академии. До самого закрытия академии он был профессором по кафедре древней истории. В 1933 году был на три года выслан в Казахстан за антисоветскую агитацию. После возвращения из ссылки служил в родном селе.

Два хорошо образованных, опытных священника были на виду и пользовались немалым авторитетом среди своих прихожан. В то время, когда многие храмы были закрыты по причине ареста священников, в Теряево, к отцу Николаю приезжали из других сёл. Один из них, Гавриил Безфамильный, в голодные двадцатые годы переехал из Москвы в село Ярополец Волоколамского района. Теперь он помогал отцу Николаю в церковных делах.

Отец Николай без страха перед гонителями продолжал совершать свое служение. Он говорил проповеди, беседовал с прихожанами, что было запрещено делать духовенству. Слово священника было очень авторитетно. Отец Николай не страшился высказывать своё мнение, в том числе и в государственных учреждениях.

В августе 1937 года вместе с диаконом Петром Смирновым без разрешения властей он устроил праздничный крестный ход. Рядом с церковью были здания больницы, школы, сельсовета и прочих учреждений. Мимо их окон и пришлось идти батюшке вместе с прихожанами.

Вот так и накапливалась у представителей новой власти озлобленность по отношению к почтенному протоиерею. Оставалось только собрать необходимые для ареста свидетельские показания. Затруднения в этом не было. Нашлось немало людей, которые с большим желанием оговаривали тех, в ком власть видела врагов, надеясь, что сами избегнут этой участи, благодаря своему стремлению услужить палачам.

21 октября 1937 года протоиерей Николай Виноградов протоиерей Димитрий Лебедев, диакон Петр Смирнов и Гавриил Безфамильный были арестованы и отправлены в Волоколамскую тюрьму.

Обвинений против отца Николая было выдвинуто несколько. Его обвинили в том, что он благословил прихожан Вознесенского храма Гавриила Бесфамильного продать помянники для записи имен живых и почивших. Следующее обвинение было в том, что он, придя в сельсовет, в присутствии секретаря сельсовета говорил о конституции, о выборах в Верховный Совет, о религии. На что отец Николай ответил следователю, что если он и говорил на эту тему, то только в том духе и смысле, который следует из документов заместителя Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия и который нашел свое выражение в молитве «о властех предержащих на великой ектении и на сугубой ектении». Затем ему зачитали свидетельские показания о том, что он вел антисоветские и контрреволюционные разговоры среди населения в Теряевой Слободе. Это обвинение отец Николай решительно отверг, так же как и обвинение в антисоветской агитации. Еще одно обвинение касалось, устроенного священником крестного хода. Этот факт отец Николай признал, но подчеркнул, что крестный ход, хотя и был совершен без разрешения сельсовета, прошел в церковной ограде.

Официальные тексты протоколов не дают никакого представления о тех страданиях, которые претерпел в тюрьме пожилой священник. И только глядя на его фотографию можно догадаться, каким истязаниям и пыткам его подвергали. Для заслуженного митрофорного протоиерея, даже коротко остриженная голова и лишение священнических одежд уже были позором и мукой, но исхудавшее, изможденное, с глубокими, скорбными морщинами лицо, вдруг сразу постаревшего человека, говорит о том, что за месяц тюрьмы отец Николай перенес столько страданий, сколько не выпало ему за всю его 60-летнюю жизнь.

23 ноября 1937 года «тройка» НКВД по Московской области приговорила протоиерея Николая Виноградова по статье 58-10 УК РСФСР за контрреволюционную агитацию к расстрелу. 27 ноября отец Николай вместе с протоиереем Димитрием Лебедевым и Гавриилом Безфамильным был расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой, где и покоятся его останки в безвестной общей могиле.

В августе 2000 года протоиерей Николай Виноградов Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских. Память священномучеников Николая (Виноградова), Димитрия Лебедева), а также мученика Гавриила (Безфамильного) совершается l 4(27) ноября.

V. Закрытие и разрушение храма Вознесения Господня в селе Теряево.

Святой Иоанн Кронштадтский еще в самом начале 20-го века предрекал будущий путь России: «Царство Русское колеблется, близко к падению. Но Всеблагоe Провидение не оставит Россию. Я предвижу восстановление мощной России. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая, крепкая своей верою во Христа Бога».

Действительно, вскоре произошло крушение государства Российского и начались жестокие гонения на церковь, но до исполнения пророчества о возрождении Руси было тогда еще полвека.

