![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Клиническая характеристика нарушений речи
В детском возрасте в развитии речевых процессов значительную роль играет правое полушарие. В настоящее время высказывается точка зрения, что именно с его активным участием связаны недостаточная осознанность и произвольность детской речи на ранних этапах ее становления. В формировании же сознательного и произвольного применения речевых средств ведущая роль принадлежит структурам доминантного по речи (обычно левого) полушария мозга. Особенностью речевых нарушений в детском возрасте является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. Речевые нарушения, наблюдаемые в детском возрасте, могут быть физиологического (связаны со сроками созревания периферических центральных структур головного мозга) и патологического (болезненного) характера. Патологические нарушения речи в зависимости от локализации подразделяются на центральные и периферические, а в зависимости от характера нарушения — на органические и функциональны е. На начальных этапах становления логопедии как науки она не располагала собственной классификацией нарушеня речи, полностью принимая медицинскую. А. Куссмауль 1877г. одним из первых проанализировал медицинскую классификацию речевых расстройств и упорядочил терминологии. Эта классификация легла в основу множества клинических классификаций, но ни в одну из них не был заложен определенный принцип, что привело к разночтению видов и форм речевых нарушений. К пересмотру классификации речевых нарушений подключились М.Е. Хватцев, Ф.А. Pay, О.В. Правдина, С.С. Ляпидевский при этом они значительно пополнив содержательную характеристику речевых расстройств. В настоящее время в логопедии существует две классификации нарушений речи: • клинико-педагогическая; • психолого-педагогическая. По мнению Б.М. Гриншпуна, которое поддерживается и другими исследователями, клинико-педагогическая классификация опирается на традиционное для логопедии содружество
с медициной, но, в отличие от чисто клинической, выделяемые в ней виды речевых нарушений не привязываются строго к формам заболеваний. В данной классификации все виды нарушений речи делятся на две группы — в зависимости от того, какая именно речь нарушена: устная или письменная. Клинические формы нарушений речи Периферического характера · Механическая дислалия (нарушения звукопроизношения · Функциональная дислалия (нарушение функции артикулирования — неправильные, неточные движения артикуляционного аппарата при сохранном строении органов артикуляции). · Ринолалия — нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи, в первую очередь, голоса, вызванное нарушением строения артикуляционного аппарата в виде расщелин (незаращения) губы, альвеолярного отростка, десны, твёрдого и мягкого нёба. Может быть открытой, когда воздушная струя при звукообразовании проходит не только через рот, но и через полость носа, и закрытой, проявляющейся при нарушениях нормальной проходимости носовой полости при и них, опухолях, искривлениях носовой перегородки, хронических процессах в носоглотке. · Ринофония — нарушение тембра голоса при нормальной артикуляции звуков речи, обусловленное дискоординацией участия ротой и носовой полости в процессе фонации. · Дисфония- расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется либо отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония). Может быть обусловлена органическими и функциональными расстройствами голосообразующего механизма центрального и периферического характера. Центрального характера Дизартрия-нарушение звуковой системы языка (звукопроизношение, просодики, голоса) в результате органического поражения центральной нервной системы. Нередко при дизартрии нарушения не ограничиваются только произносительной стороной, но касаются также лексико-грамматической стороны и понимания речи. • Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования речи). При моторной алалии трудности касаются развития собственной речи при относительно сохранной возможности понимания обращенной речи. При сенсорной алалии наблюдается противоположная картина: нарушается в той или иной степени понимание речи окружающих. • Афазия — полная или частичная утрата ранее сформированной речи в результате тяжелых травм головного мозга, воспалительных процессов и опухолей, затрагивающих речевые зоны. В основе механизма афазий лежит распад речевого стереотипа, в связи с чем утрачиваются навыки произношения или возможности понимания чужой речи. В детском возрасте (до 5—7 лет) нарушения речи при поражениях мозга по типу афазий в основном стерты и в большей мере касаются слухоречевой памяти.
• Дисграфия, или аграфия, — специфическое, соответственно частичное или полное расстройство процесса письма Проявляется в нестойких оптико-пространственных образах букв, искажениях звукослогового состава и структуры предложения. Письмо может нарушаться при поражении почти любого участка коры левого полушария мозга — заднелобных, нижнетеменных, височных и затылочных отделов. • Дислексия (алексия) — стойкое нарушение чтения, связанное с недоразвитием в основном теменно- височно- затылочной области головного мозга.
|