Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ произошедшего социалистического опыта.






Про общество всеобщего равенства мечтали давно. Немало было попыток и вариантов. И вот СССР дал миру уникальный опыт продолжительностью в 74 года. Этот период охватил несколько поколений. Масштабы также впечатляют. Социалистическая система охватила полмира. И я думаю, что давно пришло время провести содержательный анализ этого опыта.

Уже сейчас видно, как многие умы, причем молодые, бьются над этими вопросами. Правда, им многое что мешает. Например:

1. Однобокий, предвзятый анализ социалистического прошлого. А предвзятый потому, что историю пишет победитель. Что может сказать о социализме его противник капитализм? Правильно - только плохое. Тем более что сейчас практически все средства информации принадлежат капиталу. Они, эти СМИ, ошибки, болезни роста и неудачные эволюционные опыты социализма объясняют нежизнеспособностью всей идеи.

2. Неправомерное приписывание социализму «кровавого» периода как сути его природы. Эти события были, но были в период становления. Тогда как у капитализма таких событий намного больше, и в период становления, и после, и по сей день, что как раз и показывает его природу. Поэтому эту тему я не буду здесь разбирать. Любому думающему человеку, чтобы понять, где больше зла или добра - в социализме или капитализме, несложно сопоставить исторические факты.

3. Привлекательность и жизнеспособность социалистической идеи мешают понять ошибки, которые действительно были при ее существовании. Ну, а ошибки и эволюционные тупики всегда неизбежны во время осуществления и обкатки любой идеи. Те, кто серьезно занимался изобретением чего-то нового, знают, что это новое, в большинстве своем, не получается сразу. Бывает, не одно поколение сменится, прежде чем что-то получится. Причем за это время концепция может смениться не один раз. А уж моделей... Главное, чтобы идея была верна.

 

А новые коррекции выработать не просто – мешают догмы, выведенные из трудов классиков теории социализма. Хотя эти мыслители не были сами по себе догматиками.

 

1.1. СССР и вся Социалистическая система – что было хорошо, что плохо?

СССР – это очень ценный и уникальный опыт человечества по устройству социума. Этот опыт надо изучать, а не отбрасывать. Очень интересны рассуждения таких людей как я, людей поживших и при социализме, и при капитализме, и которые пытаются проанализировать эти две системы. Кратко и фрагментарно приведу только несколько личных наблюдений этого вопроса. Вначале краткие наброски того, что было хорошо, а что плохо при социализме:

1.1.1. Что было плохо:

- Сталинские репрессии (период).

- Плановая экономика до мелочей.

- Товарный дефицит. Ну и как следствие, спецраспределители.

- Неэффективная экономика (не во всех сферах).

- Отсутствие творческой мысли в партии.

- Идеологические перегибы.

- Борьба за массовость в партии. В партию принимали людей за трудовые и боевые подвиги, то есть за хорошее исполнение своих функций. А надо было только тех, кому интересны вопросы устройства социума и кто желает.

- Выборы. Один кандидат на место. Это произошло из-за отсутствия конкуренции в партии и отсутствия конкуренции в идеологических коррекциях. Руководство приняло практически одну модель как догму и боялось дискуссий на эту тему, опасаясь возврата капитализма. Поэтому и социалистическая мысль не развивалась. Она практически застыла на месте.

- Непрофильные нагрузки на предприятия. Ширпотреб, теплицы, социальные функции (школы, ДК, детсады). Хорошо, что было внимание к социальным сферам, но плохо, что за счет неспециализированных предприятий. Как следствие были разные по оснащению детсады и пионерские лагеря.

- Не было возможности проявить себя людям с предпринимательской инициативой. Но это была концептуальная установка.

1.1.2. Что было хорошо:

- Социальная забота, направленная на всех. Охваченность была полная, независимо от возраста, пола, национальности или географического положения.

- Все дети в детских садах. Образование бесплатное, включая высшее.

- Все люди могли ездить по всей стране, а не малая часть, как сейчас.

- Уверенность в завтрашнем дне. Не боялись остаться без работы. Дети из детдомов выходили «в люди».

- Действующие социальные лифты, не зависящие от статуса и достатка человека. Сын уборщицы мог стать генералом, академиком или известным актером.

- Новый тип человека, думающего о социуме, а не только о себе.

- Доступные, позитивные хобби для детей и взрослых. Причем пропаганда таких увлечений.

- Искусство (и многие другие практики), не придавленное коммерцией. Какие были фильмы и книги! Одно детское кино чего стоит.

- Воспитательная и просветительская направленность культуры.

- В некоторых сферах эффективная экономика. Например, под силу были проекты национального масштаба.

- Идеология.

- Отсутствие навязчивой рекламы.

- Система без кризисов.

1.1.3. Практики, которые сложно оценить по шкале хорошо или плохо:

- Железный занавес – не знаю, однако количество «низкопробных» интересов из других стран он задерживал, не то, что сейчас, когда страшно за души детей.

- Отсутствие рекламы.

- Однопартийная система.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал