![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы анализа речевых нарушений
Нарушение речи определяется как отклонение от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. Цельюанализа речевых нарушений является выявление структуры нарушения и научное обоснование направления и содержания исследований речевой патологии в детском возрасте. Принципы анализа речевых нарушений являются основой классификации речевых нарушений. Принцип — основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки; внутренние убеждения человека. По данным современной литературы, направление и содержание исследования нарушений речи у детей определяются следующими принципами анализа: принципом развития; принципом системного подхода; принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития. Эти принципы разработаны Р.Е. Левиной и составляют основу классификации речевых нарушений. · Принцип развития — предполагает анализ процесса возникновения дефекта. Знание особенностей и закономерностей речевого развития на каждом возрастном этапе, а такжепредпосылок и условий, обеспечивающих его развитие, позволяет причины возникновения нарушения и наметить адекватные пути коррекционного воздействия. · Принцип системности — подход к анализу речевых нарушений, определяющей речь как систему. Речевая патология
может проявляться в нарушениях различных компонентов речевой деятельности: звукопроизношения, фонематических процессов, лексики, грамматики. Речевые нарушения многообразны. От того, какие компоненты речевой системы нарушены, зависит характер дефекта, например, у одних детей может быть нарушено звукопроизношение, у других, наряду с фонетическими, могут наблюдаться и фонематические нарушения, у третьих можно увидеть как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую недостаточность. На этом принципе базируются педагогическая классификация речевых нарушений и комплектование специальных учреждений для детей с расстройствами речи. Все психические процессы у ребенка: восприятие, внимание, память, мышление, воображение — связаны с речью. Речь формируется под воздействием высших психических функций, но и они, в свою очередь, развиваются под влиянием речи. Так, обобщенность восприятия зависит от уровня развития речи, при этом развитие связной речи возможно лишь при сформированности операций сравнения, анализа, синтеза; слухоречевая память взаимообусловлена и взаимосвязана с развитием фонематических процессов. Таким образом, при анализе речевых нарушений важно учитывать все вышеперечисленное, а также соматической состояние ребенка, особенности его эмоционально-волевом и двигательной сфер, возраст, микросоциальное окружение, состояние зрения, слуха и интеллекта, т.е. необходим комплексный, с учетом структуры дефекта, подход к изучению ребенка.
|