Священник Николай Виноградов стал последним перед закрытием настоятелем Вознесенского храма. В связи с отсутствием богослужений Вознесенская церковь решением исполкома Мособсовета № 802 от 31 марта 1941 года была закрыта и подлежала переоборудованию под здание машинотракторной станции. Здесь разместился склад МТС. Но вскоре началась Великая Отечественная война, и село Теряево оказалось в зоне активных боевых действий. Из книги 1 Т.И.Бабуровой «И не было судьбы у нас другой»:

23 октября 1941 года, 124-й день войны, враг приближается к Волоколамску. Командующий 16-й армией генерал-лейтенант К.К.Рокоссовский принимает решение о перемещении штаба 16-й армии в село Теряева Слобода.

Из дневника курсанта МВИУ «шли с утра до вечера... Большая торговая слобода. Кипела тут жизнь когда-то. В Слободе большая каменная церковь в массивной ограде, а в полутора километрах монастырь Иосифа Волоцкого, знаменитейший, красивейший. Миновали мост в самом центре села возле чайной и универмага. Тут уже не Лама, а Большая Сестра- река. Огневые позиции артиллеристов разместились на опушке леса, в километре от Теряевой Слободы. Она была почти пуста - жители ушли в леса. В этот день над селом дважды появлялись мессершмитты, пикировали с пулеметными очередями - охотились за редкими прохожими, сбросили несколько бомб.

27 октября 1941 года, 128-й день войны

По-прежнему ожесточенным бомбардировкам подвергается Теряева Слобода. Церковь, что на холме, посреди села, в клубах дыма. Горит склад одеял - здесь ткацкая артель. Одеяла, которые удастся спасти из огня, доваторцы будут использовать в мороз, прикрывая ими разгоряченные крупы лошадей.

29 октября 1941 года, 130-й день войны

Уникальное творение русских резчиков – виноградная лоза в иконостасе Успенского собора Иосифо-Волоцкого монастыря и на креслах – символ жизни и солнца, позолоченная липа оказались вечной.

19 ноября 1941 года, 151 день войны

Из дневника курсанта: «Здесь, под Теряевой Слободой, неприятель сосредоточил боевые силы... появились танки. Началось новое генеральное наступление немцев…

Уже смеркалось. Полыхали стога хлеба, в пламени была и Теряева Слобода (казалось бы, там нечему гореть)».

Но уже 19 декабря 1941 года село было освобождено от фашистов.

Бои здесь были тяжелые, кровопролитные. Были стёрты с лица земли не менее сотни домов, пострадала и церковь она получила повреждения при артиллерийских обстрелах, а потом из нее растащили все, что только можно. И остался стоять храм без окон, без дверей, без пола, с полуразрушенной кровлей. Церковная ограда была разобрана на кирпичи до основания. Такое состояние храма дало повод районным властям в апреле 1953 года ходатайствовать о разрешении сломать Вознесенскую церковь, с использованием кирпича на строительство производственных мастерских и общежития МТС.

В августе 1953 года уполномоченный Совета по делам русской православной церкви при Совете министров СССР по г. Москве и Московской области обратился в отдел архитектуры при исполкоме Мособлсовета с просьбой ускорить исполнение представленного документа по вопросу слома церковного здания в селе Теряево. В ответ следует отписка о том, что церковь эта не является памятником архитектуры, и вопрос о ее сносе отдел по делам архитектуры ставит на усмотрение уполномоченного по делам русской православной церкви. По ходатайству упoлномоченного 21 сентября 1953 года Мособлисполком принял решение «разрешить произвести слом бывшего церковного здания в селе Теряево Волоколамского района. Материал от разборки здания использовать на строительные нужды района"

Но случилось чудо и Вознесенский храм не разобрали. В полуразрушенном состоянии заброшенная церковь продолжала стоять в бывшем центре села. Местность превратилась в пустырь, в бывший монастырский скит переместилась сельская больница, сельскую школу присоединили к детскому городку. Прошло еще несколько десятилетий, и своды церкви рухнули. Но и тогда не поднялась у людей рука разобрать поврежденный храм на кирпич. Молитвы перед Господом тех мучеников, которые пострадали при поляках в 17-м веке, молитвы тех святых служителей церкви, которые были замучены руками своих же соотечественников в 20-м веке, сохранили этот памятник для потомков.

