Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие, виды и причины трудовых споров. Источники правового регулирования трудовых споров
Трудовые споры - поступившие на разрешение юрисдикционного органа разногласия субъектов трудового права по вопросам применения законодательства или об установлении в партнерском порядке новых условий труда. Все трудовые споры можно классифицировать: - По спорящему субъекту все трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные. В индивидуальных спорах оспариваются и защищаются субъективные права конкретного работника, его законный интерес, в коллективных спорах – права, полномочия и интересы всего трудового коллектива, права профкома как представителя работников данного производства по вопросам труда, быта, культуры. В коллективных спорах защищаются и права трудовых коллективов, их жизненные интересы от волевого диктата административно-управленческого аппарата, в том числе министерства, ведомства как вышестоящего органа управления данным трудовым коллективом. Коллективные споры делятся по субъекту на споры коллектива работников организации с работодателем, споры профкома с работодателем, а также споры по партнерским соглашениям. - По характеру спора все трудовые споры подразделяются на два вида: 1) споры о применении норм трудового законод-ва, в которых защищается и восстанавливается нарушенное право работника или профсоюза или права коллектива работников; 2) споры об установлении новых или изменении существующих социально-экономических условий труда и быта, не урегулированных законод-ом, которые могут возникать из трудового правоотношения, - об установлении работнику в локальном порядке новых условий труда. - По правоотношениям, из которых может возникнуть спор, все трудовые споры делятся на: 1) споры из трудовых правоотношений; 2) споры из правоотношений по трудоустройству; 3) споры из правоотношений по надзору и контролю за соблюдением трудового законод-ва и правил охраны труда; 4) споры из правоотношений по подготовке кадров и повышению квалификации работников на производстве; 5) споры из правоотношений по возмещению материального ущерба работником предприятию; 6) споры из правоотношений по возмещению работодателем ущерба работнику в связи с повреждением его здоровья на работе или нарушением его права трудиться; 7) споры из правоотношений профкома с работодателем по вопросам труда, быта, культуры; 8) споры из правоотношений коллектива работников с работодателем; 9) споры из социально-партнерских правоотношений на четырех более высоких уровнях. Причины трудовых споров - это негативные факторы, которые вызывают различную оценку спорящими сторонами осуществления субъективного трудового права или исполнения трудовой обязанности. Причинами трудовых споров являются следующие два субъективных негативных фактора спорящих сторон, в результате которых по-разному оцениваются фактические обстоятельства, действия: 1) отставание индивидуального сознания от общественного, отклонение его от норм общеустановленной морали; 2) незнание или плохое знание трудового законод-ва как отдельными руководителями производства, так и многими работниками и их представителями, т.е. низкая правовая культура, правосознание 65. Правовое регулирование забастовки: понятие, порядок проведения. Незаконные забастовки Статьей 37 Конституции РФ признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора. Забастовка – временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора (ч. 4 ст. 398 ТК РФ). Признаки забастовки: 1) отказ работников от исполнения трудовых обязанностей; 2) временный характер такого отказа; 3) добровольный характер такого отказа; 4) его цель – разрешение коллективного трудового спора. Виды забастовок: забастовки, проводимые по единым общим правилам; предупредительные забастовки, проводимые по специально для нее предусмотренным правилам (ст. 410 ТК РФ). Право на забастовку. Работники и их представители вправе приступить к организации забастовки в случаях, если: 1) примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора; 2) работодатель уклоняется от примирительных процедур; 3) работодатель не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора; 4) стороны коллективного трудового спора не достигли со-глашения о выполнении рекомендаций трудового арбитража. Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие. Объявление и проведение забастовки урегулированы ст. 410 ТК РФ. Орган, возглавляющий забастовку. Забастовку возглавляет представительный орган работников, имеющий право: 1) созывать собрание (конференцию) работников; 2) получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников; 3) привлекать специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам; 4) приостанавливать забастовку. Орган, возглавляющий забастовку, обязан: – принять зависящие от него меры по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) и работников, работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей; – обеспечить выполнение минимума необходимых работ (услуг) в период проведения забастовки; – по получении решения суда о признании забастовки незаконной немедленно проинформировать ее участников; – по получении решения суда или Правительства РФ о приостановке забастовки или решения суда, предписывающего отложить ее, проинформировать об этом участников забастовки.
|