Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Молитва третья, ко Пресвятому Духу
-------------------------- Вся, елика Ти согреших – все, в чем я согрешил пред Тобой (вся, елика – все, сколько; согреших – я согрешил). Отпусти – освободи от наказания; оправдав, прости долг. Днесь – сегодня. Паче же – и более того. Горее – хуже, горше. Вольныя и невольныя – по своей воле (добровольные) и непреднамеренно совершённые. Ведомыя и неведомыя – сознательные (совершенные сознательно) и неосознанные. Яже – которые. От юности – с юности, с юных лет (а не «по причине юности»). От науки злы – от злого научения. От нагльства – от бесстыдства, дерзости. Уныние – беспечность, бездействие (в деле спасения). Аще – если. Кляхся – я клялся (употребил Твое (Святого Духа) имя в клятве). Похулих е – мысленно произнес хулу на него (имя Твое). Укорих –укорил. Опечалих – опечалил. О чем прогневахся – прогневался на что-либо, по какому-либо поводу. Безгодно – безвременно, не вовремя, не считая времени (беззаботно). Презрех его – отнесся к нему с пренебрежением, отверг его просьбу. Брата – ближнего, вообще любого человека. Свадих – возбудил ссору, ссорил кого-нибудь. Стоящу ми на молитве – когда я стоял на молитве. О лукавствии мира сего подвижеся – устремился к мирскому (к лжи мира сего). Лукавое – злое, дурное. Доброту чуждую видев – видя чужую красоту (или же добрые свойства вообще: доброта означает и красоту внешнюю, и вообще совершенство). Тою уязвлен бых сердцем – ею был поражен в сердце, т.е. допустил в сердце своем укол зависти. Неподобная глаголах – говорил что-либо непристойное, неподобающее. Моя же суть безчисленная согрешения – тогда как мои прегрешения бесчисленны. Не радих – не заботился, не радел. Та бо вся и больша сих содеях – потому что я сделал всё это и больше этого. Унылаго – поверженного в уныние, не верящего в свое спасение. Почию – в покое (в мире) отдохну. -------------------------- В начале молитвы и в конце ее упоминается среди причин многочисленных грехов уныние:... Прости вся, елика Ти согреших... от уныния... Помилуй мя, Творче мой Владыко, унылаго и недостойнаго раба Твоего... Уныние принадлежит к числу восьми главных страстей, и борьба с этой страстью неизбежна для всякого христианина. «Ставшему на молитву сей лукавый дух напоминает о нужных делах и употребляет всякое ухищрение, чтобы только отвлечь нас от собеседования с Господом каким-либо благовидным предлогом». (Преподобный Иоанн Лествичник) «Душа, уязвленная стрелою этой разорительной страсти, действительно засыпает для всякого стремления к добродетели и наблюдения за своими духовными чувствами... Главное, что производит в нас дух уныния, есть то, что он разленивает, от дел отбивает и праздности научает. Ум празднолюбца ни о чем другом не помышляет, как о пище и чреве, пока, встретив где-либо содружество в каком-либо мужчине или женщине, цепенеющих в такой же холодности, ввяжется в их дела и нужды... Противодейство ему главное будет: не уступай, сиди за делом». (Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин) В этой покаянной молитве приводится целый список грехов, которыми мы грешим ежедневно; чтобы это ежедневное покаяние было искренним, следует вникнуть в суть исповедуемых здесь грехов, в их связь и различие. О некоторых из них стоит сказать особо. ... Аще именем Твоим кляхся... Вот слова Самого Господа Иисуса Христа: Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5, 33-37). Несомненно, слова вечернего исповедания грехов говорят не только о непосредственной клятве, но и о всяком нарушении 3-й заповеди Закона Божия – о божбе и поминании имени Божия всуе (заметьте, что к нарушению этой же заповеди относит катихизис и невнимательность в молитве – как произнесение имени Божия с нарушением благоговения и лживое). ... Или похулих е в помышлении моем... Этими словами исповедаются хульные помыслы – отвратительные, грязные мысли и представления, возникающие прежде всего во время молитвы и за богослужением. «Кого дух хулы беспокоит и кто хочет избавиться от него, тот пусть знает несомненно, что не душа его виновна в таких помыслах, но нечистый бес... Посему и мы, презирая его и вменяя за ничто влагаемые им помыслы, скажем ему: Отойди от Меня, сатана: Господу Богу Моему поклонюся и Ему одному послужу (ср.: Мф. 4, 10); слова твои да обратятся на главу твою!» (Преподобный Иоанн Лествичник) Преподобный Иоанн указывает и таинственную внутреннюю причину хульных помыслов: это – гордость. «Кто одержал победу над сею страстью, тот отринул гордость». «Перестанем судить и осуждать ближнего, и мы не будем бояться хульных помыслов: ибо причина и корень второго есть первое». К этим же, внутренне связанным с хулой, грехам против ближнего обращает наше внимание и молитва-исповедь: ... Или кого укорих; или оклеветах кого гневом моим, или опечалих... Здесь говорится о прямом укоре (укорих), о запальчивом несправедливом осуждении (оклеветах кого гневом моим); наконец, даже «справедливый» и невысказанный впрямую гнев так или иначе огорчает наших ближних (опечалих). Покаянная молитва обращает нас к корню этих грехов против ближнего:...или о чем прогневахся... Гнев принадлежит к числу восьми главнейших страстей. Гнев допустим лишь на бесов и на себя. ... Или брата моего опечалих... Казалось бы, об этом грехе только что говорилось; но выше шла речь о печали, вызванной проявлениями гнева, а опечалить брата моего может и невнимание, и неразумие, и просто моя общая греховность. ... Или свадих... Свадити – ссорить, возбуждать раздор. ... Или кого осудих... Напомним слова апостола: Кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого? (Иак. 4, 11-12). ... Или развеличахся, или разгордехся, или разгневахся... Но выше уже говорилось: или о чем прогневахся; повтор ли это? Пожалуй, приставка раз – указывает на другое качество, другой уровень исповедуемой страсти: достаточно сильную охваченность гневом (прогневахся может относиться и к мимолетному чувству). ... Или доброту чуждую видев, и тою уязвлен бых сердцем... Уязвлен бых сердцем – то есть был ранен в самое сердце, получил болезненную сердечную рану (язву). Многозначность слова доброта позволяет отнести эту фразу как к соблазну чей-либо внешней красотой (сластолюбивым помыслам, жгучим и болезненным), так и к зависти, всегда мучительной; применяйте эти слова к вашей собственной душевной язве. ... Или греху брата моего посмеяхся, моя же суть безчисленная согрешения... Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф. 7, 3-5). Создатель этой молитвы – преподобный Ефрем Сирин.
|