Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Слушать – слышать – понимать ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Физическая способность человека слушать не тождественна способности услышать и понять. Поэтому мы говорим о сознательной активности, о специальной организации восприятия. Слышать – значит улавливать ключевые слова и мысли, запоминать (фиксировать), анализировать. Для этого необходимо различать в произносимых текстах факты и оценки говорящего, описания конкретных событий и обобщения. Слушая, мы часто слышим не другого человека, а собственные мысли и чувства из-за чего наша оценка опережает анализ и понимание.
Умение слышать предполагает активность слушающего и владение определенными навыками. К навыкам эффективного слушания относят совокупность техник, объединенных термином «активное слушание». Активное слушание определяется как «система действий, способствующих сосредоточению внимания слушающего на партнере, активизации самовыражения партнера, восприятию и пониманию сказанного (не сказанного) им»[1].
Большинство людей гораздо более склонно говорить, чем слушать, что зачастую приводит к неудовлетворенности общением, к ложным выводам, к высказыванию не того, что интересует партнера, к ответам не на те вопросы, которые задавали, к игнорированию действительно важных моментов.
Активное слушание позволяет решить важнейшую из проблем — проблему доверия, ибо доверие возникает тогда, когда собеседник чувствует искренний интерес к нему, как к человеку. Оно способно дать собеседнику ощущение вашего сопереживания, уловить эмоциональную окраску и почувствовать значение его проблем
Кроме того, оно обладает благоприятным эмоциональным воздействием, поскольку собеседник видит, что его слушают.
Техники активного слушания делятся на две группы в соответствии с задачами: 1) разговорить партнера по общению и 2) услышать и понять. Обе эти задачи решаются за счет техник вербализации (проговаривания)[2]. .
[1] Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности. СПб., 2002. С. 190 [2] Сидоренко Е.В. Указ. соч.; Дерябо С.Д. Ясвин В.А. Гроссмейстер общения. М., 1996
|