VI. Начало восстановления храма.

Жизнь убеждает, ничего в ней не бывает случайно. И в храм, спустя

десятки лет, входит новый священнослужитель приписного храма Вознесения Господня Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря иерей Геннадий Былба, мой отец. И как оказывается его появление не случайно!

Родился будущий священник вместе с братом - близнецом 13 ноября 1976 года в селе Валя-Пержий Чимишлийского района Республики Молдова. А попробовав сравнить этот день с днём в церковном календаре, то окажется, что 13- го ноября празднуется память преподобномученика Иннокентия Мазурина. Вы скажете, ну и что здесь такого? А вот что, отец Иннокентий родился на Украине, недалеко от Каменец-Подольска. Неизвестно, по каким обстоятельствам он уехал из дома, и в 1906 году он становится послушником Иосифо-Волоколамского монастыря. Проходил клиpосное послушание. Вскоре стал иеродиаконом. Видимо, голос он имел великолепный, поскольку все его дальнейшее служение проходило именно в диаконском сане. После закрытия монастыря в 1920 году, отец Иннокентий служил в разных храмах. Долго задерживаться нигде не давали. С 1928 по 1931 год, когда последовал первый арест, иеродиакон Иннокентий Мазурин служил в храме Вознесения Господня села Теряево. После ссылки он вернулся в Теряево, жил недалеко от монастыря. 8 октября 1937 года он был арестован, а 13 ноября расстрелян на Бутовском полигоне. Всегда была традиция считать тех святых, в день памяти которых родился ребенок, его небесными покровителями. Вот таким небесным покровителем отца Геннадия оказался один из новомучеников, служивших в том самом храме, который теперь восстанавливается трудами моего батюшки.

А вам не кажется это случайностью? Наследие передаётся через века и остаётся с нами.

В 2005 году началась работа по восстановлению храма. Отгородили от основного храма помещение трапезной, за год сумели там навести порядок. И 6 января 2006 году, на праздник Рождества Христова, было совершено Первое богослужение.

На первое время самое необходимое выделил монастырь, а потом с приобретением богослужебной утвари стали помогать прихожане. Опять своими руками делал отец Геннадий окна, двери, полы всю необходимую столярную работу. По мере возможности материалом снабжал монастырь, помощь оказывали монастырские трудники.

В 2010 году батюшка испросил благословения священноначалия на возведение купола. Однако оказалось, что поставить леса обойдется в очень большую сумму. Тогда отец Геннадий полностью соорудил купол на земле, а потом постепенно, по частям стал поднимать и устанавливать его. И пусть на эти работы ушло два года, зато все удалось сделать своими силами, без больших финансовых затрат. Монастырь дал медь на покрытие купола. Затем уже побелили стены храма.

Постепенно стал собираться и приход. Жители села были рады возможности помолиться в собственном храме. С большим уважением и доверием относятся они и к батюшке.

Усердные труды по восстановлению приписного храма Иосифо- Волоцкого монастыря были отмечены церковной наградой - Указом Святейшего Патриарха от 3 апреля 2012 года отец Геннадий был награжден правом ношения камилавки.

Сегодняшние прихожане храма Вознесения Господня в своих молитвах просят Божией помощи в полном Возрождении былой красоты и величия церкви.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Протоиерей Олег Пэнэжко. Город Волоколамск, храмы Волоколамского, Лотошинского и Шаховскоrо районов. – Владимир, 2008.

2. Благословенно воинство (Мученичество в жизни церкви). - Свято- Введенская Оптина Пустынь, 2003.

3. Жития новомучеников: и исповедников Российских ХХ века, Московской Епархии. Ноябрь. Тверь, 2004.

4. Свт. Николай Сербский. Миссионерские письма. - М., ПСТГУ, 2011

5. Архимандри Гeронтий (Кургановский). Волоколамский Иосифов второклассный мужской монастырь и его современное состояние. СПб, 1903.

6. Иеромонах Нектарий. Историческое описание Иосифова Волоколамского второклассного монастыря Московской губернии. М., 1887.

7. Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах ХVI- XVII ст. Вып. 9. М., 1896.

8. Дело об освящении церкви во имя Вознесения Господня, что в Теряевой слободе Клинской округи. 1825 г.- ЦХД до 1917 г. Ф. 203. Оп. 210. Д. 422.

9. Т.И.Бабурова. Книга 1. День за днём в Волоколамском направлении. «И не было судьбы у на другой»

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.02 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал