Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Г. Задания, способствующие стабилизации самооценки
Эти задания полезны в группах, относящихся ко всем трем описанным типам. Они не только помогают преодолеть нарушения самооценки, но и повышают сплоченность группы, улучшают общую эмоциональную атмосферу. Нами использовались следующие задания: • называние одним словом своего главного положительного качества; • “автобиография”, • положительные взаимные характеристики участников группы (“комплименты”); • разные формы самопредъявления (рассказа о себе); • “я в будущем”. Ведущее качество. Каждый из участников группы называет одним словом свое главное положительное качество. Задание выполняется по очереди. Оно дается на одном из первых занятий и составляет органическую часть процедуры знакомства. Автобиография. Каждый член группы рассказывает о тех событиях своей жизни, в которых формировались или проявлялись его положительные личностные качества. Это задание, также как и предыдущее, дается на одном из первых занятий. “Комплименты”. Все участники группы (включая руководителей) по очереди дают характеристику тому, на кого указал жребий. В характеристике разрешается называть только положительные качества, причем не придумывать их, а реально находить у обсуждаемого человека. В ходе одного занятия положительные характеристики даются трем-четырем членам группы. После этого проводится обсуждение (выясняется, ожидал ли человек услышать о себе так много хорошего, приятно ли это ему было и т. п.). В первый раз задание дается на шестом — седьмом занятии, когда члены группы уже достаточно хорошо знакомы друг с другом. Затем оно повторяется еще на нескольких занятиях, чтобы каждый участник успел побывать в роли оцениваемого (“получающего комплименты”). 161 Самопредъявление. Участники группы по очереди рассказывают о себе. Так же как и в предыдущем задании, требуется называть только свои положительные качества — причем не выдуманные, а реально существующие. От задания “Ведущее качество” оно отличается тем, что в этом случае требуется развернутая и подробная самохарактеристика. Самопредъявление желательно проводить после того, как данный человек уже обсуждался в задании “Комплименты”, иначе оно вызывает у юношей и девушек неловкость и смущение. Руководитель просит всех участников группы задавать выступающему вопросы, которые помогут ему вспомнить свои положительные качества. Можно также впрямую что-то подсказать, если он явно затрудняется. “Я в будущем”. Каждый из участников группы рассказывает о том, каким ему хотелось бы стать в будущем. Это задание полезно проводить сразу же после задания “Комплименты”. *** Приведем пример того, как проходили взаимные характеристики в одной из групп второго типа. Каждому из членов группы было предложено дать положительную характеристику Леши, который был мало заметен в группе. Вначале он долго пытался отказаться от роли обсуждаемого. Однако, будучи вынужден принять эту роль, выслушивал похвалы в свой адрес с большим удовольствием. Первые похвалы были весьма формальными (“Свой парень”, “Не выпендривается” и т. п.). Условие избегать повторений привело к тому, что участники группы стали вспоминать конкретные ситуации, положительно характеризующие Лешу, более дифференцированно оценивать его личностные качества, особенности общения с ним (“Не говорит лишнего, но если говорит — то по делу”, “Если обещает что-то, то ему можно доверять”, “Как будто ничего не делает, а когда его в клубе нет, то чего-то не хватает”). На последующих занятиях Леша стал значительно активнее, чем был до того. Кроме того, он стал гораздо регулярнее, чем раньше, посещать клуб.
|