![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 4. Специалисты, помогающие детям, пережившим насилие
Субъектами (те, кто обеспечивает деятельность системы) воздейстия являются специалисты нескольких ведомств:
· Педагоги; · Психологи; · Врачи (педиатры, детские психиатры, невропатологи); · Средний медицинский персонал детских больниц и поликлиник; · Инспектора по делам несовершеннолетних; · Социальные работники, социальные педагоги; · Юристы(суд, прокуратура, адвокатура). Работая на своих основных местах работы, эти специалисты объединены в меж(над)ведомственные профессиональные команды. Основными функциями междисциплинарных команд являются следующие:
Несомненно, одним из важнейших условий существования системы защиты детей от насилия является наличие специальных знаний об этой проблеме как у профессионалов, специалистов, работающих с такими детьми, так и у всего сообщества в целом. К сожалению, сегодня специалисты далеко не всегда готовы к работе, опираясь на специальные знания о проблеме насилия. Очень часто многие врачи, психологи, педагоги «размывают» проблематику насилия над ребенком среди близких и несомненно очень важных тем. Кроме того, как показывают исследования, проведенные Нижегородским ресурсным центром «Детство без насилия и жестокости» в 2001-2002г.г, взгляды специалистов на проявления насилия над детьми существенно различаются. В таблице 3 представлены результаты опроса специалистов, работающих в Нижегородской области, относительно частоты распространения тех или иных видов насилия над ребенком.
Табл.3. Сравнительная характеристика частоты встречаемости различных видов насилия над детьми.
Анализ полученных результатов показывает, что, к сожалению, даже специалисты, работающие в одном районе, с одними и теми же детьми, не в состоянии точно определить ситуацию насилия над ним. Многие специалисты не определяют те или иные маркеры насилия над ребенком.
Проблемы обучения специалистов Известно, что для эффективного обучения специалистов, работающих с детьми, необходимо не просто специальное обучение. Важно, чтобы это обучение носило междисциплинарных характер. Проблема насилия над ребенком - междисциплинарная проблема, поэтому крайне важно мультидисциплинарное обучение специалистов, работающих с детьми, пережившими насилие. В США, в настоящее время существует всего несколько академических программ обучения такого рода. В Центре наук о здоровье университета Оклахомы в 1987 году была основана Интердисциплинарная программа подготовки (ИПП) по проблемам насилия над детьми. В 1991 году программа получила грант Национального Центра по Насилию над Детьми и Пренебрежению их Нуждами (США). Наряду в программой в Университете Оклахомы, правительственный грант обеспечивал трехлетнее финансирование подобного курса еще в 7 университетах и 2 медицинских школах Америки. Данная программа существует в университете Оклахомы более десяти лет. Программа развивается и в настоящее время является единственным специализированным курсом подготовки студентов преддипломного и последипломного уровней по проблемам насилия над детьми и пренебрежения их нуждами года в медицинских школах университетов Америки. Целями интердисциплинарной программы обучения являются следующие: · Обеспечить преддипломную и последипломную подготовку по проблемам насилия над детьми в области организации, исследований, клинической практики, законодательства и защиты прав детей для специалистов в области медицины, стоматологии, юридических наук, социальной работы, психологии и других смежных дисциплин. • Подготовить специалистов, которые возьмут на себя лидерство в предупреждении и преодолении проблемы насилия на местном, региональном, национальном и международном уровнях. • Обеспечить национальную модель интердисциплинарной подготовки по проблемам насилия над детьми. Программа обеспечивает подготовку для профессионалов, которые будут оказывать помощь детям, а также обучать других специалистов в диагностике и терапии детей, подвергшихся насилию по всей стране. Эти профессионалы проходят такую подготовку, которая позволит им взять на себя лидерство на местном, национальном и международном уровнях. Ежегодно 15-20 студентов старших курсов, а также врачей-терапевтов, психологов, юристов, социальных работников, специалистов областях сестринского дела, образования, стоматологии, организации здравоохранения и психиатрии отбираются на конкурсной основе на обучение по данной программе. Программа является эквивалентом 6 - 12 учебных часов в Университете в неделю (в зависимости от основной специальности студента). Обучение включает еженедельный дидактический компонент (3-4 часа лекционно-практических занятий в неделю), практику внутри своей дисциплины, значительное количество практики в смежных дисциплинах, подготовку и защиту специального проекта (исследование, изучение клинического случая или оценку программы) и участие в модели судебного процесса. В России в Нижегородской области реализована программа подготовки междисциплинарных команд для работы по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми. Эта программа представляет собой модель постдипломного образования для психологов, врачей, юристов, педагогов, социальных работников, инспекторов по делам несовершеннолетних. администраторов, которые образуют междисциплинарную команду в том или ином районе Нижегородской области. Программа включает в себя три основных модуля: «Введение в проблему насилия и жестокого обращения с детьми», «Организация командного взаимодействия специалистов различного профиля, работающих с детьми», «Междисциплинарный подход в работе со случаями насилия над детьми.». Общий объем программы – 120 учебных часов. Тематический план учебных модулей представлен в таблице 4. Табл.4. Учебно-тематический план программы подготовки междисциплинарных команд для работы по предотвращению насилия над детьми.
В результате обучения по данной программы сегодня подготовлено 65 специалистов для работы 13 междисциплинарных команд Нижегородской области. Для дальнейшего повышения квалификации специалистов проводятся узко специализированные программы подготовки и повышения квалификации. Некоторые из этих программ представлены в пятой главе данного раздела.
|