![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные модели командной работы в области предотвращения насилия и жестокого обращения с детьми
Насилие и жестокое обращение с детьми в настоящее время является проблемой, требующей применения знания и навыков специалистов разной профессиональной принадлежности: врачей, психологов, юристов, социальных работников, педагогов, работников правоохранительных органов и других служб. Конкретные формулировки, применяемые специалистами разных профессий в разных странах, могут различаться в деталях, однако, очевидно, что насилие над детьми – это междисциплинарная проблема, требующая комплексного и координированного ответа специалистов разных профессий. Ни один профессионал и ни одно изолированное ведомство не может решить эту проблему в одиночку, поскольку не может представлять юриста, врача, педагога, психолога, милиционера и других специалистов в одном лице. В практике работы с социальными проблемами на Западе, среди которых выделяется и насилие по отношению к детям, существуют три основные модели командной работы (Б.Ю. Шапиро): · мультидисциплинарная · междисциплинарная (межпрофессиональная) · трансдисциплинарная Все эти три модели являются как бы эволюционным продолжением друг друга, но в тоже время каждая из них используется в практике специалистов как отдельная и самодостаточная.
Мультидисциплинарная команда Одной из наиболее распространенных в зарубежной практике технологий является ведение случая так называемой «мультидисциплинарной командой», в состав которой практически всегда входит, наряду с социальными работниками, психолог. Мультидисциплинарная команда характеризуется как совокупность независимых экспертов из различных дисциплинарных областей, которые руководствуются отдельным, независимым от других специалистов планом работы. Внутренние взаимосвязи в мультидисциплинарной команде нередко можно оценить «не вместе, но рядом». Во многих случаях это проведение социальной и психологической диагностики и консалтинга. Специалисты, входящие в мультидисциплинарную команду, представляют свои экспертные заключения по тому или иному случаю. Руководство подобной командой в зарубежной практике всегда осуществляется социальным работником, который по своим функциональным обязанностям имеет больше возможностей взаимодействия с семьями. Именно эта модель взята за основу в построении большинства отечественных социальных служб, в штат которых входят специалисты разного профиля (социальные работники, педагоги, психологи, юристы, медицинские работники). Модель мультидисциплинарной команды является первой эволюционной ступенькой в концепции командной работы. Поэтому в ней существует много неясностей и пробелов. Негативные моменты связаны, главным образом, с проблемами организации и управления деятельностью мультидисциплинарной команды, разделения специалистами ответственности за результаты работы команды. Действия членов мультидисциплинарной команды по разрешению ситуации часто изолированы и не скоординированы.
Трансдисциплинарная команда Трансдисциплинарная команда является следующим распространенным направлением в работе по решению социальных проблем. При трансдисциплинарном подходе члены команды взаимозаменяемы, так как каждый из них имеет базовое образование по той или иной специальности и, кроме того, знания и профессиональные навыки работы в различных областях (психология, юриспруденция и др.) Создание команды по такому принципу имеет как позитивные, так и негативные моменты в организации. Позитивные моменты: · Работу со сложным случаем ведет один человек. Если ресурсов специалиста, «ведущего» работу с проблемной ситуацией, не хватает, то подключается «базовый» специалист. · Экономия ресурсов всей команды. Таким образом, с одной стороны сокращается численность штата, с другой - клиент освобождается от необходимости взаимодействовать со множеством людей. В итоге это приводит к следующему важному «плюсу»: · Экономия финансов. Негативные моменты: · Единоличное принятие решений, влечет за собой возможность ошибки специалиста. По мере того, как растет необходимость принимать критические решения воздействующие на детей и семьи, увеличивается вероятность ошибочных решений. Неправильные решения могут стоить дорого и приводить к чрезмерно частому удалению/помещению вне дома ребенка или даже травмам и смертям детей. · Каждый специалист, входящий в трансдисциплинарную команду, при рассмотрении сложной ситуации, так или иначе, посматривает ее через собственную личностную и профессиональную картину мира. Сталкиваясь с ситуацией, решение которой лежит вне его специализации, член команды будет использовать в большей степени методы, близкие к его профессии. Так, например, при ведении случая, где выявлено физическое насилие по отношению к ребенку в семье юрист может настаивать на скорейшем изъятии ребенка из семьи. Ведение подобного случая другим специалистом, например, психологом, привело бы, скорее всего, к изучению и пониманию эмоциональной привязанности ребенка к родственникам и, как следствие, к работе на сохранение целостности семьи (если нет прямой угрозы жизни и здоровью ребенка). Таким образом, решения относительно безопасности детей сильно отличаются у одного специалиста от другого, даже среди тех, кто считается профессионалом в своей деятельности и экспертом в области защиты детей.
Междисциплинарная команда В настоящее время признано, что при работе с проблемой насилия над детьми и пренебрежения их нуждами наиболее эффективным является междисциплинарный подход, при котором специалисты действуют как единая междисциплинарная команда. Отличительными особенностями такой команды являются: · общее видение проблем ребенка/семьи; · наличие общей цели деятельности; · согласованность действий членов команды; · взаимодополнение членов команды по функциям и ролям; · наличие единых протоколов действий; · групповая ответственность членов команды за результаты воздействий; способность быстрого реагирования на ситуацию, в которую попал ребенок. Основными функциями* междисциплинарных команд, работающих по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми, являются следующие:
Для решения задач, требующих нестандартных подходов, творческих идей или привлечения более обширной информации из разных областей, такая группа как междисциплинарная команда, оказывается более продуктивной за счет использования знаний и опыта из разных областей, которыми обладают ее члены. Междисциплинарной команде легче избежать различных внешних влияний и возможного недоверия, как со стороны определенных социальных институтов, некоторой консервативной части представителей «своего» ведомства, так и со стороны возможных заказчиков и клиентов, нуждающихся в помощи сразу нескольких специалистов и ограниченных в возможности получения ее в силу различных обстоятельств. Решение, которое было бы труднее принять любому специалисту или представителю ведомства в одиночку из-за того, что на него будут влиять различные социальные институты или отдельные люди, может быть принято командой. Если внутри междисциплинарной команды между представителями различных ведомств возникает непонимание или неприятие идей и взглядов в ходе групповых обсуждений, это лишний раз позволяет убедиться в том, что высказанная мысль не догма, а чье-то мнение, которое можно обсуждать и развивать. Таким образом, междисциплинарная команда, как группа представителей различных профессий, позволяет развивать у своих членов способность к объективному разностороннему рассмотрению поставленной проблемы. Совместная работа представителей разных профессий – это эффективный инструмент преодоления сопротивления «чужим» идеям, которое может возникать при «параллельной» работе специалистов, когда они работают над решением одной и той же проблемы, каждый на своем месте. Привлечение высокопрофессиональных специалистов из разных областей к разработке стратегии и тактики решения проблемы способно существенно снизить сопротивление, которое могут встретить действия специалиста или группы в любом «своем» ведомстве. Если деятельность междисциплинарной команды встречает понимание и поддержку со стороны структур, представленных в команде, со стороны иных социальных институтов, то уровень включенности в работу каждого члена команды становится значительно выше как при постановке цели, так и в процессе решения проблемы, поскольку личностный ресурс не тратится на доказательство необходимости решения проблемы, что имеет место в случае индивидуального взаимодействия специалиста с этими структурами и социальными институтами.
|