![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
А. Задания, развивающие вербальные средства общения
Для развития вербальных средств общения могут быть рекомендованы следующие игры и задания: • подбор синонимов и антонимов к заданному слову, а также слов, связанных с ним по ассоциации; 147 • составление “коллекций” слов, обозначающих: — человеческие чувства; — настроения; — качества характера; — человеческие достоинства и недостатки; — моральные оценки; • “эмоциональные ассоциации”; • ответы на вопросы руководителя и участников группы, задавание другим участникам содержательных вопросов; • коллективное придумывание различных способов употребления заданного предмета; • “30 секунд”. При занятии с группой первого типа (с достаточно высоким общекультурным уровнем) игры, описанные в этом разделе, рекомендуется включать в разминку, с группами второго и третьего типа — в основную часть занятия. Синонимы. Участников просят называть синонимы к слову, заданному руководителем или одним из членов группы (ведущим). В случае необходимости предварительно объясняется значение слова “синоним” (предполагается называние не только точных, но и приблизительных синонимов; степень точности коллективно обсуждается). Для начала игры используются слова, имеющие много достаточно точных синонимов (например, глаголы “есть” или “умереть”), затем — любые приходящие в голову слова. Синонимы могут называться всеми участниками по очереди или по выбору руководителя. Возможен также вариант по типу игры “испорченный телефон”: каждый участник называет частичный синоним к слову, названному предыдущим (слово говорится шепотом на ухо — так, чтобы слушающий мог хорошо его разобрать, в то время как остальные участники игры его не слышат). В итоге значение слова может очень сильно измениться, что обычно вызывает живую реакцию участников группы. Смысловые изменения, произошедшие в процессе передачи слов, обсуждаются в конце игры. Аналогично проводятся игры Антонимы и Ассоциации. Названия чувств. Играющим предлагается по очереди называть слова, обозначающие человеческие чувства. Предлагаемые слова обсуждаются с точки зрения их адекватности (например, действительно ли словом “трусость” обозначается чувство, или же трусость — это человеческое качество, а для соответствующего ему чувства используются другие слова — скажем, “страх”). В продвинутой группе (типа “А”) полезно ставить более тонкие задачи: например, 148 различать слова, обозначающие чувство-отношение (“любовь”, “уважение”, “презрение” и т. п.) и чувство-состояние (“радость”, “тоска”, “раздражение” и т. п.). Аналогично проводятся игры Настроения, Качества характера, Человеческие достоинства и недостатки, Моральные оценки и т. п. Подобные игры очень полезны на первых этапах работы группы. Они позволяют естественно перейти к содержательной дискуссии (например, от обсуждения смыслового различия между словами “любовь” и “увлечение” — к дискуссии на тему о человеческих взаимоотношениях) и актуализируют необходимый для нее словарь. Эмоциональные ассоциации. Руководитель группы ставит вопросы типа: “Что можно назвать словом “красивое”? словом “прекрасное”? “приятное”? “страшное”? “ужасное”? ” и т. п. Задачи те же, что и у предыдущей игры. Вопросы и ответы. Руководитель задает вопрос и бросает мяч одному из участников группы, который должен как можно быстрее (“не думая”) дать ответ. Желательно, чтобы вопросы были достаточно эмоционально значимы (например: “Каково главное качество мужчины (женщины)? ”, “Где бы ты хотел сейчас оказаться, если бы мог выбрать любое место на Земле? ”, “Что такое счастье? ”). В дальнейшем правила игры видоизменяются: ответивший участник сам задает следующий вопрос и бросает мяч тому, от кого хочет услышать ответ. При этом важная задача руководителей — специально отмечать и поощрять серьезные, значимые вопросы и содержательные ответы. Употребление предмета. Задание представляет собой модификацию гилфордовского “теста употребления”. Участникам предлагается назвать как можно больше разных способов употребления какого-либо предмета, указанного руководителем или кем-либо из участников группы (например, ставится вопрос: “Для чего можно использовать лопату? ”). Предлагаемые варианты использования обсуждаются с точки зрения их адекватности, специфичности и оригинальности. Скажем, использование лопаты в качестве зонтика не вполне адекватно — вряд ли она сможет надежно защитить от дождя. Ее использование для того, чтобы дать кому-либо по голове (вариант, регулярно предлагаемый в группах второго и, особенно, третьего типа), не специфично, так как с этой целью можно использовать почти любой предмет. Использование лопаты для перерубания тонких веток (т. е. в качестве топора) адекватно и специфично, но мало оригинально. 149 30 секунд. Каждому участнику группы дается 30 секунд, в течение которых он может сказать все, что захочет. Если кто-либо из участников не хочет говорить, то отведенные ему 30 секунд проводятся в молчании. Задача игры не только в том, чтобы сделать более свободной речь участников группы, но и в том, чтобы научить их внимательно выслушивать друг друга, не перебивая говорящего. Эту игру не следует проводить часто. Ее полезно в первый раз провести на начальном этапе работы (на 2-м — 3-м занятии), затем один — два раза сыграть в нее ближе к концу работы группы и, наконец, дать ее на завершающем занятии. Высказывания полезно записывать на диктофон. Сравнивая высказывания в начале, в середине и в конце занятий группы, можно будет увидеть, насколько они стали свободнее и содержательнее. Такое сравнение помогает участникам группы осознать произошедшие у них изменения, способствует фиксации и последующему сохранению достигнутых результатов. На последнем занятии участники часто спонтанно начинают использовать свои 30 секунд для рассказа о том, что им дала группа. *** В качестве иллюстрации той роли, которую играют эти методы в формировании поисковой активности, направленной на ориентировку в социальных отношениях, приведем наблюдение, сделанное в одной из групп третьего типа (с низким образовательным уровнем и выраженными девиантными тенденциями). На занятии с участниками группы проводилась игра “Вопросы и ответы”: руководитель группы бросал мяч одному из участников и задавал вопрос, на который участник должен был ответить, после чего перебрасывал мяч другому участнику (по своему выбору) и задавал ему свой вопрос. После занятия юноши активно обсуждали между собой крайне взволновавшее их происшествие: накануне один из членов группы был задержан милицией по подозрению в изнасиловании (впоследствии обвинение оказалось ложным). Обсуждение шло сумбурно, все говорили, не слушая друг друга. Внезапно Заза — лидер группы — отозвал в сторону Диму и взял мяч, лежавший в углу комнаты. Бросив Диме мяч, он спросил: — Если бы твой друг оказался в беде, что бы ты сделал? — Все, что смог бы, чтобы ему помочь, — ответил Дима, бросая мяч обратно. Дальше диалог продолжался в том же возвышенном тоне, сопровождаясь перебрасыванием мячом. Это поведение совершенно не было ориентировано на руководителя, который в это время стоял за дверью в коридоре и слышал диалог Зазы с Димой чисто случайно. Как форма, так и содержание беседы резко отличались от обычного для этих юношей стиля общения между собой. Обобщенная постановка вопросов, 150 лексика и даже само грамматическое строение фраз были для них необычными. В соответствии со степенью значимости темы они перешли на тот стиль общения, который строился на групповых занятиях. При этом соответствующий стиль оказался не полностью интериоризован, и перебрасывание мячом выступило в качестве внешнего средства, организующего деятельность (в соответствии с принципами, описанными Л. С. Выготским).
|