![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Научно-теоретические основы логопсихологии
Логопсихология опирается на выдвинутый отечественными физиологами (И.М. Сеченовым, И.П. Павловым, П.К. Анохиным), психологами (Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем и др.), нейропсихологами (А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой и др.). Ими выдвинут принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития, утверждающий ее ведущую роль в опосредовании психических процессов. Большое значение для логопсихологии имеет учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах; учение П.К. Анохина О функциональных системах организма; учение А.Р. Лурия О функциональной организации деятельности человеческого мозга, также учение Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта. Важным в данных исследованиях для логопсихологии является понимание системной организации психических процессов. В соответствии с терминологией И.П. Павлова, выделяют первую и вторую сигнальные системы, которые обеспечивают функционирование психической деятельности человека. Анатомической основой сигнальных систем являются полушария головного мозга. Сигнальные системы — это механизмы ориентировки живого существа на определенные признаки
окружающей среды. Благодаря функционированию этих механизмов, мозг получает сигналы из окружающего мира, позволяющие активно регулировать поведение индивида или особи. Первая сигнальная система — это механизм ориентировки и регуляции поведения живых существ в окружающем мире, при котором свойства среды воспринимаются мозгом в виде сенсорных сигналов, т.е. ощущений цвета, звука, запаха и пр. Вторая сигнальная система — это механизм ориентировки и регуляции поведения живых существ в окружающем мире, при котором свойства среды воспринимаются мозгом в виде сигналов, представленных в знаковой системе языка. Система вербальных сигналов специфична для человека и не обнаруживается у животных. Именно она лежит в основе волевой деятельности, обеспечивающей регуляцию сложных опосредованных форм поведения и социального взаимодействия. Благодаря ей человек может отображать мир в обобщенной (понятийной) форме и выступать активным участником речевого общения. Вторая сигнальная система возникает в ходе культурно-исторического развития человека как «чрезвычайная прибавка», определяющая новый принцип работы центральной нервной системы, взаимодействующая с первой сигнальной системой и образующая, совместно с ней, качественно новое целое. Теория функциональных систем, разработанная П.К. Анохиным, представляет концепцию нервно-психической организации жизнедеятельности целостного организма, активно и целенаправленно взаимодействующего со средой. В ее основе лежит представление о функции как процессе последовательного достижения организмом приспособительного результата, повышающего его эффективность в конкретных условиях существования. Согласно теории функциональных систем, в основе поведения как активного взаимодействия организма со средой лежат качественно специфические системные процессы (организации нейронных образований в систему). Отношения организма со средой носят циклический, целесообразный и целенаправленный характер. При этом поведение направляется опережающим отражением действительности. Начало двигательной активности организма означает реализацию действия под определяющим влиянием цели, нейрофизиологическим
воплощением которой служит акцептор результатов действия. В свою очередь, достигнутые результаты сличаются с акцептором, после чего начинается следующий цикл активного взаимодействия организма со средой. В интервале между «стимулом» и началом «реакции» выделяются процессы сличения параметров стимула с акцептором результатов предыдущего действия и афферентный синтез, на базе которого принимается решение — выбор цели и программы действия. В теории функциональной системы П.К. Анохина афферентный синтез определен как синтез сенсорного материала, запечатленного в памяти, мотивации, информации о среде и пускового стимула принятия решения. В данном случае память трактуется как совокупность взаимосвязанных функциональных систем различных уровней иерархии, сформированных в ходе эволюции и в индивидуальном жизненном опыте, а мотивация — как конкретизация одной из потребностей организма. При афферентном синтезе, благодаря мотивации, актуализируются все системы, деятельность которых когда-либо приводила к удовлетворению данной потребности. Информация о среде помогает сориентироваться в конкретной ситуации. Окончательное решение осуществляется в момент, когда какое-либо событие — пусковой стимул — указывает на предпочтительность одной из систем, уже выбранных под влиянием мотивации обстановки (П.К. Анохин). Поскольку иерархическая организация систем в памяти отражает эволюционную и индивидуальную историю отношений и организма со средой, имеется соответствующая иерархия афферентных синтезов. Афферентный синтез интегрирует различные уровни мозговой деятельности нервной системы в целом. Итак, функциональная система — это определенная организация активности структурных элементов нервной системы, приводящая к достижению соответствующего результата. Также теоретические истоки логопсихологии базируются на исследованиях Л.С. Выготского, раскрывающих сложную структуру отклоняющегося развития ребенка, согласно кого' нарушение деятельности какого-либо анализатора или интеллектуальное нарушение, приводят к целому ряду отклонений[7].
|