![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Историография.
Русскоязычная историография, посвящённая Аврелию Августину имеет достаточно много общих работ в той или иной степени затрагивающих различные его теологические положения или творчество в целом. Несомненно, что столь монументальный труд, как «О граде Божьем», нашёл своё отражение на страницах отечественной историографии, однако детальное рассмотрение позиции богослова относительно античных богов в сравнение их с истинным Богом видится неразработанным в должной мере. Фундаментальная работа Ивана Васильевича Попова 1916 года «Личность и учение блаженного Августина», защищённая им в качестве докторской диссертации, достаточно полно рассматривает философские и религиозные взгляды этого античного мыслителя, содержит подробнейший разбор фундаментальной теологии о сущностных моментах христианского Бога в августиновских сочинениях. Но, в то же время, позиция Августина по вопросам, связанным с отношением к античным богам, в этой, почти 800-страничной работе, рассмотрена весьма поверхностно и эпизодично[8]. В лекциях Этьена Жильсона «Дух средневековой философии» 1931-1932 годов, прочитанных им в университете Абердина, автор, разбирая те или иные аспекты средневековой философии регулярно приводит в пример Аврелия Августина, в том числе и его работу «О граде Божьем». Но если отдельные моменты, связанные с фундаментальным богословием, ещё освещены, то позиция Августина по отношению к античным богам опущена полностью[9]. Наибольшее внимание, в советской историографии, заслуживает вышедшая в 1978 году работа Геннадия Георгиевича Майорова «Формирование средневековой философии: Латинская патристика», в которой автор достаточно подробно рассматривает теологические положения трактата «О граде Божьем», в том числе и отношение античного богослова к языческим богам, в основном с точки зрения полемики Августина с языческой религией[10]. Из 33 лекций Майка Сунина «Средневековая политическая философия Запада», прочитанных в университете Ксавьера в 2000 году, 7 посвящены непосредственно Августину. Ввиду политической ориентированности лекционного курса, большая часть из них посвящена работе «О граде Божьем». М. Сунин достаточно подробно разбирает отдельные аспекты августиновоской фундаментальной теологии, и, в то же время, работа абсолютна теоцентрична, и, даже в лекции, непосредственно посвящённой причинам падения Рима, языческие боги упомянуты вскользь[11]. Статья 2014 года В.Н. Сырова и С.Ю. Сухановой ««О граде божьем» и современная философия истории или что нам могут сказать размышления Августина об истории» содержит некоторые положения касательно сущности участия Бога в историческом процессе по Августину[12].
|