![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часть I. Психологические синдромы детского и подросткового возрастаСтр 1 из 54Следующая ⇒
А. Л. Венгер НА ЧТО ЖАЛУЕТЕСЬ? ВЫЯВЛЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ Педагогический Центр «Эксперимент» Москва-Рига 2 А. Л. Венгер. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. Москва-Рига, 2000. — 184 с. Книга представляет собой практическое пособие для психологов и педагогов, работающих с детьми от старшего дошкольного до юношеского возраста. В ней содержится описание наиболее распространенных вариантов психического развития детей и подростков, рассматриваются типичные жалобы учителей и родителей, предлагаются методики психологического обследования и описывается техника анализа полученных данных. Особое внимание уделяется направлениям психологической и педагогической коррекции неблагоприятных вариантов личностного развития. Приводятся рекомендации, которые могут быть даны педагогам и родителям, излагаются методы групповой работы с детьми подросткового и юношеского возраста. © Венгер А. Л., 2000 © ПЦ «Эксперимент», 2000 Vengers A. Par ko sū dzaties? Bē rnu un pusaugž u personī bas attī stī bas nelabvē lī go variantu ī stenoš ana un korekcija. ISBN-9984-16-038-6 3 СОДЕРЖАНИЕ
4
5 Предисловие В распоряжении психолога, ведущего практическую работу с детьми и подростками (диагностическую, консультативную, психотерапевтическую), имеется множество разнообразных методик. Однако подчас бывает очень трудно решить, какая из них окажется полезной в том или ином конкретном случае. Только опыт и интуиция специалиста помогают пройти путь от обнаружения проблемы до ее устранения, от жалобы клиента до рекомендаций психолога. Эта книга послужит путеводителем, который, конечно, не может полностью подменить собой интуицию, но, по крайней мере, подскажет полезные ориентиры. В течение 25 лет я совмещал работу психолога-консультанта и психотерапевта с научными исследованиями. Это позволило мне познакомиться с наиболее распространенными вариантами родительских и учительских жалоб и с причинами, которые их вызывают. Оказалось, что, хотя дети очень разные и каждый из них уникален и неповторим, большинство проблем можно свести к небольшому числу типичных причин и естественно вытекающих из них следствий. Главная трудность в том, что взрослые обычно не задумываются о подлинных источниках, приводящих к тем или иным детским проявлениям. Своими реакциями они (взрослые) эти проявления поддерживают и укрепляют. Стоит разрушить этот порочный круг — и начинается порой медленное и постепенное, а порой и быстрое “выздоровление”. Надо лишь, как в медицине, правильно поставить диагноз и назначить соответствующее “лечение”. В этой книге приводятся “психологические диагнозы”, типичные для старшего дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возрастов. Рекомендуются те методы психологического обследования, с помощью которых эти “диагнозы” могут быть определены. Указываются направления развития личности, характерные для тех или иных сочетаний психологических особенностей. Предлагаются различные формы коррекционной и профилактической работы, некоторые из которых могут осуществляться родителями, другие — школьными учителями и воспитателями детских садов, третьи — только специалистами-психологами. 6 Часть I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
|