![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Исторический аспект развития логопсихологии
Психология детей, имеющих нарушения речи, формировалась на базе логопедии. Это относительно молодой раздел специальной психологии. Хотя первые исследования в этой области проводились еще на начальных этапах развития логопедии. Так, в 1936 г. Р.Е. Левина описала нарушение межфункциональных взаимодействий (ратардацию развития) у детей с грубым недоразвитием речи (феномен формирования и длительной стабилизации автономной речи). На примере анализа становления и преобразования автономной речи как факультативного образования на ранних этапах онтогенеза Р.Е. Левина раскрыла возможности изучения межфункциональных перестроек высших функций и диспропорций в их развитии, тем самым внеся вклад в разработку теории уровневневой функциональной организации психических процессов. Систематическое изучение психического развития неговорящих детей (алаликов) дало возможность создать психологическую классификацию алалий (Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алалисов). М., 1951). Таким образом было
накоплено значительное количество фактов, отражающих особенности психического развития детей с речевой патологией. В последующие годы внимание исследователей, занимающихся изучением речевой патологии, было сосредоточено на изучении структуры и механизма речевых нарушений, а также на разработке путей их преодоления. Психологическим исследованиям развития детей с речевой патологией уделялось меньше внимания, однако наблюдения специалистов за развитием высших психических функций у детей способствовали накоплению фактического материала. В настоящее время в центре внимания детской логопсихологии находится ряд проблем: особенности мышления, восприятия, внимания, памяти, а также личности и межличностных отношений детей с нарушениями речи. Целенаправленно ставятся и решаются вопросы, связанные с изучением психического развития детей с патологией речи (А.П. Воронова; О.Р. Даниленкова; В.А. Ковшиков; Е.В. Кириллова; Р.И. Лалаева, А. Гермаковска; Е.М. Мастюкова; Л.И. Переслени, Т.А. Фотекова; П.С. Цветкова и др.). Данные вопросы решаются с позиций системного анализа психики, основанного на представлениях о взаимоотношениях между первичным и вторичным дефектом, а также о межфункциональных взаимодействиях в процессе аномального системогенеза, сформулированных Л.С. Выготским. Вопросы и задания 1. Дайте определение логопсихологии как науки. Сформулируйте предмет, объект и значение логопсихологии. 2. Каковы цели и задачи логопсихологии? С какими наука'' ми она связана? 3. Каковы научно-теоретические основы логопсихологии'/ 4. Раскройте исторический аспект развития логопсихолов гии (на примере изучения алалии). Литература 1. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динами ческой афазии. О механизмах построения высказывания. М„ 2002. 2 .Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. Ека теринбург, 2004
3. Белянин В.П. Психолингвистика. М. 2003. 4. Вартапетова Г.М. Коррекция нарушений письма у учащихся начальных классов с учетом латеральной организации сенсомоторных функций: Автореф. дис... канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2002. 5. Волкова А.С. Теоретические основы логопедии / Логопедия // Под ред. Л.С. Волкова, С.Н. Шаловской. М., 1997. С. 6—85. 6. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956. 7. Выготский Л.С. Основные проблемы современной дефектологии // Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / Сост. В.М. Астапов, Ю.М. Микадзе. СПб., 2001 8. ВятлеваО.А., Пучинская Л.М., Сунгурова Т.А. Электрофизиологические показатели зрелости кортикальных областей в соотношении с латерализацией функций у детей 6-7 лет // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. М., 1991.С.30-40. 9. Голоухова Г.Н., Иорданова Ю.А. Сенсомоторные асимметрии у детей с нарушениями умственного развития // Современные проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребёнку/ Под ред. А.В. Грибанова, Л.С. Медниковой. Архангельск, 2000.С.100-102 10. ГореловИ.Н. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе. Челябинск, 1974. 11. Данилова Н.Н, Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов –на-Дону, 1999. 12.Ермолаева М.В. Возрастная психология. М., 2000. 13.Залевская А.А. Введение в психолингвистику. СПб., 2000. 14.Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М., 2001. 15.Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождения речевого высказывания. М., 1969. 16. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 1997. 17. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. 5-е изд., перераб.и доп.М., 2006.
|